работа с родителями
методическая разработка

Козик Людмила Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер класс50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Инновационные формы работы с родителями»

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с одной из технологий проведения родительских собраний.

2. Вовлечь участников мастер-класса в обсуждение проблемы.

3. Обогащение опыта работы классных руководителей.

                                                                                Учитель начальных классов:

                                                                                 Козик Л.В.

                                                  МБОУ СОШ «Школа Будущего»

                                                      2019 год

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 Поскольку мы с Вами занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. Предлагаю провести разминку, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания.

 Отгадывание кроссворда «Работа с родителями»

1) Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании)

2) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

 3) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

 4) Один из приемов активизации родителей. (Игра).

 5) … – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

 6) … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья)

 7) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания. (Аукцион)

Постановка проблемы.

Учитель-мастер. В чем трудности организации работы с родителями? И есть ли они?( Записать)

Учителя-участники признают, что трудности существуют, часто связаны с нехваткой времени у родителей и пр.

Учитель-мастер. Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо к вызовам в школу по не самым приятным поводам, либо к родительским собраниям, где, по сути, происходит разбор полетов. Это, конечно, тоже необходимо. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной.

 Наступает первое сентября, дети вместе с родителями приходят в школу. На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой  всех родителей и детей. Для этого использую различные методы и приёмы.

Игра в имена.

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый.

Следующий приём знакомства  - «рукопожатие». Я прошу пожать руки друг другу:

- тех, у кого в классе учится сын, учится дочь;

- тех, у кого больше двух детей в семье;

-  тех, кто любит читать;

- тех, кто умеет вязать.

Таких вопросов можно придумать очень много.  Для себя я уже могу составить инициативные группы.

Объединитесь в небольшие группы. (В каждой группе может быть по три или четыре семьи.) На доске вешаю рисунок дерева. Каждой группе раздаю листочки. Прошу на листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть. Пробуем украсить наше дерево листьями. Вот и готов план внеклассной работы. Теперь я уже знаю, к какой семье и когда могу обратиться за помощью.

  1. Демонстрация форм.

1. Конкретизация абстрактного.

Учитель-мастер. На  одну из родительских встреч я пришла не с пустыми руками (достает мешок и ставит на стол). Что в мешке?

Учителя-участники высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там банка. 

Учитель-мастер. Что в банке?

Учителя-участники  высказывают предположения.

Учитель-мастер (достает из мешка банку с маринованными огурцами). Как вы думаете, какие они?

Учителя-участники называют вкусовые качества.

Учитель-мастер. От чего зависит качество этого продукта?

Учителя-участники. От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки и т.п.

Учитель-мастер. Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Что составляет среду наших детей? Я предлагаю вам на стикерах написать ингредиенты этой среды и наклеить на банку.

Учителя-участники обсуждают, пишут, клеят. 

Учитель-мастер.  (Берет банку в руки и читает все, что написано на стикерах: семья, школа, друзья, СМИ, хобби, улица, интернет и др.) Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший интерес?

Учителя-участники, вероятнее всего,  ответят: «Интернет».

Учитель-мастер. А какая - наибольшую опасность?

Учителя-участники. вероятнее всего,  ответят: «Интернет».

Учитель-мастер. Таким образом родители сами выходят на тему нашей встречи «Интернет». Коллеги, как вы считаете, насколько эта форма актуализации, постановки проблемы  эффективна? Как ее можно использовать?

Учителя-участники высказывают мнения.

2. Анкетирование и визуализация результатов посредством ИКТ.

Учитель-мастер. На что мы ориентируемся, когда определяем тему встречи с родителями?

Учителя-участники отвечают, что, прежде всего,  на проблемы класса.

Учитель-мастер. Родителям интересно не вообще разговаривать, а конкретно о своих детях. Поэтому я часто использую такую форму как анализ анкетирования детей.

Наши дети любят  такую форму работы как практикумы. На них приглашаются и дети, и родители. Класс делится на две группы: дети и родители. Давайте поменяемся  ролями. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.

Задания  для детей, исполняющих роль родителей:

1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?

2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?

Задания для родителей, исполняющих роль детей:

1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг,  вы заигрались и ничего  не сделали. Как объяснить маме?

2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.

Учитель-мастер. Как бы вы на месте родителей реагировали на такую форму работы? Какие бы выводы сделали?

Учителя-участники делятся впечатлениями об увиденном.

3. Работа с информацией. Мозговой штурм

Учитель-мастер. Задача школы – оказать родителям и педагогическую, и эмоциональную, и информационную поддержку. Можно знакомить их с результатами исследований авторитетных специалистов, итогами экспериментов.

4. Ролевая игра «Капкан запретов»

Учитель-мастер. Большую роль в воспитании играют поощрения и наказания. И часто оно вообще сводится к назиданиям, указаниям, готовым инструкциям и запретам. Подумайте, ведь мы очень часто используем в речи глаголы повелительного наклонения с частицей «НЕ». Как при этом чувствуют себя дети, хотите узнать? Мне нужен один доброволец из нашей фокус-группы.

Участник выходит из-за стола и встает лицом к аудитории.

Учитель-мастер. Перед нами ребенок 7-10 лет. Тему воспитания определим «Вредные привычки». Запрет – это ограничение в действиях. Каждый запрет – петля.

Учителя-участники выходят по очереди и, накидывая петлю на испытуемого, говорят: «Не кури», «Не балуйся», «Не сиди долго в интернете», «Не гуляй допоздна» и т.п.

Учитель-мастер (обращается к испытуемому). Как вы себя чувствуете?

Учитель-мастер. А теперь давайте проделаем то же самое, только подберем такие слова, чтобы ребенок нас услышал или захотел услышать.

Учителя-участники пробуют иначе сформулировать запреты, например: «Я беспокоюсь о тебе, поэтому…», «Ты мне очень дорог, …», «Мне бы хотелось, чтобы ты был здоров, …» и т.п. Подходят к «подростку» и снимают петлю, заменяя первый запрет словами любви и понимания.

Учитель-мастер. Чтобы эти слова не были произнесены здесь впустую, давайте свои чувства доверим бумаге и напишем детям письмо о том, как мы их любим, как они нам дороги.

Учителя-участники в роли родителей пишут обращение детям (3-4  минуты).

5. Кейс-технологии. Игра «Аквариум».

Учитель-мастер. Довольно эффективно в работе с родителями и применение кейс-технологий. это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее. Мне нужны трое желающих.

Учителя-участники выходят из-за стола.

Учитель-мастер обращается к участникам фокус-группы, оставшимся за столом. Эта игра называется «Аквариум». Все вместе мы будем наблюдать за тем, что будут делать трое наших добровольцев.

 Учитель-мастер обращается к добровольцам. Ситуация такая: на уроке ребенок играл в игру на сотовом телефоне. Учитель заметил это, отнял телефон и сказал, что отдаст только родителям. Мама ребенку дозвониться не может, отпрашивается с работы, бежит домой. Можете себе представить ее эмоциональное состояние. Тем более ребенок утверждает, что он всего лишь посмотрел, который час.

Итак, утро следующего дня. Школа, мама, ребенок, учитель. Обстановка напряженная. Попытайтесь договориться.

Учителя-участники разыгрывают ситуацию с ходу.

Учитель-мастер. Оцените ситуацию. Знакомая? Какие советы можно дать нашим героям? Какую пользу может принести такая форма работы?

Учителя-участники высказываются. 

Учитель-мастер. Для учителя – это возможность увидеть себя со стороны и то, как родители воспринимают ребенка.

6. Рефрейминг.

Учитель-мастер. Конечно, на одну и ту же проблему надо смотреть с разных точек зрения, с разных позиций. И мы попробовали сегодня это сделать.

Есть еще очень интересный и эффективный способ решения проблем. Он называется рефрейминг – заключение ситуации в новую рамку. На одну и ту же ситуацию можно постараться посмотреть глазами своего друга, мамы или своими глазами, но по прошествии 10 лет. Это позволяет не так драматизировать ситуацию и не так горячо ее переживать.

III. Рефлексия.

Учитель-мастер. Работа  с родителями – неотъемлемая часть работы с классом. Здесь самое главное - взаимодействие, а потому и работа эта должна вестись посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать. Совместная деятельность учителя, родителей и детей обязательно принесет свои плоды, которые порадуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...