Выступление на тему: Технология организации и проведения экскурсий в третьих классах
методическая разработка (3 класс)

Материал для воспитателей интернатов и ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №30

имени К.А. Микаэльяна

Выступление на методобъединении в 2018 году

на тему:

Технология организации и проведения экскурсий в третьих классах

Воспитатель: Азми Ирина Владимировна

Москва – 2018


Экскурсия структурно состоит из трёх этапов: подготовительного, собственно экскурсии (уяснение и первичное овладение материалом), и заключительного (дальнейшее овладение материалом и контроль за его освоением).

Основное назначение подготовительного этапа заключается в создании мотивации, постановке задачи таким образом, чтобы изучаемые объекты заняли в деятельности учащихся на экскурсии структурное место цели. Помимо этого, учащиеся должны получить представление о способах своей деятельности по изучению окружающего.

На этом этапе необходимо вызвать у учащихся интерес к изучению нового, создать ориентировочную основу деятельности. Дети воспринимают, анализируют, и осмысливают поставленные цели и задачи экскурсии, а также вопросы и задания, предложенные воспитателем. При этом изучается словарь, необходимая детям новая и известная ранее фразеология в целях повышения мотивации. На этом этапе происходит актуализация известного, создаётся положительное эмоциональное отношение к объектам наблюдения, раскрывается значимость изучаемого, показывается, где на практике могут быть использованы соответствующие знания и умения.

При воспроизведении и коррекции опорных представлений и знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, письменные ответы на вопросы, знакомство с иллюстрациями, просмотр видеофильмов, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем. Причём схемы и таблицы после экскурсии могут дополняться новым материалом. Возможно использование художественной литературы, справочной и научно-популярной.

Необходимо отметить, что при проведении экскурсии в школе глухих и слабослышащих подготовительному этапу должно уделяться большее внимание, чем в обычной школе.

Основным методом является эвристическая беседа, во время которой воспитатель подготавливает школьников к активному восприятию материала в ходе последующей экскурсии. Педагог вопросами намечает шаги рассуждений, корректирует ошибочные или недостаточно верные ответы учащихся.

Так, например, учащимся предлагается составить таблицу различных видов пассажирского транспорта, классифицируя их по среде передвижения (наземной, подземной, водной, воздушной), и самостоятельно заполнить выделенные графы. Затем на экскурсии формируются представления об основных особенностях устройства отдельных видов транспорта в соответствии с их функциональным назначением.

В ходе беседы обязательно ставятся задачи и формулируются вопросы, ответы на которые ученики должны получить на экскурсии. К примеру, перед экскурсией на почту перед детьми ставятся главные вопросы (Как узнают люди друг о друге, если они живут в разных городах? Для чего нужны телефон, интернет?) и второстепенные (Для чего нужен конверт? Что нужно написать на конверте, отправляя письмо по почте?).

В младших классах обсуждение предстоящей экскурсии целесообразно сопровождать иллюстрациями. Например, картинки-иллюстрации последовательно соединяются стрелками, и возникает схема будущего маршрута экскурсии. Потом дети берут вырезанного из картона человечка и «проводят» его по маршруту. Затем маршрут экскурсии в виде схематического рисунка и словесного плана фиксируется ими на бумаге.

Готовясь к проведению экскурсии, воспитатель заранее намечает цель организованного наблюдения, план осмотра объектов, решает, что он покажет, в какой последовательности, о чём расскажет, какие вопросы и задания предложит, намечает словарь, действия по обследованию предметов, их свойств.

Перейдём к рассмотрению основного этапа – собственно проведения экскурсии, где учащиеся получают знания об окружающем в процессе наблюдений за деятельностью людей и теми или иными объектами, в процессе собственной деятельности, а также в ходе бесед со взрослыми, при этом активно задавая вопросы и выражая своё отношение к наблюдаемому. Большое значение имеет вариативность заданий: «рассмотри по плану, опиши по виду, сравни, сделай вывод по наблюдениям», и т.д. При этом уровень самостоятельности учащихся при наблюдениях должен постоянно возрастать.

Сочетание разных форм организации деятельности позволяет педагогу обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью, что особенно важно для слабослышащих детей младшего школьного возраста, т.к. при этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности. После общего планомерного рассмотрения воспитатель задаёт вопросы, направляющие внимание учащихся на выявление связей между вновь полученными и накопленными ранее знаниями.

Учитывая, что наблюдения являются одним из основных видов деятельности учащихся на экскурсии, необходимо обеспечить ряд условий, способствующих повышению качества восприятия: создать проблемную ситуацию перед наблюдением с целью формирования установки на восприятие, зафиксировать внимание детей на важном, существенном, стимулировать их активность в процессе наблюдений.

