программа "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Хочу всё знать»
1-4 классы
3 часа в неделю
2016-2020 уч. гг
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка......................................................................................3
2. Общая характеристика курса............................................................................5
3. Ценностные ориентиры содержания курса .......................................................6
4. Ожидаемые результаты изучения курса ............................................................7
5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….…….7
6. Планируемые результаты изучения курса по классам………………….…...10
6.1. 1 класс…………………………………………………………………………10
6.2. 2 класс…………………………………………………………………………11
6.3. 3 класс…………………………………………………………………………11
6.4. 4 класс…………………………………………………………………………11
7. Содержание курса по классам...............................................................................12
7.1. 1 класс…………………………………………………………………………12
7.2. 2 класс…………………………………………………………………………14
7.3. 3 класс…………………………………………………………………………14
7.4. 4 класс…………………………………………………………………………14
8. Тематическое планирование по классам.......................................................14
8.1. 1 класс…………………………………………………………………………14
8.2. 2 класс…………………………………………………………………………17
8.3. 3 класс…………………………………………………………………………18
8.4. 4 класс…………………………………………………………………………20
9. Материально - техническое обеспечение......................................................21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Современное начальное образование ставит главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающегося начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности.
Развитие личности, её творческой индивидуальности и исследовательских способностей становится главной задачей системы образования. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого и исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.
Всё более актуализируется проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников.
Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.
Программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет (1-4 классы).
Это междисциплинарная программа. По содержанию она – дополнительная, по структуре – ступенчатая, по базовой технологии – личностно – развивающая.
Программа отражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов интеллектуальной деятельности в процессе обучения: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Она предусматривает оптимальное чередование развивающих методов: проблемных и исследовательских; активные формы обучения: деловые игры, диспуты, соревнования, клубные формы.
Новизна настоящей программы создаёт условия для развития познавательных потребностей учащихся, исследовательских способностей и психических качеств. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане.
Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 3 часа в неделю в каждом классе, всего по 117 часов в 1-4 классах. Общее количество часов - 468 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.
Цели программы:
- Развитие обще интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития;
- Формирование у детей устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению;
- Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.
Задачи программы:
- Формировать умения и навыки выполнения нестандартных логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
- Развивать межпредметные связи, активно использовать знания, полученные при изучении одного предмета в другом;
- Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
- Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;
- Раскрывать творческие способности детей;
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Реализация целей и задач определяется формулой:
ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, портфолио достижений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, представленные в игровой деятельности. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребёнок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Содержание включает в себя несколько разделов: тренировка психических процессов, развитие логического мышления, задачи геометрического характера, нестандартные задания алгебраического характера, игры, нестандартные задания логического характера, тренинг исследовательских способностей, исследовательская работа.
В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- Повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Личностные и метапредметные результаты изучения курса
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей..
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ПО КЛАССАМ
Учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть положительные и отрицательные качества характера;
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями;
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу обучения в 1 классе
Учащиеся должны научиться:
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- вести рассказ от начала до конца;
- ставить вопросы;
- классифицировать;
- объяснять и защищать свои идеи.
Учащиеся должны уметь:
- выделять учебные задачи;
- организовывать свою деятельность во времени;
- распределять своё внимание, необходимое для успешного выполнения любой деятельности;
- решать нестандартные задачи.
К концу обучения во 2 классе
Учащиеся должны научиться:
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
- пересказывать подробно и выборочно;
- выдвигать гипотезы, сравнивать;
- делать выводы на основе простых обобщений.
Учащиеся должны уметь:
- совершенствовать способности в совместной деятельности;
- использовать предложенные задания для развития своего интеллекта;
- уметь работать в малых группах;
- применять приемы саморегуляции, самоконтроля, самооценки.
К концу обучения в 3 классе
Учащиеся должны научиться:
- структурировать материал;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Учащиеся должны уметь:
- испытывать себя в разных сферах совместной деятельности;
- включаться в поисковую деятельность;
- уметь анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
К концу обучения в 4 классе
Учащиеся должны научиться:
- творчески применять знания в новых условиях;
- готовить тексты собственных докладов;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- решать самостоятельно творческие задания.
