урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_kultura_obshcheniya.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие речи и культура общения.

Урок - игра.

4 класс учитель Шибецкая Елена Петровна

Тема: «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» Цель: Развитие толерантного отношения к окружающим людям. Задачи: - знакомство с правилами дружбы;

  1. формирование терпимого отношения к окружающим, их привычкам, взглядам;
  2. готовность помогать другим и умение принимать помощь от других;
  3. развитие толерантного взаимодействия друг с другом;

-        формирование дружного, сплоченного коллектива.
I. Организационный момент.

Исполнение учащихся песни. Если с другом вышел в путь.

1.        Если с другом вышел в путь / 2 раза
Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть / 2 раза А с друзьями много п./в. Что мне снег, что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной Ла - ла - ла - ла.

  1. Там где трудно одному / 2 раза Справлюсь вместе с вами. Где чего-то не пойму /2 раса Разберем с друзьями.
  2. На медведя я друзья / 2 раза Выйду без испуга,

Если с другом буду я / 2 раза А медведь без друга. ( садятся за парты)

II. Цели и задачи.

-        Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и о товариществе. Попытаемся
ответить на вопросы:

  1. Что такое настоящая дружба?
  2. Как проверяется она?
  3. Кого человек вправе называть своим другом?
  1. какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (проблема)

III.

-        Во все времена, у всех народов очень высоко ценились дружба, верность,
преданность.

В XII веке Шота Руставели писал: «кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».

- В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривает силу.

Игра: Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.

  1. Один за всех, все … (за одного).
  2. Один в поле … (не воин).
  3. Старый друг, лучше … (новых двух).
  4. Без беды друга … (не узнаешь).
  5. Нет друга, ищи, а нашел … (береги).

. IV. Объяснение смысла пословиц.

- Народ сложил много пословиц о дружбе. Послушаем объяснение их смысла.

1. Трусливый друг опаснее врага, (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, а хорошему человеку – много друзей, (хорошего коня многие хотят купить, а с хорошим человеком многие хотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба, (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в трудную минуту).

4. Не тот друг кто потакает, а тот, кто помогает, (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле, лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг, (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, за то враг похвалит, (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить, а настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей – мало, и мало врагов – много, (много друзей всегда хорошо, а хорошо много не бывает, враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

8.Дерево крепко корнями, а человек – друзьями, (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло, расколешь – не соберешь, (разбитое стекло уже не вставишь в окно, если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).

10. дружба дружбе рознь – иную хоть брось, (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют друг на друга, то такая дружба приносит только вред).

11. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью, (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, а людская дружба словом, (обидные и неприятные слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы – будь другом, (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

V. О дружбе.

1. – Слово «дружба» по-своему значению тесно связано с понятием, как родственная близость.

  - Дружба предполагает взаимную помощь, эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот, что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

               « Настоящий друг везде

                Верен, в счастье и беде,

                Грусть твоя его тревожит

                Ты не спишь – он спать не может,

                И во всем без дальних слов,

                Он помочь тебе готов».

2. Анкета.

- А каким бы ты хотел видеть своего друга?

- Чего бы ты желал от друга?

- В своих анкетах вы написали…

                (зачитать ответы)

          3.Словарь.

- Какие еще качества мы ценим в своем друге?

                (зачитать…на доске запись)

4.Сочинение «Мой друг».

- О своем друге расскажут ребята…

               (зачитать 2 – 3 сочинения)

Вывод: - Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного?

- Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это слово «понимание».

- От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту.

- К другу идут с радостью – он разделит её с вами.

- Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

VI. Слова – антонимы. Словарь.

- Но можно ли представить друга завистливым?

- А высокомерным?

- Какие слова не совместимы с понятием «дружба»?

                 (чтение слов с доски)

VII. Друг.

1.Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен этому научиться. И начинать нужно с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ:

  1. - интересен ли я самому себе?
  2. - не скучно ли мне с собой?
  3. -умею ли я сам с собой общаться?

- Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.

2.Тест «Добрый ли у вас характер?»

- Какими качествами обладаете вы? Мы узнаем об этом из результатов

 теста «Добрый ли у вас характер?»

- Было задано 19 вопросов (22 ученика)

Итоги теста.

- Те, кто набрал свыше 15 очков – 2 ученика.

«У вас покладистый характер, вы доброжелательны к людям».

