Формирование экологической культуры младших школьников
статья

Даля Алимжановна Федорова

Статья на тему формирования экологической культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Понятие «экологическое воспитание». Формы и методы организации экологического воспитания младших школьников……………………………3

2. Особенности организации экологического воспитания обучающихся с задержкой психического развития………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………..8

1. Понятие «экологическое воспитание». Формы и методы организации экологического воспитания младших школьников

Термин "экология" (с греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" -знание, наука) был введен в 1866 г. известным  естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, он определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой". В данный момент существует разные определения этого понятия, но все сводятся к тому, что экология - это наука о связях между окружающей  средой и живыми существами, между природой и человеком.

Экологическое воспитание – это новая категория, которая связана непосредственно с наукой экологией и разными её ответвлениями.

Экологическое воспитание обязательно должно быть непрерывным на всех этапах образования. У детей формируется ответственность за преобразование и улучшение всей окружающей среды. Непрерывность экологического воспитания детей предполагает рациональное использование и совокупное влияние разных источников средств и знаний массовой информации.

Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает единство научных знаний о взаимосвязи социальных и природных факторов среды и именно того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания, а также стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического воспитания и образования ориентирует на сочетание рационального познания окружающей среды с воздействием художественно-образных средств и непосредственного общения с природой.

Работа по экологическому воспитанию детей нужно рассматривать как одно из направлений работы педагога, но следует сказать, что работа в данном направлении является очень актуальной и важной на сегодняшний день в развитии человечества, так как сложилась такая экологическая обстановка, которая становится разрушительной деятельности самого человека, что и привило к нарушению в экосистеме.

Без приближения детей к окружающей природе и ее широкого использования в воспитательной и образовательной работе невозможно решить задачи всестороннего развития младших школьников – эстетического, умственного, физического, трудового и нравственного.

Для успешной реализации модели формирования экологической культуры школьников необходимо применять в процессе учебной деятельности дидактические и воспитательные формы и методы, поскольку она осуществляется на основе единства обучения и воспитания целостного педагогического (учебно-воспитательного) процесса.

Формы экологического воспитания классифицируют на: а) массовые,

б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и

озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

- традиционные;

- инновационные.

2. Особенности организации экологического воспитания обучающихся с задержкой психического развития

Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В. Егорова, Ульенкова У.В.,  Пускаева Т.Д, Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать экологические представления.

В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Для исследуемого феномена в первую очередь характерны «замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию, возможными в условиях специального обучения и воспитания».

На современном этапе понятие ЗПР, скорее, психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

У детей задержка психического развития отличается интеллектуальной устойчивой недостаточностью в легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, только возможно в обстоятельствах грамотного воспитания и специализированного обучения. В результате нарушений на протяжении достаточно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость функционального характера и нервной системы. В свою очередь, это выражается в ослабленности таких психических процессов, как торможение и возбуждение, трудности образования сложных связей.

Особенности развития ребенка с ЗПР ведут их к неуспеваемости в школе. Основная проблема ребенка с задержкой психического развития заключается в его связи с миром, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограничении мобильности, доступа к культурным ценностям, а иногда даже – и к элементарному образованию, а также в ограничении общения с природой.

Программа для детей с ЗПР и комплекс мероприятий по экологическому воспитанию концентрируется на развитии и направлена на выработку умственных способностей ребенка, имеющего в анамнезе задержку психического развития, поддержку обучающих процессов в школе.

В работе по экологическому воспитанию с детьми  с ЗПР нужно использовать приёмы работы для детей с нормальным развитием более младшего возраста, так как у детей с ЗПР круг представлений об окружающем ограничен.

Дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками отличаются более низким уровнем развития восприятия. На практике это находит отражение в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, недостаточности, фрагментарности знаний детей с ЗПР о предметах и явлениях окружающего мира, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Как правило, сходные качества этих предметов понимаются ими как одинаковые. Педагогу необходимо уделить больше времени для объяснения об окружающей природе детям с ЗПР.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

Заключение

Основной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры, под которой нужно понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и экологических чувств.

Для успешной реализации модели формирования экологической культуры школьников в процессе учебной деятельности применяются дидактические и воспитательные формы и методы. Формы экологического воспитания классифицируют на: массовые,  групповые,  индивидуальные. Методы разделяют на: традиционные; инновационные.

Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира.

Огромную роль в экологическом воспитании детей с ЗПР играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Важным фактом является и то, что педагог должен ненавязчиво и доходчиво аргументировать данные, уметь сливаться с коллективом и быть не просто учителем, но ещё и товарищем и соратником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть ос...