Программа внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
рабочая программа (1 класс) на тему

Ковальская Ирина Анатольевна

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность - 1 класс131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕШНЯКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1389

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

                                                                            (возраст 7-8 лет)

     

                                                     Подготовили учителя 1 классов:

                                                    Кукушкина О.В., Припадчева Е.А., Самарина И.В., Ковальская И.А.

       

Г.Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».

Курс «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоз-зрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                          

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Общая характеристика факультатива

     Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную  сферу.

     Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождаю-щих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

     Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоциона-льно-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса «Этика: азбука добра» в учебном плане

Сроки реализации программы:  1 год (1 класс)  Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» рассчитана на 33 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю, 33 учебных недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Планируемые результаты освоения программы

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботли-

     вого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  1. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер  

     отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  1. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла,

    значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  1. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

    Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой

    нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

   ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к  

    другим мнениям.

2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

      Обучающийся выучит:

 - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь  

   оценивать своё поведение;

 - основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

 - правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках;

 - слова вежливости;

 - основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

 - применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

 - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;  

 - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;

 - работать в паре и в группе;

 - проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;

 - культурно выражать свои эмоции в совместной работе;

 - ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.  

Содержание факультатива

   Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное  

   сотрудничество.  

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художествен-

  ных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в

  речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родите-

  лям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без  

  конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).  

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

  О трудолюбии.  

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).  

  Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки  

  учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

  Культура внешнего вида.  

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.          

  Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,  

  в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,  

  говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

1 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Школьный этикет – 4 ч.

1.

Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе.

Приход в школу без опозданий.

Формирование правил поведения в школе.

2.

Мы пришли на урок.

1

Правила поведения на уроке.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Обсуждение предложенных ситу-аций. Формулирование правил поведения на уроке.

3.

Зачем нужны переме-ны?

1

Правила поведения  на перемене.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Обсуждение поставленного пе-ред уроком вопроса. Формулиро-вание правил поведения на пере-мене. Анализ поведения героев художественных произведений.

4.

Мы в школьной столо-вой.

Культура принятия пищи.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Поведение в столовой, правила по-ведения за столом. Экскурсия в сто-ловую.

Знакомство  с работниками сто-ловой. Формулирование правил поведения в столовой.

Правила общения – 7 ч.

5.

Зачем нужны вежливые слова?

Доброжелательность.

1

Правила вежливости.

Волшебные слова.

Вежливые слова. Практикум.

Дидактические игры.

Чтение и обсуждение произведе-ния «Волшебное слово». Прос-мотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  

6.

Какие  бывают поступки?

1

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступ-ков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок.    

7.

Мои товарищи: вежли-вое обращение к сверс-тникам.

Я и мои товарищи.

Общения со сверстни-ками в  играх.

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

Пути выхода из конфликтной си-туации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Знакомство с коллективными играми.

Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения.

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов.

Практическое знакомство с прави-лами коллективных игр, позволяю-щих играть дружно, без конфликтов

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

Воспитание уважения к окружающим.

Конкурс рисунков.          Формулирование правил обще-ния с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

8.

Мой учитель.

1

Нравственное содержание ситуа-ции (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

9.

Думай о других: сочув-ствие, как его выра-зить?

1

Проявление элементарного уваже-ния к окружающим (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсужде-ние поставленного перед уроком вопроса.

10.

Моя семья.

1

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Установление добрых отношений с окружающими.

Конкурс рисунков.  Дидактическая игра.

11.

Я среди людей.

1

Понятия этикета, этики, человека, общения.

Местоимения «я»,  «ты», «мы»,  «он», «они».

Формировать внимательное от-ношение к окружающим.

О трудолюбии – 3 ч.

12.

Что помогает учиться лучше (старатель-ность)?

1

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обя-занность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг.

13.

Как мы трудимся в школе.

Мои обязанности в классе.

1

(Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неу-мения трудиться (избавление от неорганизованности, недисципли-нированности).

Виды труда детей в школе.

Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня,  кор-ректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Оценивать свои действия и дейст-вия товарищей во время дежурств.

Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.

Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.

Как мы трудимся дома.

Виды труда детей дома (началь-ные представления).

Оценивать свои действия.

Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.  

14.

Бережливость: каждой вещи своё место (бере-ги свои и  школьные

вещи).

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Воспитывать бережное отноше-ние к каждой вещи.

