урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_kultura_obshcheniya.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и культура общения.
Урок - игра.
4 класс учитель Шибецкая Елена Петровна
Тема: «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» Цель: Развитие толерантного отношения к окружающим людям. Задачи: - знакомство с правилами дружбы;
- формирование терпимого отношения к окружающим, их привычкам, взглядам;
- готовность помогать другим и умение принимать помощь от других;
- развитие толерантного взаимодействия друг с другом;
- формирование дружного, сплоченного коллектива.
I. Организационный момент.
Исполнение учащихся песни. Если с другом вышел в путь.
1. Если с другом вышел в путь / 2 раза
Веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть / 2 раза А с друзьями много п./в. Что мне снег, что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной Ла - ла - ла - ла.
- Там где трудно одному / 2 раза Справлюсь вместе с вами. Где чего-то не пойму /2 раса Разберем с друзьями.
- На медведя я друзья / 2 раза Выйду без испуга,
Если с другом буду я / 2 раза А медведь без друга. ( садятся за парты)
II. Цели и задачи.
- Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и о товариществе. Попытаемся
ответить на вопросы:
- Что такое настоящая дружба?
- Как проверяется она?
- Кого человек вправе называть своим другом?
- какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (проблема)
III.
- Во все времена, у всех народов очень высоко ценились дружба, верность,
преданность.
В XII веке Шота Руставели писал: «кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».
- В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривает силу.
Игра: Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.
- Один за всех, все … (за одного).
- Один в поле … (не воин).
- Старый друг, лучше … (новых двух).
- Без беды друга … (не узнаешь).
- Нет друга, ищи, а нашел … (береги).
. IV. Объяснение смысла пословиц.
- Народ сложил много пословиц о дружбе. Послушаем объяснение их смысла.
1. Трусливый друг опаснее врага, (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
2. Доброму коню найдется много хозяев, а хорошему человеку – много друзей, (хорошего коня многие хотят купить, а с хорошим человеком многие хотят подружиться).
3. Неверный друг, что дырявая шуба, (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в трудную минуту).
4. Не тот друг кто потакает, а тот, кто помогает, (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле, лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).
5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг, (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).
6. За что друг побранит, за то враг похвалит, (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить, а настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).
7. И много друзей – мало, и мало врагов – много, (много друзей всегда хорошо, а хорошо много не бывает, враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).
8.Дерево крепко корнями, а человек – друзьями, (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
9. Дружба, что стекло, расколешь – не соберешь, (разбитое стекло уже не вставишь в окно, если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).
10. дружба дружбе рознь – иную хоть брось, (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют друг на друга, то такая дружба приносит только вред).
11. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью, (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить).
12. Горы и камни разрушаются ветром, а людская дружба словом, (обидные и неприятные слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
13. Хочешь дружбы – будь другом, (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
V. О дружбе.
1. – Слово «дружба» по-своему значению тесно связано с понятием, как родственная близость.
- Дружба предполагает взаимную помощь, эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот, что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:
« Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде,
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов».
2. Анкета.
- А каким бы ты хотел видеть своего друга?
- Чего бы ты желал от друга?
- В своих анкетах вы написали…
(зачитать ответы)
3.Словарь.
- Какие еще качества мы ценим в своем друге?
(зачитать…на доске запись)
4.Сочинение «Мой друг».
- О своем друге расскажут ребята…
(зачитать 2 – 3 сочинения)
Вывод: - Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного?
- Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это слово «понимание».
- От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту.
- К другу идут с радостью – он разделит её с вами.
- Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
VI. Слова – антонимы. Словарь.
- Но можно ли представить друга завистливым?
- А высокомерным?
- Какие слова не совместимы с понятием «дружба»?
(чтение слов с доски)
VII. Друг.
1.Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен этому научиться. И начинать нужно с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ:
- - интересен ли я самому себе?
- - не скучно ли мне с собой?
- -умею ли я сам с собой общаться?
- Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
2.Тест «Добрый ли у вас характер?»
- Какими качествами обладаете вы? Мы узнаем об этом из результатов
теста «Добрый ли у вас характер?»
- Было задано 19 вопросов (22 ученика)
Итоги теста.
- Те, кто набрал свыше 15 очков – 2 ученика.
