"Дружба"
классный час (4 класс)

Симонова Лариса Васильевна

создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кл.час по теме "Дружба"18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Дружба"4 класс

Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи: 

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
  • познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";
  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
  • анализировать свои поступки и окружающих

Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ

Прогнозируемый результат: 

  • в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;
  • осознание учащимися  того, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.
  • формирование у учащихся навыков работы в команде

   

   Ход урока

1.Организационный момент

 Ребята, у вас на парте лежат листы, напишите на них хорошие пожелания соседу на сегодняшний день. Отдадите после урока. Возможно, у кого-то за время урока появится желание исправить  или дописать что-то.

Притча о дружбе

 Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

 - Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

 - Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

- Кто там? - спросил старик.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

 -Почему эта притча звучит на уроке? Как она связана с темой нашего урока?

2. Работа над понятием «дружба»

а)беседа

Вы недавно заполняли анкету, как вы думаете, как она связана с темой сегодняшнего урока?

Почему эта тема так важна для нашего общества?

Ответы записать на доске:

-люди более заняты и им не хватает общения с друзьями

-что такое настоящий друг

-что значит дружить и доверять человеку

-что такое современный друг

-разочарование в дружбе

 Прежде, чем говорить о дружбе надо дать определение этому понятию

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».

Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

 -Как вы понимаете слово «приязнь»? Найдите синонимы в современном русском языке (согласие, симпатия, доброжелательность, братство, .дружелюбие)

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

-Легко ли найти настоящего друга? Почему? Докажите

На самом деле, очень редко можно встретить людей, которые дружат давно. Дело в том, что наши интересы, социальный статус, жизненные приоритеты постоянно меняются, и люди, которые нас окружают, не всегда меняются вместе с нами. Если раньше вас связывало много общего: учеба, работа общий круг знакомых, цели в жизни, то через какое-то время, вы понимаете, что вас больше ничего не связывает.

– Собери пословицу из слов (работа над понятием «друг»)

 Работа с пословицами.

- На доске плакат с пословицами. На 1-ой половине плаката – начало пословицы, на 2-ой – продолжение. Прочитайте эти пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Какой смысл несет в себе каждая пословица?

  • Старый  друг лучше новых  двух.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Дружба что стекло,  разобьешь – не сложишь.
  • Не  имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех и все за одного. Старый  друг лучше новых  двух.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Дружба что стекло,  разобьешь – не сложишь.
  • Не  имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех и все за одного.
  • Добрая шутка дружбы не рушит.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

в) работа с учебником

– Что дружеские отношения отличает от других отношений? Знакомые, приятели, друзья - вы как их различаете?

г) проблемная ситуация (дети разбиваются самостоятельно на группы)

-Приходилось ли вам разочаровываться в друзьях? Почему это происходило?

Представим, что в мире исчезло понятие «дружба», остались только приятели и знакомые. Чтобы тогда случилось и произошло?

После групповой работы от каждой группы выступает представитель с вариантами ответов (они записываются на доске)

 – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

– Каких друзей нам хотелось бы иметь?

– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

– Кого вам хочется поблагодарить за работу?

Напоминаю о пожеланиях, которые дети записывали на листочках.

-Кому то захотелось после проведения урока что-то исправить на них?

Отдайте этот листок соседу по парте.

5. Домашнее задание.

Написать мини-рассказ «Настоящий друг»

Рекомендации к кл.часу: детям заранее предложить заполнить анкету

Здравствуй! Ура - это не контрольная, это анкета о дружбе. Писать своё имя не надо. Напиши свои варианты ответа.

1.Кто ты (мальчик или девочка)

2.Легко ли ты знакомишься со сверстниками?

3.Кто такой друг?

4.Каким должен быть друг?

5.Где и как ты нашел друзей?

6.Что дружба дает человеку?

7.Кто виноват в том, что с человеком не дружат?

8.Тебе бы хотелось иметь настоящего друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....