Культура внешнего вида – 4 ч.

15.

Основные правила Мойдодыра.

1

Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уваже-ния окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение празд-ника «В гостях у Мойдодыра».        

16.

Как я выгляжу.

1

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окру-жающих.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным.

17.

Каждой вещи своё место.

Правила ухода за одеждой.

1

Полезность вещей, их значение в жизни человека.

Полезные советы, как сохранить свою одежду.

Правила применения различных вещей.

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

Просмотр  отрывков видеофиль-мов и их обсуждение. Развиваю-щие игры. Конкурс поделок нуж-ных вещей.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

18.

Язык красок.

1

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека.

Аппликация. Изготовление одежды.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

Внешкольный этикет –4 ч.

19.

Основные понятия этикета.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».

Деловая игра и её правила.

Познакомить и изучить правила этикета в школе.

20.

Правила поведения на улице.

Правила поведения  в транспорте.

Правила поведения в общественных местах.

1

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (на улице).

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (в транспорте, во время прогу-лок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудоб-ства, неприятности, надо извини-ться.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного челове-ка. Правила для говорящего.

Правила поведения в обществен-ных местах (в магазине, библиоте-ке, театре и т.д.): не мешать дру-гим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обра-щение, просьбу. Правила для слу-шающего.

Деловая игра и её правила.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Практическое занятие. Формули-рование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.

Основные правила вежливости в общении.

21.

Праздничный этикет.

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Ролевая игра «Правила этикета на празднике».

Основные правила вежливости в общении.

22.

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Здороваться первым; доброжелате-льно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спаси-бо» и «пожалуйста» и т.д.  Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Основные правила вежливости в общении.

Школьный этикет –  2 ч.

23.

Как я выгляжу. (Наблюдения).

1

Нравственные понятия «я», «вне-шний вид». Почему люди по вне-шнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

Обратить внимание детей  на важ-ность опрятного внешнего вида че-ловека. Каждый человек индивидуа-лен и неповторим.

Способствовать воспитанию ак-куратности, опрятности, береж-ливости – уважения человека к себе.

24.

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их испо-льзования в общении между людь-ми.

Написать правила школьного этике-та. Оценка поступков ребят при об-щении.

Способствовать  развитию жела-ния употреблять правила школь-ного этикета в ежедневном обще-нии.

Правила общения  - 2 ч.

25.

Твои поступки и твои родители. (Наблюде-ния).

1

Семья, родители, родные. Отноше-ние поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к ро-дителям.

Способствовать воспитанию мо-ральной ответственности к лю-дям старшего поколения.

26.

Обязанности ученика в школе и дома. (Дискус-сия).

1

Обязанности ученика в школе и дома.

Дежурство по классу, обязанности дежурного.

Значение труда в жизни людей.

О трудолюбии  - 2 ч.

27.

Ты и твоё здоровье (Круглый стол).

1

Понятия  «здоровье», «здоровый образ жизни».

Составление режима дня школьни-ка. Комплекс упражнений утренней зарядки.

Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.

28.

Праздничный этикет.

1

Дать понятия «праздник», особен-ности праздников в школе, в кол-лективе класса, в стране.

Обсудить правила поведения на празднике.

Показать, что умение владеть  настроением – это выражение  уважения к людям.

Культура внешнего вида – 2 ч.

29.

Наш класс.                                 (Стенгазета).

1

Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья».

Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой.

Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.

30.

День рождения. (Стенгазета)

1

Обсуждения разделов газеты. Работа в группах.

Оформления газеты.

Основные правила этикета в ка-фе. Что с чем едят.

Внешкольный этикет – 3 ч.

31.

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

1

Понятия «традиции», «праздни-ки». Семейные праздники.

Игра «Дарю подарок», сюжетно-ро-левая игра «Ты пришёл на празд-ник».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

32.

«Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома.

1

Понятие «герой», «Родина», «пат-риотизм», любовь к Родине, под-виг во имя Родины, «малая Роди-на». Родина и твой дом.

Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участни-ках ВОВ.

Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине, к окружающим.

33.

Праздничный этикет.

Готовимся к празднику.

1

Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками.

Праздник «Прощание с первым классом».

Сюжетно-ролевая игра.

Создание презентации «Вот какими  мы стали!»

Правила этикета на празднике.

Уважение к учителям, родителям

                       

Литература

1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009

6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....

Программа внеурочной деятельности "Дорога добра"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной  деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...