- Те, кто набрал от8 до 15 очков – 20 учеников.

«Вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить».

- Ниже 8 очков – 0 учеников.

VIII.

- Некоторые люди любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.

- Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг» (читает ученица)

«Все живут не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

          И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Ведь мы одногодки.

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье

«Срочно требуется друг».

- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Вывод: - Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный…

- Он и советы дает, и развеселит, и уговорит…

- А вот другом его назвать – язык не поворачивается.

- И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности думает только о себе.

- Можно ли дружбу купить или дружить по правилу «Ты мне – я тебе»        (корысть).

IX. Толковый словарь С.И.Ожегова.

- Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на его место.

- Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить в кино, слушать вместе музыку, вместе готовить уроки, гулять.

- Подобные отношения приятны, но можно ли их назвать дружескими? Скорее всего, это товарищеские.

- Давайте уточним понятия: друг, товарищ, приятель, ровесник.

                    (ответы учащихся)

- Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

- Товарищ – человек близкий вам по роду деятельности, занятиям, по условиям жизни.

- Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

- Ровесник – человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.

Вывод: - Кем вы являетесь друг другу в коллективе?

(товарищи, приятели, ровесники)

- У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей!

X. «Песнь о друге» В.Высоцкий.

-Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту.

- В литературе мы немало найдем тому примеров.

- Давайте послушаем стихи В.Высоцкого «Песнь о друге» (звучит запись).

XI.

-Однако, существует еще одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое.

- Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами.

- Причем, испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее.

- Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломают отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения.

Вывод: - Берегите друзей!

- Выбирайте их не спеша! Но еще меньше торопитесь с ними расстаться.

- Умейте прощать обиды!

-Послушайте стихотворение Н.Доризо.

«Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда бывает,

Кто дружбу сохранит,
Как бесценный клад,

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет

Честно сквозь года!.

- Вывод: - Помните! Друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться.

- Ваше товарищество может перерасти в настоящую дружбу.

XII. Игра «Терем – теремок».

Игроки:

1.мышка-норушка

2.лягушка

3.петух

4.заяц

5.белка

6.собака

7.волк

8.лиса

9.медведь

«Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе жить!»

- Хозяйка теремка «мышка-норушка»; к ней приходят звери и просят пристанища…, но она отказывает, говоря: «Нет не пущу, мне и без тебя хорошо!»

- Все дети обращаются к мышке с просьбой пустить героя в терем: «Уважаемая, мышка-норушка!»…

«Дорогая мышка!»…

«Сударыня мышка!»… Пусти его, пожалуйста, он тебе станет другом, он станет двор мести… и т.д.

Основное правило игры – найди друга и стань им.

Вывод: «Хочешь иметь друга – стань им!»

- Что мышка ценила в своих друзьях?

Вывод: - В человеке ценятся хорошие качества.

XIII. Итог.

1. Правила дружбы.

- Какие же поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе, чтобы между вами не было ссор и конфликтов? (ответы детей)

1. Не оставляй друга в беде! Будь верным товарищем!

2. Не бойся честно говорить другу о его недостатках. Помоги ему их исправить.

3. Радуйся успехам своего товарища. Умей сопереживать его неудачам.

4. Не допускай проявления в коллективе таких качеств, как зависть, ябедничество, эгоизм.

5. Не требуй от товарища того, что не выполняешь сам.

6. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи и его.

7. Делись с товарищем, отдай самое лучшее другу, не жадничай.

8. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

9. Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

10. Обращайся с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они обращались с тобой.

2. Мини-концерт.

С.Михалков «Приятели»

С.Маршак «Пожелания друзьям»

А.Пушкин «Друзья»

Н.Добронравов «Дружба»

С.Михалков Мой друг»

С. Эралиев «Много у меня друзей»

Песня «Дружба крепкая»

Все: «Дружбой дорожить умейте! Берегите друзей!»

XIV. Оценивание.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились! Я думаю, что вы еще раз задумаетесь о своих поступках и действиях, о человеческих качествах, будете внимательны к окружающим, требовательны к себе. Мира, добра, порядочности и милосердия вам!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.

Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...

Разработка урока по развитию речи.

Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...


 

Комментарии

В XII веке Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».На уроке решаются не только проблемы развития речи, но и формирования взаимоотношений в коллективе.