методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка
классный час посвященный правовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_klassnyy_chas_yulya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 588 Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по правовому воспитанию.
Классный час «Права ребёнка».
2019
Пояснительная записка
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в современных условиях именно правовое образование подрастающего поколения в школе является важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
В настоящее время обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков, растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Решить данную проблему без специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей социализацию личности школьника, невозможно.
Педагогическая целесообразность методической разработки классного часа на тему «Права ребёнка» заключается в том, что авторы попытались соединить содержание, формы и методы работы, которые вызывают интерес у обучающихся разного возраста. Школа является малокомплектной, поэтому на классном часе присутствуют обучающиеся 5 – 9 классов, так как мероприятием, на котором присутствуют 2 – 3 человека, сложно заинтересовать детей, включить их в деятельность. Объединение детей разных классов позволяет классному руководителю, опираясь на имеющийся у детей жизненный опыт, знания, полученные на уроках обществознания, сделать мероприятие интересным, полезным, вовлечь детей в совместную деятельность.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что она рассчитана на разновозрастную аудиторию; содержание, формы работы способствуют, с одной стороны, формированию правовой грамотности, правосознания подростков, с другой стороны, воспитывают уважительное отношение к младшим, друг к другу, к окружающим, способствуют социализации личности обучающихся. Систематическая работа по формированию правовой культуры обучающихся образовательного учреждения дала определённые результаты: в школе нет обучающихся, пропускающих занятия по неуважительной причине; состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полиции; совершивших преступления. Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность проведения подобных мероприятий.
В целях сохранения достигнутых результатов, дальнейшего повышения уровня правовой компетентности обучающихся была разработана «Программа воспитания правовой культуры обучающихся МАОУ ООШ ст. Тулебля на 2013 – 2018 г.г.», отвечающая интересам общества в целом, отражающая содержательный компонент образования – воспитание законопослушного гражданина. Данная программа правового воспитания реализует эти задачу в полном объеме, позволяя применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях. Программа предусматривает систему мониторинга качества усвоения материала, методический инструментарий (формы и методы реализации), ожидаемые результаты.
Мониторинг качества усвоения материала на данном мероприятии был проведён в форме беседы, выполнения групповой работы и индивидуальных выступлений участников мероприятия.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний обучающихся в области основных правовых документов, устанавливающих и регулирующих права человека.
- Формирование убеждений: умей отстаивать свои права, нет прав без обязанностей, уважай права других людей.
- Осознание необходимости быть законопослушным гражданином.
Описание реализации мероприятия.
Классный час на тему «Права ребёнка» для обучающихся 5 - 9 классов.
Цель: формирование правовой грамотности, правосознания подростков и социализация личности школьника.
Задачи мероприятия:
- познакомить обучающихся с основными правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребёнка;
- довести до сознания обучающихся мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
- обобщить знания обучающихся о личных правах человека; помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - прав;
- воспитать законопослушного гражданина и патриота.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель.
- Сегодня мы собрались на классный час, чтобы поговорить об очень важной проблеме и для взрослых, и для детей. Обратите внимание на выставку книг: «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка».
Назовите ключевое слово в названиях документов (права человека).
Слайд 1.
Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Словесные ассоциации»
2. Дидактическая игра "Словесные ассоциации"
-Назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите выражение «права человека».
(на доске – рисунок):
- Учащиеся называют свои ассоциации.
- Давайте проверим, правильно ли вы думаете.
Слайд 2.
-А теперь давайте сделаем вывод из того, что у нас получилось.
- Ответы обучающихся.
3. Давайте обратимся к словарю: я попрошу вас найти определение понятия "Права человека".
Слайд 3.
- Итак, права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.
- Какие правовые документы гарантируют эти права? С ними мы и познакомимся сегодня на классном часе.
3. Основная часть. (Открытие нового).
- Ребята, а где перечислены наши права?
(В Конституции.)
Слайд 4 (изображение Конституции).
