Программа внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
рабочая программа (1 класс) на тему
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность - 1 класс | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕШНЯКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1389
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
(возраст 7-8 лет)
Подготовили учителя 1 классов:
Кукушкина О.В., Припадчева Е.А., Самарина И.В., Ковальская И.А.
Г.Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».
Курс «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоз-зрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождаю-щих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоциона-льно-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса «Этика: азбука добра» в учебном плане
Сроки реализации программы: 1 год (1 класс) Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» рассчитана на 33 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю, 33 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты освоения программы
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботли-
вого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер
отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
- Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к
другим мнениям.
2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся выучит:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь
оценивать своё поведение;
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках;
- слова вежливости;
- основные правила общения, правила работы в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание факультатива
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художествен-
ных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в
речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родите-
лям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки
учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Школьный этикет – 4 ч. | ||||||
1. | Правила поведения в школе. | 1 | Правила поведения в школе. | Приход в школу без опозданий. | Формирование правил поведения в школе. | |
2. | Мы пришли на урок. | 1 | Правила поведения на уроке. | Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. | Обсуждение предложенных ситу-аций. Формулирование правил поведения на уроке. | |
3. | Зачем нужны переме-ны? | 1 | Правила поведения на перемене. | Школьные перемены как время активного отдыха, игры. | Обсуждение поставленного пе-ред уроком вопроса. Формулиро-вание правил поведения на пере-мене. Анализ поведения героев художественных произведений. | |
4. | Мы в школьной столо-вой. Культура принятия пищи. | 1 | Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. | Поведение в столовой, правила по-ведения за столом. Экскурсия в сто-ловую. | Знакомство с работниками сто-ловой. Формулирование правил поведения в столовой. | |
Правила общения – 7 ч. | ||||||
5. | Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. | 1 | Правила вежливости. Волшебные слова. | Вежливые слова. Практикум. Дидактические игры. | Чтение и обсуждение произведе-ния «Волшебное слово». Прос-мотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. Чтение и обсуждение отрывков книг. | |
6. | Какие бывают поступки? | 1 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | Знакомство с образом этих поступ-ков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок. | |
7. | Мои товарищи: вежли-вое обращение к сверс-тникам. Я и мои товарищи. Общения со сверстни-ками в играх. | 1 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим. Пути выхода из конфликтной си-туации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Знакомство с коллективными играми. | Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения. Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Практическое знакомство с прави-лами коллективных игр, позволяю-щих играть дружно, без конфликтов | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами. Воспитание уважения к окружающим. Конкурс рисунков. Формулирование правил обще-ния с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок. | |
8. | Мой учитель. | 1 | Нравственное содержание ситуа-ции (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Установление добрых отношений с окружающими. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. | |
9. | Думай о других: сочув-ствие, как его выра-зить? | 1 | Проявление элементарного уваже-ния к окружающим (конкретные жизненные ситуации). | Установление добрых отношений с окружающими. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсужде-ние поставленного перед уроком вопроса. | |
10. | Моя семья. | 1 | Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) | Установление добрых отношений с окружающими. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра. | |
11. | Я среди людей. | 1 | Понятия этикета, этики, человека, общения. | Местоимения «я», «ты», «мы», «он», «они». | Формировать внимательное от-ношение к окружающим. | |
О трудолюбии – 3 ч. | ||||||
12. | Что помогает учиться лучше (старатель-ность)? | 1 | Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обя-занность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | |
13. | Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. | 1 | (Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неу-мения трудиться (избавление от неорганизованности, недисципли-нированности). Виды труда детей в школе. | Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня, кор-ректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств Оценивать свои действия и дейст-вия товарищей во время дежурств. | Воспитание прилежания и старательности в учении и труде. Воспитания уважения к труду старших, одноклассников. | |
Как мы трудимся дома. | Виды труда детей дома (началь-ные представления). | Оценивать свои действия. | Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете. | |||
14. | Бережливость: каждой вещи своё место (бере-ги свои и школьные вещи). | 1 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Бережное отношение к школьному и личному имуществу. | Воспитывать бережное отноше-ние к каждой вещи. | |
