Программа работы с одарёнными детьми.
рабочая программа
Программа работы с одарёёнными детьми для начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию города
Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12,
тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52.
Сайт школы: school51uu.ru E-mail: schoolnum51@yandex.ru
«Рассмотрено» На заседании МО учителей нач. кл. Протокол № __ «__» _______ 2018 г. Руководитель МО _________/Кашапова К.А./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 51» _________/Дёмина Т.Г./ «__» ________ 2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 51» _________/Вежевич А.Е./ «__» __________2018 г. |
Программа работы
с одарёнными детьми
(2018-2019 уч. год)
Составитель: учитель нач. классов
МБОУ «СОШ № 51»
Антонова Н.В.
г. Улан-Удэ
2018 г.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественные скачки в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Сформированные УУД:
Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД:
Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД:
Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Составлять внутренний план действий.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми:
- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
Карта одарённых учащихся:
1.Фамилия, имя, отчество учащихся:
2.Состав семьи, ее структура:
3. Жилищно-бытовые условия:
4.Взаимоотношения в семье:
5.Культурный уровень семьи:
6.Воспитательный потенциал семьи:
7. Характер детей: перечислить качества личности:
8. Положение детей в коллективе: пользуются авторитетом, являются лидерами.
9.Учебная деятельность: успеваемость: имеют положительные отметки по всем предметам.
Мотивация обучения: школа - первая ступень к знаниям, посещаемость уроков: не пропускают уроки без уважительной причины. Способности к обучению: высокие. Познавательный интерес: высокий.
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков, предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное.
11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется:
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2018 -2019 г.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Диагностика одаренных детей. | сентябрь-октябрь | |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. | сентябрь-октябрь | |
Составление индивидуальной программы обучения: | постоянно | |
Организация и проведение школьных олимпиад. | февраль | |
Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах. | ежегодно | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | май | |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | постоянно | |
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. | ежегодно | |
Распространение опыта работы с одаренными детьми. | 2018-2019 | |
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов. | 2018-2019 | |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | ежегодно |
План работы с одарёнными детьми____________________ на 2018-2019 учебный год
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры. |
Участие в конкурсе рисунков и поделок. Участие на ярмарке «Золотая осень». | |
Октябрь | Практические занятия. Проекты по окружающему миру, математике. Выступление на праздниках, концертах. |
Ноябрь | Участие в сборе макулатуры. |
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ». Участие в дистанционных конкурсах: «Русский медвежонок», «КИТ». | |
Участие в акции «Подари библиотеке книгу». | |
Декабрь | Подготовка к школьной НПК. Проект по русскому языку. Республиканская природоохранная акция «Сохраним леса Байкала». Участие в городском конкурсе творческих работ «Мама, милая моя!». Участие в выставке поделок «Снежная фантазия». |
Январь | Индивидуальные консультации и завершение работы на НПК. Школьная НПК. Участие в дистанционных конкурсах. |
Февраль | Разработка и создание проектов. Школьные олимпиады по предметам. Городская олимпиада по русскому языку «Знатоки словарных слов». Городской конкурс детского рисунка. |
Март | Участие в концерте. Школьный конкурс. Проект по окружающему миру и литературному чтению. Участие во Всероссийской олимпиаде «Олимпис». Участие в городских олимпиадах «Нерпёнок», «Грамматик», «Знатоки словарных слов». |
Апрель
| Городские олимпиады по предметам. Республиканская НПК «Земля – наш общий дом». Международные НПК «Путь Гермеса», «Новое поколение». Результаты, достижения. Планирование дальнейшей работы. |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы. |
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет онлайн. | |
Создание в учебном кабинете материальной базы. | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах. | |
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество». |
Список литературы:
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т. Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999. - № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...
Программа работы с одарёнными детьми
программа работы с одарёнными детьми , рассчитана на четыре года обучения....
Программа работы с одарёнными детьми
Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...
Программа работы с одарёнными детьми "Наши надежды"
Программа разработана на 4 года....
Программа работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми
Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...