Программа по ПДД.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа
по правилам дорожного движения
для 1-4 классов.
«Азбука пешехода»»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Надвоицы
Коротченко Е.А..
Пояснительная записка
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся:
- приобретают знания и навыки поведения на улице;
- усваивают правила движения по дороге;
- учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
- усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
- учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
- знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Формы обучения младших школьников ПДД:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.
В процессе обучения школьников ПДД не обойтись и без бесед. Лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Нужно проанализировать, почему совершено нарушение ПДД, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, общеобразовательного учреждения, и все их действия целенаправленны.
После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили ПДД.
- знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории школы.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи программы:
- научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
- организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
- закрепление знаний ПДД учащимися школы;
- предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов;
- создание методической копилки педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД;
- привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС (9 часов )
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Безопасность на улице. По дороге в школу. | 1 час | Сентябрь | |
2. | Наша улица. Посёлок, где мы живём. | 1 час | Октябрь | |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 час | Ноябрь | |
4. | Как правильно переходить дорогу. Общие правила. | 1 час | Декабрь | |
5. | Сигналы (жесты) регулировщика | 1 час | Январь | |
6. | Дорожные знаки | 1 час | Февраль | |
7 | Где можно играть. Светофор и его сигналы. | 1 час | Март | |
8 | Пешеходный переход, их виды и правила пользования | 1 час | Апрель | |
9 | Обобщающее занятие. Игра «Мы пешеходы» | 1 час | Май |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (9 часов )
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 час | Сентябрь | |
2. | Элементы улиц и дорог | 1 час | Октябрь | |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам (Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге) | 1 час | Ноябрь | |
4. | Правила перехода улиц и дорог (Пешеходный переход, перекрёсток) | 1 час | Декабрь | |
5. | Регулирование дорожного движения (Сигналы светофора и регулировщика) | 1 час | Январь | |
6. | Дорожные знаки (Повторение знаков изученных в 1 классе, знаки сервиса) | 1 час | Февраль | |
7 | Обязанности пассажиров (Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай) | 1 час | Март | |
8 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах (Экскурсия по Автограду) | 1 час | Апрель | |
9 | Итоговое занятие (Практическое занятие) | 1 час | Май |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
- Назови участников дорожного движения.
- Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
- Назови части городской (загородной) дороги.
- Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
- Как называется место, где пересекаются улицы?
- Назовите типы перекрёстков.
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Расскажи свой путь «Дом – школа»
- Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
- Где следует ожидать общественный транспорт?
- Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
- Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Что такое «зебра»?
- Что такое «островок безопасности»?
- Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
- Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)?
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
- Какие дорожные знаки тебе известны?
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
- Какие бывают светофоры?
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
- Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
- Какое движение называют правосторонним и почему?
- Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС (9 часов )
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Соблюдай правила дорожного движения. | 1 час | Сентябрь | |
2. | Движение по тротуарам и обочине. | 1 час | Октябрь | |
3. | Перекрестки и их виды. | 1 час | Ноябрь | |
4. | Движение пешеходов по загородным дорогам | 1 час | Декабрь | |
5. | Дорожная разметка и дорожные знаки. | 1 час | Январь | |
6. | Сигналы регулирования дорожных знаков. | 1 час | Февраль | |
7. | Сигналы транспортных средств. | 1 час | Март | |
8. | Переход улиц и дорог.Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта. | 1 час | Апрель | |
9. | Контрольная по ПДД. | 1 час | Май |
Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
- правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
- Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с - двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС (9 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1. | Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог. | 1 час | Сентябрь | |
2. | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. | 1 час | Октябрь | |
3. | Правила пользования транспортом. | 1 час | Ноябрь | |
4. | Основные понятия и термины Правил дорожного движения. | 1 час | Декабрь | |
5. | От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге. | 1 час | Январь | |
6. | На железной дороге. | 1 час | Февраль | |
7. | Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). | 1 час | Март | |
8. | Езда на велосипеде. | 1 час | Апрель | |
9. | Контрольный урок по ПДД. | 1 час | Май |
Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
- Назови участников дорожного движения.
- Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
- Назови части городской (загородной) дороги.
- Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
- Как называется место, где пересекаются улицы?
- Назовите типы перекрёстков.
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Расскажи свой путь «Дом – школа»
- Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
- Где следует ожидать общественный транспорт?
- Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
- Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Что такое «зебра»?
- Что такое «островок безопасности»?
- Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
- Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
- Какие дорожные знаки тебе известны?
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
- Какие бывают светофоры?
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
- Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
- Какое движение называют правосторонним и почему?
- Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
- указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Библиографический список
1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
5.«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
6.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
7.Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
8.Дорожная азбука.- М., 1974.
9.Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
10.Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
11.Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
12.«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
13.Энциклопедия «Все обо всем».
14Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
15.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
16.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
17.Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
18.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
19.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».
22. autokorolev.lact.ru›e…pravil-dorozhnogo-dvizhen
23. prodlenka.org›…znai-pravila…dvizheniia…nachalnoi…
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.)
2. Закон РФ « Об образовании» (1992 г.)
3. Конвенция « О правах ребенка» (1989 г.)
4. Устав образовательного учреждения.
5. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 г.
6. Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
7. Федеральная целевая программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...