Культура внешнего вида – 4 ч. | ||||||
15. | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уваже-ния окружающих, собственного хорошего самочувствия. | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. Оценивать внешний вид человека. | Подготовка и проведение празд-ника «В гостях у Мойдодыра». | |
16. | Как я выгляжу. | 1 | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. | Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окру-жающих. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным. | |
17. | Каждой вещи своё место. Правила ухода за одеждой. | 1 | Полезность вещей, их значение в жизни человека. Полезные советы, как сохранить свою одежду. | Правила применения различных вещей. Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку. | Просмотр отрывков видеофиль-мов и их обсуждение. Развиваю-щие игры. Конкурс поделок нуж-ных вещей. Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. | |
18. | Язык красок. | 1 | Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека. | Аппликация. Изготовление одежды. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. | |
Внешкольный этикет –4 ч. | ||||||
19. | Основные понятия этикета. | 1 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». | Деловая игра и её правила. | Познакомить и изучить правила этикета в школе. | |
20. | Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. | 1 | Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (на улице). Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (в транспорте, во время прогу-лок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудоб-ства, неприятности, надо извини-ться. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного челове-ка. Правила для говорящего. Правила поведения в обществен-ных местах (в магазине, библиоте-ке, театре и т.д.): не мешать дру-гим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обра-щение, просьбу. Правила для слу-шающего. | Деловая игра и её правила. Использовать доброжелательный тон в общении. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Практическое занятие. Формули-рование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу. Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино. Основные правила вежливости в общении. | |
21. | Праздничный этикет. | 1 | Понятие «праздник». Праздник в школе и дома. | Ролевая игра «Правила этикета на празднике». | Основные правила вежливости в общении. | |
22. | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. | Здороваться первым; доброжелате-льно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спаси-бо» и «пожалуйста» и т.д. Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | Основные правила вежливости в общении. | |
Школьный этикет – 2 ч. | ||||||
23. | Как я выгляжу. (Наблюдения). | 1 | Нравственные понятия «я», «вне-шний вид». Почему люди по вне-шнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена. | Обратить внимание детей на важ-ность опрятного внешнего вида че-ловека. Каждый человек индивидуа-лен и неповторим. | Способствовать воспитанию ак-куратности, опрятности, береж-ливости – уважения человека к себе. | |
24. | Школьный этикет. (Круглый стол). | 1 | Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их испо-льзования в общении между людь-ми. | Написать правила школьного этике-та. Оценка поступков ребят при об-щении. | Способствовать развитию жела-ния употреблять правила школь-ного этикета в ежедневном обще-нии. | |
Правила общения - 2 ч. | ||||||
25. | Твои поступки и твои родители. (Наблюде-ния). | 1 | Семья, родители, родные. Отноше-ние поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение? | Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к ро-дителям. | Способствовать воспитанию мо-ральной ответственности к лю-дям старшего поколения. | |
26. | Обязанности ученика в школе и дома. (Дискус-сия). | 1 | Обязанности ученика в школе и дома. | Дежурство по классу, обязанности дежурного. | Значение труда в жизни людей. | |
О трудолюбии - 2 ч. | ||||||
27. | Ты и твоё здоровье (Круглый стол). | 1 | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». | Составление режима дня школьни-ка. Комплекс упражнений утренней зарядки. | Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций. | |
28. | Праздничный этикет. | 1 | Дать понятия «праздник», особен-ности праздников в школе, в кол-лективе класса, в стране. | Обсудить правила поведения на празднике. | Показать, что умение владеть настроением – это выражение уважения к людям. | |
Культура внешнего вида – 2 ч. | ||||||
29. | Наш класс. (Стенгазета). | 1 | Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья». | Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой. | Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу. | |
30. | День рождения. (Стенгазета) | 1 | Обсуждения разделов газеты. Работа в группах. | Оформления газеты. | Основные правила этикета в ка-фе. Что с чем едят. | |
Внешкольный этикет – 3 ч. | ||||||
31. | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 1 | Понятия «традиции», «праздни-ки». Семейные праздники. | Игра «Дарю подарок», сюжетно-ро-левая игра «Ты пришёл на празд-ник». | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
32. | «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. | 1 | Понятие «герой», «Родина», «пат-риотизм», любовь к Родине, под-виг во имя Родины, «малая Роди-на». Родина и твой дом. | Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участни-ках ВОВ. | Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине, к окружающим. | |
33. | Праздничный этикет. Готовимся к празднику. | 1 | Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками. Праздник «Прощание с первым классом». | Сюжетно-ролевая игра. Создание презентации «Вот какими мы стали!» | Правила этикета на празднике. Уважение к учителям, родителям |
Литература
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009
6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....
Программа внеурочной деятельности "Дорога добра"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...