«У вас покладистый характер, вы доброжелательны к людям».
- Те, кто набрал от8 до 15 очков – 20 учеников.
«Вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить».
- Ниже 8 очков – 0 учеников.
VIII.
- Некоторые люди любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
- Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг» (читает ученица)
«Все живут не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной…
Ведь мы одногодки.
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной –
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье
«Срочно требуется друг».
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Вывод: - Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный…
- Он и советы дает, и развеселит, и уговорит…
- А вот другом его назвать – язык не поворачивается.
- И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности думает только о себе.
- Можно ли дружбу купить или дружить по правилу «Ты мне – я тебе» (корысть).
IX. Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на его место.
- Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить в кино, слушать вместе музыку, вместе готовить уроки, гулять.
- Подобные отношения приятны, но можно ли их назвать дружескими? Скорее всего, это товарищеские.
- Давайте уточним понятия: друг, товарищ, приятель, ровесник.
(ответы учащихся)
- Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
- Товарищ – человек близкий вам по роду деятельности, занятиям, по условиям жизни.
- Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
- Ровесник – человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.
Вывод: - Кем вы являетесь друг другу в коллективе?
(товарищи, приятели, ровесники)
- У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей!
X. «Песнь о друге» В.Высоцкий.
-Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту.
- В литературе мы немало найдем тому примеров.
- Давайте послушаем стихи В.Высоцкого «Песнь о друге» (звучит запись).
XI.
-Однако, существует еще одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое.
- Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами.
- Причем, испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее.
- Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломают отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения.
Вывод: - Берегите друзей!
- Выбирайте их не спеша! Но еще меньше торопитесь с ними расстаться.
- Умейте прощать обиды!
-Послушайте стихотворение Н.Доризо.
«Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал,
Что сберег, то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда бывает,
Кто дружбу сохранит,
Как бесценный клад,
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет
Честно сквозь года!.
- Вывод: - Помните! Друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться.
- Ваше товарищество может перерасти в настоящую дружбу.
XII. Игра «Терем – теремок».
Игроки:
1.мышка-норушка
2.лягушка
3.петух
4.заяц
5.белка
6.собака
7.волк
8.лиса
9.медведь
«Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе жить!»
- Хозяйка теремка «мышка-норушка»; к ней приходят звери и просят пристанища…, но она отказывает, говоря: «Нет не пущу, мне и без тебя хорошо!»
- Все дети обращаются к мышке с просьбой пустить героя в терем: «Уважаемая, мышка-норушка!»…
«Дорогая мышка!»…
«Сударыня мышка!»… Пусти его, пожалуйста, он тебе станет другом, он станет двор мести… и т.д.
Основное правило игры – найди друга и стань им.
Вывод: «Хочешь иметь друга – стань им!»
- Что мышка ценила в своих друзьях?
Вывод: - В человеке ценятся хорошие качества.
XIII. Итог.
1. Правила дружбы.
- Какие же поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе, чтобы между вами не было ссор и конфликтов? (ответы детей)
1. Не оставляй друга в беде! Будь верным товарищем!
2. Не бойся честно говорить другу о его недостатках. Помоги ему их исправить.
3. Радуйся успехам своего товарища. Умей сопереживать его неудачам.
4. Не допускай проявления в коллективе таких качеств, как зависть, ябедничество, эгоизм.
5. Не требуй от товарища того, что не выполняешь сам.
6. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи и его.
7. Делись с товарищем, отдай самое лучшее другу, не жадничай.
8. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
9. Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
10. Обращайся с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой.
2. Мини-концерт.
С.Михалков «Приятели»
С.Маршак «Пожелания друзьям»
А.Пушкин «Друзья»
Н.Добронравов «Дружба»
С.Михалков Мой друг»
С. Эралиев «Много у меня друзей»
Песня «Дружба крепкая»
Все: «Дружбой дорожить умейте! Берегите друзей!»
XIV. Оценивание.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились! Я думаю, что вы еще раз задумаетесь о своих поступках и действиях, о человеческих качествах, будете внимательны к окружающим, требовательны к себе. Мира, добра, порядочности и милосердия вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом
Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....
Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.
Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...
Разработка урока по развитию речи.
Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)
Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...
Комментарии
урок развития речи
Спасибо.