Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения.
методическая разработка
Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebno_-_poznavatelnyh_motivov.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения.
На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.
Дейл Карнеги
Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.
Общий уровень мотивации зависит:
- от количества мотивов, которые побуждают деятельность;
- от актуализации ситуативных факторов;
- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Движущей силой человеческой деятельности, его поведения является потребность. Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
При построении педагогического процесса следует учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у учащихся:
- содержание учебного материала;
- организация учебного процесса;
- стиль педагогической деятельности учителя;
- форма учебной деятельности (групповая, индивидуальная);
- оценка результатов учебной деятельности учащегося или группы учащихся.
Причины отсутствия интереса к учению могут быть следующими:
- пробелы в знаниях;
- отсутствие приемов и навыков учебного труда;
- нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры) с учителем, родителями, сверстниками;
- активные внеучебные интересы;
- несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов).
Можно выделить пять содержательных блоков мотивации:
- Личностный смысл учения. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).
Смысл включает в себя следующие моменты:
- осознание ребенком объективной значимости учения;
- понимание значимости учения лично для себя.
- Виды мотивов учения:
I - познавательные;
- социальные;
II - внутренние;
- внешние;
III - мотив достижения успеха;
- мотив избежания неудач.
(или вот эта)
3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
4. Реализация мотива в поведении. Аспектами мотивации являются:
- реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка;
- степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности;
- освоение учебных предметов;
- выбор форм учебных заданий.
5. Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е. эмоциональное отношение школьника к учению.
Хотелось бы сказать, что у меня в классе находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, хочу представить вам причины снижения мотивации, зависящие от ученика.
- низкий уровень знаний;
- несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приемов приобретения знаний;
- реже – несложившиеся отношения с классом;
- в еденичных случаях – задержка развития.
Но снижение мотивации зависит не только от ученика, но и от учителя так же, такие как:
- Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;
- Не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- Неумение строить отношения с учащимися и организовывать школьников друг с другом;
- Особенности личности учителя (не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся)
Следовательно и появляются слабая успеваемость учащихся, и появляются слабоуспевающие ученики. Что ведет за собой школьную неуспеваемость, следовательно не выполнение ФГОС.
Основные группы слабоуспевающих учеников
Учитывая особенности слабоуспевающих учеников, можно условно разделить их на следующие группы.
- Гиперактивные - очень трудные дети, которые очень часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. У такого ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. всё это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью.
Гиперактивность - сочетание двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, аффективной возбудимости, нарушений концентрации внимания.
Как с этим бороться?
- Стараться индивидуализировать работу;
- Как можно чаще поощрять хорошее поведение и стараться игнорировать (по возможности) вызывающие поступки;
- На уроке до минимума ограничивать отвлекающие факторы;
- Выбрать для него оптимальное место (2 парта среднего ряда), по возможности, чтобы он сидел один;
- Распоряжения давать чётко, ясно, не более 10 слов.
Для таких детей рекомендуется проведение гимнастики для ног по нескольким причинам:
- новая возможность телесной самоорганизации влияет на развитие пространственной ориентации
- создание эффекта новизны.
2. Слабоуспевающие дети. При работе с ними, нужно учитывать следующее:
При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
Основные виды работы:
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- деформированные задания;
- перфокарты;
- карточки – тренажеры;
- творческие задания;
- “карточки-с образцами решения”;
- “разрезные” теоремы;
- “карточки-информаторы”;
- “карточки-конспекты”.
3.Учащиеся со слабым развитием мыслительной деятельности
Для этой группы слабоуспевающих (со слаборазвитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения.
Для того чтобы повысить успеваемость обучающихся, нужно в первую очередь замотивировать учащегося к обучению.
Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:
- мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень;
- мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности;
- мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии;
- коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
- эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от учения;
- мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.
Способствует этому: современные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания:
Игровые технологии;
Информаионные технологии;
Обучающие в сотрудничестве;
Личностно-ориентированные;
Проблемно-развивающие технологии обучения;
Технология модульного обучения;
Тестовые технологии.
Недостаточно работ учителя для получения желаемого результата. Так же большую роль в развитие ребенка играют его родители. Их влияние на мотивацию проходит через :
- Для формирования положительных мотиваций к учению родителям можно опираться на следующие советы учителя.
- Интересоваться делами, учёбой ребенка
- Помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность
- Объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доделал
- Чаще хвалить детей за их поступки, тем самым давать стимул двигаться дальше.
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащегося
- Грамотно планировать учебное занятие. Необходимо определить ключевые идеи темы, принципы, основные единицы. Для поддержания интереса необходимо привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
- Важно не допускать усложненности учебного материала, а также его упрощенности. Предлагаемая информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Несоблюдение данной рекомендации часто приводит к перегрузке учащихся и снижению общего интереса к школьной деятельности. Помните, что поставленные учебные задачи не должны быть легкими, они должны вызывать определенные трудности. Это поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Однако чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.
- Необходимо делать акцент учащихся на положительных результатах в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять, тем самым, вы даете стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Однако не стоит захваливать школьников, так как этим вы обесцените ценность похвалы.
- Предоставляйте учащимся возможность решения, поставленных учебных задач самостоятельно. Задачи должны быть интересными и захватывающими.
- Активно привлекайте школьников к обсуждениям различных вопросов. Организуйте дискуссии, обсуждения, споры, познавательные игры и др. Однако не забывайте об адекватной оценке происходящей ситуации.
- Оценивайте не только итог работы, а также пути и способы ее решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.
- Включайте школьников в процесс оценивания, что будет формировать самоконтроль и поможет повысить интерес к выполняемой деятельности.
- Учитель при формировании мотивации может активно использовать воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность.
- Для эффективного процесса формирования и развития учебной мотивации необходимо поддерживать позитивную психологическую атмосферу в классе, в малых группах (учитель-ученик, ученик-ученик).
- Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к уже имеющимся взаимоотношениям в этой группе. При наличии конфликтов среди участников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса и привести к снижению учебной активности.
- Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором. Педагог должен лишь направлять учеников и контролировать процесс выполнения поставленных задач, а не выполнять задания за школьников.
Рекомендации для родителей по формированию и развитию учебной мотивации
- Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка: необходимо, чтобы он чувствовал вашу причастность к его делам.
- При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но не стоит выполнять задания за ребенка. Ваша задача лишь направлять и координировать работу школьника.
- Активно включайтесь в познавательные виды деятельности вместе с ребенком, которые не относятся к школьной деятельности. Вместе читайте сказки по ролям, собирайте конструкторы, рисуйте.
- Адекватно оценивайте возможности вашего ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Предъявляйте требования исходя из возможностей, а не желаний.
- Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению.
- Не перегружайте ребенка сложными заданиями. Необходимо начинать с простых, понятных, легко выполнимых действий и постепенно усложнять нагрузку. Помните, что нельзя перегружать ребенка большим объемом заданий – ребенок потеряет интерес.
- Помогайте ребенку во всех начинаниях. Не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается. Пошагово объясните, что он делает не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.
- Привносите в выполнение уроков разнообразие и новизну (новые карандаши для рисования, новая настольная лампа, интересная книжка и т.д.).
- Создайте ребенку уютный и комфортный уголок для занятий. Дайте ему возможность обустроить все самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....
Особенности педагогической деятельности учебно - познавательных мотивов младших школьников
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной псих...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...
статья Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе.
Учебная самостоятельнсть как залог успешного обучения в школе...
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...