Учащиеся должны уметь:
- использовать предложенные средства для развития своего интеллекта;
- выполнять проекты по заданной теме.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО КЛАССАМ
В начале каждого занятия 10-15 минут отводится на повторение изученного в классе.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым годом задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
1 класс
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Первый раз в первый класс | 10 |
III | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 |
IV | Развитие познавательных процессов | 13 |
V | Формирование основных мыслительных операций | 18 |
VI | По страницам творчества. | 10 |
VII | Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ | 33 |
VIII | Интеллектуальные «витаминки» | 30 |
Итого | 117 |
Структура занятия «Интеллектуальные «витаминки»
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:
1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.
2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.
3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.
4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.
5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
2 класс
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Окружающий мир | 23 |
III | Математика | 14 |
IV | Русский язык | 20 |
V | Литературное чтение | 9 |
VI | Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ | 49 |
Итого | 117 |
3 класс
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 |
III | Развитие познавательных процессов | 9 |
IV | Формирование основных мыслительных операций | 13 |
V | Клуб художественного чтения. | 31 |
VI | Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ | 61 |
Итого | 117 |
4 класс
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Русский язык | 25 |
III | Математика | 25 |
IV | Литературное чтение | 25 |
V | Окружающий мир | 22 |
VI | Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ | 18 |
Итого | 117 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 класс (117 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
Введение (2 ч) | ||
1 | Формирование учебной группы | 1 |
2 | Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий. | 1 |
Первый раз в первый класс (10 ч) | ||
3 | Знакомство. Введение знака «Поднятая рука». Формы устного ответа. | 1 |
4 | Умение договариваться. Умение выражать свои эмоции. Игры. | 1 |
5 | Знакомство и взаимодействие в группах. | 1 |
6 | Приветствия. Приветствие учителя. Школьные правили вежливости. | 1 |
7 | Взаимодействие в группах. Введение знака «Хор». | 1 |
8 | Лента школьного времени. Экскурсия по школе. | 1 |
9 | Введение знаков внимания: «Звонок», «+» и «–». | 1 |
10 | Введение знака «Мы готовы». Противоречие «люблю – не люблю». | 1 |
11 | Спор и ссора (умение вести дискуссию). | 1 |
12 | Учимся спорить. Инсценирование коротких диалогов. | 1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч) | ||
13 | Графический диктант. Игры. | 1 |
Развитие познавательных процессов (13 ч) | ||
14 | Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 |
15 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
18 | Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. | 1 |
21 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
22 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка внимания. | 1 |
23 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
24 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
25 | Развитие логического мышления. Совершенствование логических операций. | 1 |
26 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. | 1 |
Формирование основных мыслительных операций (18 ч) | ||
27 | "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов. | 1 |
28 | "Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа. | 1 |
29 | "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов. | 1 |
30 | "Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок. | 1 |
31 | "Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях. | 1 |
32 | Секреты анаграммы. | 1 |
33 | Крылатые слова. | 1 |
34 | Пословица недаром молвится. | 1 |
35 | Антонимы. | 1 |
36 | Веселая арифметика. Решение задач-шуток. | 1 |
37 | Синонимы. | 1 |
38 | Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек. | 1 |
39 | "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов. | 1 |
40 | Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач) | 1 |
41 | Игра "Что? Где? Когда?" | 1 |
42 | Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток. | 1 |
43 | Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. | 1 |
44 | Игра "Самый умный". | 1 |
По страницам творчества (10 ч) | ||
45 | Моделирование сказки "Три поросенка". | 1 |
46 | Играем в "ромашку". | 1 |
47-48 | Содержание русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Варианты окончания сказки. | 2 |
49 | Инсценирование ситуации с помощь жестов и мимики. | 1 |
50 | Геометрические фигуры, их особенности. | 1 |
51 | Содержание русской народной сказки "Маша и Медведь". | 1 |
52 | Изображение несуществующего животного. Конкурс рисунков. | 1 |
53 | Что такое "имя - перевертыш", "сказка - винегрет"? | 1 |
