Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
рабочая программа (1 класс)
Программа
внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_etika-azbuka_dobra.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохорская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________ Э.И. Дарханова от «_____» «________________» 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ Г.А. Хоренова Приказ №______ от «_____» «____________» 2014 г. |
Программа
внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
Возраст детей:
1 класс
Срок реализации программы: 1 год
Руководитель кружка:
Гомбоева Ирина Борисовна
учитель начальных классов
с. Хохорск, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год).
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров;
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
- вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста. Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 14 человек.
Объём программы
Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Хохорская СОШ» на 2014-2015 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель.
Рабочая программа составлена на 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Этика: азбука добра».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Метапредметные результаты:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- классификация.
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
(33 ч – 1 час в неделю)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в
школе) (6 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-
ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (10 ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и
недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (7 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида (4 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (6 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного
человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов 35 ч | В том числе | Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий | |||
Теория | Практика | |||||||
Школьный этикет (6 ч) | ||||||||
1 | Мы пришли на урок. | 1 | 1 | Беседа | ||||
2 | Правила поведения на уроке | 1 | 1 | Игра | ||||
3 | Зачем нужны перемены? | 1 | 1 | Беседа | ||||
4 | Правила поведения на перемене | 1 | 1 | Игра | ||||
5 | Мы в школьной столовой. | 1 | 1 | беседа | ||||
6 | Правила поведения в столовой | 1 | 1 | Экскурсия | ||||
Правила общения (10 ч) | ||||||||
7 | Зачем нужны «вежливые» слова | 1 | 1 | Ролевая игра | ||||
8 | Доброжелательность | 1 | 1 | Беседа | ||||
9 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | 1 | Беседа | ||||
10 | Общение по телефону | 1 | 1 | Практическое занятие | ||||
11 | Мой учитель | 1 | 1 | Беседа | ||||
12 | Общение со взрослыми | 1 | 1 | Беседа | ||||
13 | Добро и зло | 1 | 1 | Беседа | ||||
14 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | 1 | Инсценировка | ||||
15 | Эмоции | 1 | 1 | Ролевая игра | ||||
16 | Моя семья | 1 | 1 | Дидактическая игра. | ||||
О трудолюбии (7 ч) | ||||||||
17 | Старательность - помощник в учебе | 1 | 1 | Беседа | ||||
18 | Старательность - помощник в учебе | 1 | 1 | Игра | ||||
19 | Старательность - помощник в учебе | 1 | 1 | Беседа | ||||
20 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | 1 | Беседа | ||||
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | 1 | Дидактическая игра | ||||
22 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | 1 | Наведение порядка в дневнике, портфеле. | ||||
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | 1 | 1 | Наведение порядка в кабинете. | ||||
Культура внешнего вида (4 ч) | ||||||||
24 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | 1 | Беседа | ||||
25 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | 1 | Игра | ||||
26 | Учимся не болеть | 1 | 1 | Дидактическая игра | ||||
27 | Каждой вещи свое место | 1 | 1 | Развивающая игра | ||||
Внешкольный этикет (6 ч) | ||||||||
28 | Правила поведения на улице. | 1 | 1 | Экскурсия на улицу | ||||
29 | Правила поведения в транспорте | 1 | 1 | Экскурсия в школьный автобус | ||||
30 | Правила поведения в гостях | 1 | 1 | Инсценировка | ||||
31 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | 1 | Экскурсия в магазин. | ||||
32 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | 1 | Итоговая беседа | ||||
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 | 1 | Проведение итогового мероприятия |
Мониторинговая карта определения
личностных и метапредметных результатов усвоения курса
В ФГОС НОО, ФГОС ООО установлены требования к результатам освоения Программы, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности. При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа, педагог ориентируется на требования ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Для определения эффективности внеурочной деятельности должна использоваться мониторинговая карта результатов усвоения программы внеурочной деятельности:
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности:
№ | Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Год реализации программы | Сроки проведения |
1 | Личностные | воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника | Методика Капустиной Н.П. «Уровень воспитанности» | Сентябрь 2014г, Май 2015 года. | |
2 | Метапредметные | сравнение; анализ; синтез; обобщение; классификация. | См. приложение №1 | Май 2015г | |
3 | Предметные (если имеются) |
Учебно-методическое обеспечение программы
курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | -Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984; -Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011; -Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986; | Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975; Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980; Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994; Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»; |
Алгоритм деятельности | ||
Контрольно-измерительные материалы |
Материально-техническое обеспечение
программы курса внеурочной деятельности
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) | Средства технического оснащения |
Аудитория №8, Актовый зал. | Ноутбук, проектор, мультимедийные презентации |
Список литературы
- Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008
- Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008
- Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
- М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра» рассчитана в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет 2016-2017 учебный год...
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра".
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Программа «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов ...
Программа внеурочной деятельности "Этика-азбука добра"
Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века"....
Программа внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация...