Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
статья по теме
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;
дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;
донести до родителей важность и необходимость данной работы для развития речи, а, следовательно, и личности ребенка, имеющего нарушения слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое родительское собрание
«Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
Цели:
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;
дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;
донести до родителей важность и необходимость данной работы для развития речи, а, следовательно, и личности ребенка, имеющего нарушения слуха
Ход собрания:
Слайд 1
На уроках и индивидуальных занятиях по формированию произношения и слухового восприятия дети обучаются речи, у них развивают способности пользоваться слухом. При использовании звукоусиливающей аппаратуры речь развивается более интенсивно: быстрее нарастает запас слов и грамматических форм, быстрее достигается правильное произношение.
Но не только учитель в классе, но и родители ребенка могут и должны помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью.
Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.
Слайд 2
Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения.
Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением!
Слайд 3
Советы родителям
1. Выясните у учителя над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь.
2. Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место.
3. При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п.
4. Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес
5. Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя устно-дактильную речь
Слайд 4, 5
Правила для общения с неслышащим ребёнком
- Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка
- Не задавайте вопроса: «Понятно?», а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения)
- Следите, чтобы выражение лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи
- При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно)
- Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении
- Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах
- Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно»
- 8. Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых друг к другу, а не только к нему
Слайд 6
Используйте любую возможность для пополнения словаря вашего ребенка!
Слайд 7
Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка!
Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся.
Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: «Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.».
Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.
Слайд 8
На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются.
Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.
Слайд 9
Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.
Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи!
Слайд 10
Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.
Слайд 11
Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры.
Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в «магазин», в «школу» и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.
Слайд 12
Учите детей правилам речевого этикета!
Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести.
Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос.
Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.
Слайд 13
Окружите ребёнка миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!
Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы.
Желательно протезировать на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.
Слайд 14
Обучайте ребенка чтению с губ!
Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.
Слайд 15
Не скупитесь на похвалу!
Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)
Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей) Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики, рекомендации для проведения в домашних условиях (материал для родителей)
Брошюра с фотографиями для выполнения основного (базового) комплекса артикуляторной гимнастики в домашних условиях...
Приёмы автоматизации звука Р в домашних условиях. Памятка для родителей.
В памятке описаны разнообразные игры, направленные на автоматизацию звука Р в слогах, словах и связной речи, которые родители могут использовать дома с детьми....
в работе ученика рассказывается о возможности выращивать экзотические растения в домашних условиях.
Ученик проводил исследования овыращивании секвойи иараукарии илийской в домашних условиях в средней полосе России....
Буклет "Развитие речи ребенка в домашних условиях"
В данном буклете дан материал по коррекции речи ребенка в домашних условиях и обязательный комплекс артикуляционной гимнастики....
Ребенок читает медленнее всех. Рекомендации для родителей.
Ребенок читает медленнее всех. Рекомендации для родителей....