Программа работы с одарёнными детьми.
рабочая программа

Антонова Наталья Владимировна

Программа работы с одарёёнными детьми для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

 «Комитет по образованию города

        Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ

670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12,

тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52.

Сайт школы: school51uu.ru         E-mail: schoolnum51@yandex.ru

  «Рассмотрено»

 На заседании МО

 учителей нач. кл.

 Протокол № __

 «__»  _______   2018 г.

 Руководитель МО

 _________/Кашапова К.А./

    «Согласовано»

 Заместитель директора                   по УВР МБОУ «СОШ № 51» _________/Дёмина Т.Г./

«__»  ________  2018 г.

              «Утверждено»

Директор МБОУ

             «СОШ № 51»

_________/Вежевич А.Е./

       «__»  __________2018 г.

Программа работы

 с одарёнными детьми

 (2018-2019 уч. год)

Составитель: учитель нач. классов

МБОУ «СОШ № 51»

Антонова Н.В.

г. Улан-Удэ

2018 г.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

 к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественные скачки в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  •  проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Результаты по формированию УУД.

Личностные УУД.

Сформированные УУД:

Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Стремление к самосовершенствованию;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД:

Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД.

Сформированные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД:

Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

Карта одарённых учащихся:

1.Фамилия, имя, отчество учащихся:

2.Состав семьи, ее структура:

3. Жилищно-бытовые условия:

4.Взаимоотношения в семье:

5.Культурный уровень семьи:

6.Воспитательный потенциал семьи:

7. Характер детей: перечислить качества личности:

8. Положение детей в коллективе: пользуются авторитетом, являются лидерами.

9.Учебная деятельность: успеваемость: имеют положительные отметки по всем предметам.

Мотивация обучения: школа - первая ступень к знаниям, посещаемость уроков: не пропускают уроки без уважительной причины. Способности к обучению: высокие. Познавательный интерес: высокий.

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков, предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное.

11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется:

 План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2018 -2019 г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей.

сентябрь-октябрь

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год.

сентябрь-октябрь

Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

февраль

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах.

ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

май

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

2018-2019

Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.

2018-2019

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

ежегодно

План работы с одарёнными детьми____________________ на 2018-2019 учебный год

Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей.

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры.

Участие в конкурсе рисунков и поделок.

Участие на ярмарке «Золотая осень».

Октябрь

Практические занятия. Проекты по окружающему миру, математике.

 Выступление на праздниках, концертах.

Ноябрь

Участие в сборе макулатуры.

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ».

Участие в дистанционных конкурсах: «Русский медвежонок», «КИТ».

       Участие в акции «Подари библиотеке книгу».

Декабрь

Подготовка к школьной НПК.

Проект по русскому языку.

       Республиканская природоохранная акция «Сохраним леса Байкала».

Участие в городском конкурсе творческих работ «Мама, милая моя!».

Участие в выставке поделок «Снежная фантазия».

Январь

       Индивидуальные консультации и завершение работы на НПК.

       Школьная НПК.

       Участие в дистанционных конкурсах.

Февраль

       Разработка и создание проектов.

Школьные олимпиады по предметам.

Городская олимпиада по русскому языку «Знатоки словарных слов».

Городской конкурс детского рисунка.

Март

Участие в концерте.

Школьный конкурс.

Проект по окружающему миру и литературному чтению.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпис».

Участие в городских олимпиадах «Нерпёнок», «Грамматик», «Знатоки словарных слов».

Апрель

 

Городские олимпиады по предметам.

Республиканская НПК «Земля – наш общий дом».

Международные НПК «Путь Гермеса», «Новое поколение».

Результаты, достижения.  Планирование дальнейшей работы.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года.
Награждение.

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы.

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   онлайн.

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество».

 

Список литературы:
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т. Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999. - № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...