- Как вы понимаете, что такое Конституция?
Слайд 5 – определение Конституции.
(Законы жизни.)
Слайд 6 – Права человека (выписка из Конституции)
Учитель
- С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению, в битвах и войнах.
Учитель.
Итак, мы с вами подошли ко Всеобщей Декларации прав человека, которая была подписана в 1948 году после злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны. Люди всего мира осознали, что война - самый худший способ решения споров и объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы и справедливости.
Слайд 7
Работа со словарём.
- Найдите понятие «декларация».
Слайд № 8 – понятие «Декларация»
- Давайте послушаем об истории ее создания.
- Выступления учащихся с докладами об истории создания Всеобщей Декларации прав человека.
4. Групповая работа с правами человека в упрощенной версии Всеобщей Декларации.
Учитель.
-Перед вами список 30-ти прав человека из Всемирной декларации. Попробуйте разъяснить каждое право.
Учащиеся складывают из карточек «Право + разъяснение» и записывают парами на интерактивной доске. (Приложение №1, 2)
Учитель.
-Но мы с вами не должны забывать о том, что у нас есть не только права, но и...обязанности – это записано в Конституции РФ.
-Ваша семья - это маленькое общество со своими правами и обязанностями.
Я просила вас подготовить к классному часу список прав и обязанностей в вашей семье.
5. Выступление учащихся.
Двое учащихся зачитывают свои права и обязанности в семье.
6. Учитель.
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. Выступление учащихся.
Ответы детей:
- это: право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
Учитель.
- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права?
Выступление учащихся.
- Ответы учащихся.
Учитель.
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.
Слайды 9,10.
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.
Учитель.
-Помочь нам познакомится с Конвенцией о правах ребёнка, узнать, какие права человека она защищает, нам могут сказки и басни.
Мы рассмотрим произведения, в которых затрагивается проблема прав человека, осуждаются хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол.
1-я сказка «Красная шапочка»
2-я сказка «Заюшкина избушка»
3-я сказка «Волк и семеро козлят»
4-я - басня «Квартет»
5-я сказка «Буратино»
6 –я сказка – «Айболит»
7-я сказка – «По щучьему веленью»
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Слайд 11.
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Слайд 12.
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
Слайд 13.
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
Слайд 14.
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.
Слайд 15.
6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
Слайд 16.
7. Заключение.
Согласно Конституции России у граждан нашей страны кроме прав есть ещё и
обязанности. Как вы понимаете, что такое обязанности?
-Посмотрите сценку.
8. Сценка
Сын. Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.
Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!
Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?
- Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребёнка, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок. О какой важной обязанности он забыл? Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!
Личные права есть у каждого человека, как у взрослых, так и у детей. За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
- А теперь ответьте на вопрос: «Какой документ определяет права ребёнка?»
- Назовите, кто является в нашей школе общественным помощником Уполномоченного по правам детей в Старорусском районе от взрослых и от обучающихся.
Учитель.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
9. Итог классного часа.
В конце классного часа следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема классного часа, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на классном часе, они реализуют свое право на свободу слова.
Учитель.
Я прошу вас закончить моё предложение: «Сегодня я узнал (а)…».
Ответы обучающихся.
Учитель: Подводя итоги нашего классного часа, могу сказать, что вы знаете нормативные документы по правам человека, умеете ориентироваться в их содержании, знаете свои права и обязанности, проявляете уважение друг к другу. Помните, что каждый должен быть законопослушным гражданином.
Следующий классный час мы поговорим о праве гражданина избирать и быть избранным.
Список использованной литературы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ «Об Образовании»
- Декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006.
- Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005.
- Волкова Г.Ю. «Правовое образование и воспитание учащихся».
- Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. «Правовое воспитание учащихся» (из опыта работы клуба «Юный правовед».
- Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007;
- Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004
- Интернет – ресурсы: http://www.zakonprost.ru/konstitucija-rf/glava-2/
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/115/2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"
Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....
Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".
Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у светофора"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....