54 | Занимательные игры. | 1 |
Работа на платформе УЧИ.РУ (33 ч) | ||
55-60 | Числа и счёт. | 6 |
61-70 | Сложение и вычитание до 10. | 10 |
71-75 | Геометрия. | 5 |
76-87 | Учимся решать олимпиадные задачи. | 12 |
Интеллектуальные «витаминки» (30 ч) | ||
88 | Витамин A | 1 |
89 | Витамин B | 1 |
90 | Витамин C | 1 |
91 | Витамин D | 1 |
92 | Витамин E | 1 |
93 | Витамин F | 1 |
94 | Витамин G | 1 |
95 | Витамин H | 1 |
96 | Витамин I | 1 |
97 | Супервитамин 1 | 1 |
98 | Витамин J | 1 |
99 | Витамин K1 | 1 |
100 | Витамин L | 1 |
101 | Витамин M | 1 |
102 | Витамин K | 1 |
103 | Витамин N | 1 |
104 | Витамин P | 1 |
105 | Витамин Q | 1 |
106 | Витамин R | 1 |
107 | Супервитамин 2 | 1 |
108 | Витамин S | 1 |
109 | Витамин T | 1 |
110 | Витамин U | 1 |
111 | Витамин V | 1 |
112 | Витамин W | 1 |
113 | Витамин X | 1 |
114 | Витамин Y | 1 |
115 | Витамин Z | 1 |
116 | Витамин K2 | 1 |
117 | Супервитамин 3 | 1 |
2 класс (117 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
Введение (2 ч) | ||
1 | Формирование учебной группы | 1 |
2 | Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий. | 1 |
Окружающий мир (23 ч) | ||
3-5 | Природа. | 3 |
6-20 | Увлекательная география. | 15 |
21-25 | Земля – наш общий дом. | 5 |
Математика (14 ч) | ||
26-28 | Математика – царица наук. | 3 |
29-33 | «Занимательная математика». | 5 |
34-39 | «Интересные задачи» | 6 |
Русский язык (20 ч) | ||
40-42 | Письма и письмена. | 3 |
43-49 | В царстве фонем. | 7 |
50-54 | В мире морфем. | 5 |
55-59 | Память и грамотность. | 5 |
Литературное чтение (9 ч) | ||
60-62 | «Я знаю силу слова…» | 3 |
63-64 | В мире Поэзии. | 2 |
65-66 | Поэзия и живопись. | 2 |
67-68 | Музыка в поэзии. | 2 |
Работа на платформе УЧИ.РУ (49 ч) | ||
69-72 | Круглые числа до 100. | 4 |
73-79 | Числа и счёт до 100. | 7 |
80-87 | Сложение вычитание до 20. Разные способы. | 8 |
88-92 | Сложение и вычитание до 100 без перехода через десяток. | 5 |
93-96 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Подготовка. | 4 |
97-103 | Сложение и вычитание до 100 с переходом через десяток. | 7 |
104-106 | Сложение и вычитание столбиком. Введение. | 3 |
107-109 | Умножение. Введение. | 3 |
110-113 | Уравнения. Введение. | 4 |
114-117 | Решаем олимпиадные задачи прошлых лет. | 4 |
3 класс (117 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
Введение (2 ч) | ||
1 | Формирование учебной группы | 1 |
2 | Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий. | 1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч) | ||
3 | Графический диктант. Игры. | 1 |
Развитие познавательных процессов (9 ч) | ||
4 | Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. | 1 |
5 | Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 |
6 | Тренировка зрительной памяти. "Найди число в слове". Развитие мышления. | 1 |
7 | Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы". Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
8 | Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений". | 1 |
9 | Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
10 | Тренировка зрительной памяти. "Общее окончание". Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 1 |
11 | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | 1 |
12 | Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди закономерность". | 1 |
Формирование основных мыслительных операций (13 ч) | ||
13 | Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел". | 1 |
14 | Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово". | 1 |
15 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления". Магические квадраты". | 1 |
16 | Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!" | 1 |
17 | Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью фигур". | 1 |
18 | Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву". | 1 |
19 | Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы". | 1 |
20 | Развитие логического мышления. Собери по частям. | 1 |
21 | Совершенствование воображения. | 1 |
22 | Развитие быстроты реакции. "Найди слова" | 1 |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
24 | Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц". | 1 |
25 | Тренировка слуховой и зрительной памяти. | 1 |
Клуб художественного чтения (31 ч) | ||
26-27 | Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки. | 2 |
28-30 | Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи. | 3 |
31-33 | Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на логические части. | 3 |
34-35 | Рассказывание, как один из видов декламации. | 2 |
36-37 | Логика речи. | 2 |
38-39 | Публичное выступление. | 2 |
40-42 | Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте. | 3 |
43-44 | Индивидуальное исполнительское мастерство. | 2 |
45-46 | Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. | 2 |
47-48 | В мире Поэзии. | 2 |
49-50 | Поэзия и живопись. | 2 |
51-52 | Музыка в поэзии. | 2 |
53-56 | И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни. | 4 |
Работа на платформе УЧИ.РУ (61 ч) | ||
57-68 | Числа и счёт до 1000. | 12 |
69-71 | Сравнение чисел до 1000. | 3 |