Создание проблемной ситуации направлено на активизацию процесса познания. Так, воспитатель (тема «Транспортные средства») предлагает детям наблюдать, какие основные части есть у всех видов автомобилей, что даёт им возможность передвигаться и перевозить людей и грузы (двигатель, кузов, рама с колёсами); чем отличаются транспортные средства друг от друга (по использованию вида топлива – трамвай, автобус). Педагог может поставить проблемный вопрос: «Что произойдёт, если не будет никакого транспорта?» В случае необходимости можно предложить вспомогательные вопросы: «Смогут ли работать заводы, фабрики? Почему? Что будет со строительством домов, школ, больниц? Смогут ли работать магазины, почта?»

Главной линией наблюдения, как свидетельствуют психологические данные, является взаимосвязь анализа и синтеза. При ознакомлении с объектом в процессе наблюдения происходит выделение его частей и свойств (анализ) и объединение выделенного в том или ином отношении (синтез).

У младших глухих школьников необходимо целенаправленно формировать способность к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения, например, они должны понимать зависимость между внешним строением объектов и условиями их функционирования.

Вполне допустимо у детей этого возраста формировать умение рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, иначе говоря, объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет - система предметов». Так, на экскурсии по городу школьники получают представление о том, что средства передвижения троллейбус, автобус, трамвай – входят в систему «пассажирский транспорт».

Такое познание осуществляется сначала в наглядно-образной форме (желательно, чтобы при ознакомлении с конкретными предметами дети подержали их в руках: ощупали, произвели с ними какие-нибудь действия), а затем в понятийной.

Чрезвычайно важно ознакомить детей с возможными изменениями предметов и развитием явлений. Так, экскурсии на природу в разные времена года проводятся в один и тот же уголок парка, сквера, сада. Я постоянно провожу экскурсии в школьный сад в разные времена года: «Экскурсия в осенний школьный сад», «Экскурсия в зимний школьный сад», «Экскурсия в весенний школьный сад». На этих экскурсиях дети наблюдают за изменениями в природе в зависимости от смены времени года.

Практическая деятельность во время экскурсии повышает активность и самостоятельность детей, способствует возникновению внутреннего мотива познания. Поэтому воспитатель должен продумывать варианты включения учащихся в тот или иной вид практической деятельности на экскурсии. Изучая правила дорожного движения, дети учатся правильно переходить улицу, совершают поездку на метро, троллейбусе и т.д.

Целесообразно предусмотреть возможность поработать вместе с работниками фермы, пчеловодами, лесничим или работником почты.

Целесообразно приучать детей делать зарисовки строения наблюдаемого объекта, процесса изготовления изделия. Так, в ходе экскурсии на ферму учащиеся зарисовывают основные постройки, трактор и его основные части; на фабрике ёлочных игрушек схематически зарисовывают, как последовательно создаётся игрушка; в Сиреневом саду – растение на выбор, аппликацию которого хотят сделать.

При проведении экскурсии в «Музей пряника», общаясь с пекарем и самостоятельно разукрашивая пряники, учащиеся получили обширную речевую практику: они делились впечатлениями, сообщали друг другу о том, что узнали нового, что знают, что хотят узнать, увидеть, выражали своё отношение к увиденному, услышанному. Была дана установка воспитателем на такую беседу перед экскурсией. Это стимулировало учащихся на актуализацию словарного запаса, на внятную, понятную слышащим речь.

Воспитатель перед экскурсией должен помочь учащимся сформулировать возможные варианты вопросов, которые записываются в качестве образцов высказываний. В ходе экскурсии педагогу следует стимулировать активное личностное отношение к наблюдаемому и воспитывать у учащихся стремление познавать окружающий мир; необходимо постоянно интересоваться, что привлекло их внимание, что заинтересовало и почему.

После экскурсии ученики представляют результаты своих наблюдений в виде связных рассказов-описаний.

На заключительном этапе происходит дальнейшее овладение материалом (отработка), организуется контроль за усвоением, учащиеся подводятся к выводам, обобщениям, выясняется и их отношение к увиденному, к новому. Закрепление полученных знаний может осуществляться в процессе предметно-практической, речевой, изобразительной, игровой, и других видов деятельности.

К видам речевой деятельности, используемым на этом этапе, можно отнести проведение обобщающей беседы, написание сочинений, отзывов.

Предметно-практическая деятельность заключается в рисовании, изготовлении аппликаций, моделировании, конструировании тех предметов, которые были объектом наблюдения на экскурсии, стендов, отражающих тематику проведённой экскурсии. Проводятся конкурсы и выставки детских рисунков по теме проведённой экскурсии.

Послеэкскурсионная работа предполагает систематическое использование полученных знаний и представлений: ознакомления с окружающим, природоведения, развития речи, чтения, предметно-практического обучения.

Экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"

Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...

Выступление на тему: " Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) "

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя...

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».

При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя...

Выступление на педсовете по теме "Использование ЭР при проведении уроков в начальных классах"

     Сегодня школа изменяется во всем, она обновляется, перестраивается: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Школы поднима...

Особенности организации и проведение экскурсий для глухих и слабослышащих детей

Выступление с докладом на МО воспитателей начального звена...