72-77 | Разные способы вычислений до 100. | 6 |
78-84 | Сложение столбиком двузначных и трёхзначных. | 7 |
85-91 | Вычитание столбиком двузначных и трёхзначных. | 7 |
92-96 | Сложение столбиком многозначных чисел. | 5 |
97-102 | Вычитание столбиком многозначных чисел. | 6 |
103-106 | Умножение в столбик на однозначное. | 4 |
107-113 | Деление в столбик на однозначное. | 7 |
114-117 | Решаем олимпиадные задачи прошлых лет. | 4 |
4 класс (117 ч)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
Введение (2 ч) | ||
1 | Формирование учебной группы | 1 |
2 | Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий. | 1 |
Русский язык (25 ч) | ||
3-5 | Клуб любителей русского языка. | 3 |
6-7 | Выполнение заданий по языкознанию. | 2 |
8-10 | Куда летят крылатые слова. | 3 |
11-13 | Пернатые друзья. | 3 |
14-15 | Олимпийские игры современности. | 2 |
16-17 | Да здравствует абракадабра. | 2 |
18-20 | Поговорим, друзья, о кроссворде. | 3 |
21-22 | Чудо-словари. | 2 |
23-25 | Клуб любителей головоломок. | 3 |
26-27 | Устойчивые выражения и их образы. | 2 |
Математика (25 ч) | ||
28-30 | Клуб любителей головоломок. | 3 |
31-33 | Решение математических заданий на развитие логического мышления. | 3 |
34-35 | Решение задач по математике для 4 класса интеллектуального характера. | 2 |
36-38 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 3 |
39-41 | Олимпийские игры современности. | 3 |
42-44 | Задачи геометрического характера. | 3 |
45-46 | О времени и о часах. | 2 |
47-49 | «Мозговой» штурм. | 3 |
50-52 | Букет увлекательных задач | 3 |
Литературное чтение (25 ч) | ||
53 | Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. | 1 |
54-57 | Путешествие в мир Пушкинских сказок. | 4 |
58-61 | Путешествуем в зиму. | 4 |
62-65 | Поговорим, друзья, о кроссворде. | 4 |
66-69 | Олимпийские игры современности. | 4 |
70-72 | Сочиняем истории. | 3 |
73-74 | Праздник Ивана Купалы. | 2 |
75-77 | Клуб любителей головоломок. | 3 |
Окружающий мир (22 ч) | ||
78-80 | Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. | 3 |
81-82 | Мы и государство | 2 |
83-84 | Поговорим об экологии | 2 |
85-87 | Вода в нашей жизни | 3 |
88-89 | Матушка-землица | 2 |
90-91 | Учимся наблюдать. Экскурсия. | 2 |
92-93 | Олимпийские игры современности | 2 |
94-97 | Интеллектуальный клуб мыслитель | 4 |
98-99 | Ожившие предметы | 2 |
Работа на платформе УЧИ.РУ (18 ч) | ||
100-103 | Сложение и вычитание столбиком. | 4 |
104-108 | Умножение и деление столбиком на однозначное число. | 5 |
109-113 | Умножение и деление столбиком на двузначное число. | 5 |
114-117 | Умножение на трёхзначное число. | 4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- список используемой литературы:
- Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни/ Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Московский центр качества образования, 2010.
- В.Волина «Русский язык» Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- В.Волина 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-пресс, 1996.
- В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.
- Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
- Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: РОСТ, 2011.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: РОСТ, 2011.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: РОСТ, 2013.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: РОСТ, 2013.
- Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
- Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2011
- Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
- Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
- В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». – М.: Просвещение, 1975.
- Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Пособие для учителей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978.
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
- печатные пособия:
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в рабочей программе курса (в том числе в цифровой форме).
- Словари различного назначения.
- Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.
- технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи и видеозаписи материалов, необходимых для занятий.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
- интернет – ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Образовательная платформа УЧИ.Ру https://uchi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"
Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....
Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....
Внеклассное мероприятие «Правила дорожные будем твёрдо знать» .
Мероприятие о правилах дорожного движения...
Что должен знать ребенок о нравственном поведении
Сравните свои представления о воспитании нравственного поведения у ребенка и мнение авторов статьи. Взгляните на эту проблему с другой стороны. Помогите своему ребенку....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Классный час "Хочу знать! Правила дорожные знать каждому положено!"
класный час в начальной школе"Хоху знать! Правила дорожные знать каждому положено!"...