ДЕНЬ ИНДЕЙЦА
методическая разработка

Шабаринова Ирина Владиславовна

Воспитательное мероприятие с целью переноса средств и способов развивающего обучения на организацию отдыха и досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_indeytsa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ИНДЕЙЦА

Воспитательное мероприятие

ЦЕЛЬ: Деятельность переноса средств и способов развивающего обучения на организацию отдыха и досуга.

ЗАДАЧИ:  

1.Развитие познавательного интереса через сбор информации о традициях и обычаях индейцев, сбора материала о лекарственных растениях и травах;

2.Создание образовательных ситуаций для построения коммуникации с другими людьми – вести диалог с малой группой, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата;

3. Воспитание бережного отношения к природе;

4. Развитие ловкости, сноровки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Обсуждения идей будущего проекта с учащимися и их родителями;
  2. Определение способа сбора и анализа информации  о жизни, обычаях, традициях индейцев;
  3. Выполнение эскизов одежды, предметов быта, инвентаря индейцев;
  4. Изучение и реконструкция учащимися , родителями, учителем культуры индейцев и организация установленной лекции «Кто такие индейцы?»;
  5. Разработка сценария и распределение ролей (Великая Жрица, Лекарь-шаман, Меткий глаз - твердая рука,Справедливое Око, Мудрая Сова, вожди племен, соплеменники);
  6. Самостоятельная домашняя работа: подготовка легенды племени, названия с расшифровкой его значения, ритуального танца;
  7. Подготовка экипировки (костюм, грим,. …) каждым участником проекта;
  8. Распределение задач между членами сообщества:
  • составление карты, маршрутных листов, изображения лекарственных растений;
  • подготовка каждого этапа;  
  • нахождение места для тайника;
  • покупка призов;
  • оформления коробки для клада (упаковочная бумага, скотч);
  • пакеты для мусора, перчатки;
  • ответственные за автотранспорт, хозяйственный (ведра, кастрюли) и спортивный инвентарь, продукты питания и организацию обеда.  

9. Составляются «Распорядок дня участников проекта на полевом этапе», «Правила безопасности для участников проекта» и «Смета расходов полевого этапа игры».

ПЛАН :

1. Сбор в школе – время 10ч.30мин.

Орг. вопросы – 30мин.

Отъезд на место – 11ч.

2. Сбор в лесу – 11ч.30мин.:

объявление о цели мероприятия,

объявление об экипировке,

создание племен, выбор вождя,

представление племени (легенда, ритуальный танец, костюм),

подготовка каждого этапа (жертвенник, вигвам лекаря, место для пиршества, полоса препятствий, метание копья).

Время на подготовку – 1 час. Сбор в 12ч.30мин.

3. Прохождение маршрута.

4. Обед.

5. Конкурс вождей племен.

6. Сбор мусора.

7. Поиск клада.    

8.Выпуск видео- и фоторепортажей, написание сочинений, рефлексия проекта.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 1. Маршрутные листы для каждой команды:

Название племени:

Этапы

Отметка о прохождении этапа

I. Обряд жертвоприношения

II. Лекарь – шаман

III. Меткий глаз – твердая рука

IV. Тропа жизни

2. Карта формата А3 (разорвана на 18частей = 4 племени x 4этапа +2конкурса); кусок карты с обозначенным местом клада должен быть отдан последним;

3. Коробка с кладом;

4. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, дротики с мишенью.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

 Ведущий:   Добрый день, дорогие наши мамы и папы! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы хорошо и весело отдохнуть, поиграть и посоревноваться! Мы даем время на сбор и на решение орг. вопросов 30 минут и встречаемся в лесу в условленном месте в 11.30.

 Ведущий:  Дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами, чтобы хорошо отдохнуть! Ну а какой хороший отдых без игр, веселья и соревнований. Поэтому мы предлагаем объявить сегодняшний день – Днём Индейцев! (звучит клич индейцев)

Для нашей игры необходимо экипироваться под индейцев, разбиться на племена, выбрать вождя племени, подготовить представление (легенда племени, ритуальный танец) и каждое племя должно подготовить один из этапов маршрута.  Как только племя будет создано, нужно подойти к ведущему и обговорить вопросы по подготовке этапа. Время на подготовку племен и этапа – 1 час. Встречаемся на этом месте в 12.30 по условному сигналу (клич индейцев)!  

ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ

 Ведущий (издаёт клич): Уважаемые наши вожди и их племена, позвольте представиться – Мудрая Сова и мои помощницы Справедливое Око, Великая жрица и Меткий глаз, Шаман.

А теперь вожди представьте себя и свои племена и покажите, что вы нам приготовили.

(Представление вождя, племён, ритуального танца.)

Уважаемые вожди и их племена, дошли до нас слухи, что бледнолицые спрятали где – то здесь невдалеке клад. Найдём его? (да) Место, где спрятан клад, обозначено на карте. К сожалению, карта порвалась и ее нужно собрать, пройдя по определённому маршруту. Собрав всю карту, вы легко определите, где же спрятан клад. Время прохождения каждого маршрутного этапа – 10–15 минут.

Вожди племён, подойдите ко мне и получите свой маршрутный лист.

Итак, маршруты розданы, вперёд на поиск клада! (клич индейцев)

Путь по маршруту

  1. Обряд жертвоприношения.

Великая жрица: Здравствуйте, уважаемый вождь и племя! Я рада приветствовать вас на этапе маршрута «Обряд жертвоприношения». На этом этапе вы должны будете показать обряд приношения жертвы. Кому приносится ваша жертва и в качестве чего или кого она будет принесена, решать вам самим. Время на подготовку – 5-10 минут. (показ обряда)

Молодцы, племя! Вы заработали свой кусок карты! (отметка в маршрутном листе) Удачного продолжения пути!

  1. Лекарь – шаман.

Шаман: Добрый день, уважаемые вождь и племя! За чем пожаловали, на что жалуетесь? (за картой) Чтобы получить кусок карты, отгадайте мои загадки.

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

(показывается картинка подорожника)

Чем полезен подорожник? Как он используется в лекарственных целях?

Знаете ли вы, что мы, индейцы, раньше с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого», ведь подорожник расселяется там, где ходят люди. Его семена (а одно растение даёт от 8 до 60 тысяч семян) вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Так семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку.

Ещё одна загадка:   Белая корзинка,

    Золотое донце.

    В ней лежит росинка

    И сверкает солнце.  (Показывается картинка ромашки)

Это поповник, хотя все его зовут ромашка. У ромашки сильно ветвистый стебель с мелкими, как ниточки, листочками. Цветочные корзинки у ромашки выпуклые, внутри пустые. Белые короткие лепестки отогнуты вниз. Найти её нелегко, поэтому чаще заготавливают ромашку пахучую, похожую на ромашку аптечную, но без белых лепестков и с сильным запахом. Попав в аптеку по ошибке, она оказалась лекарственной и вполне заменила аптечную.

Интересна её биография. Родина её – Америка. Ещё в начале прошлого века её показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение последующих 40 лет она распространилась по всей России. Как это случилось? Ромашка, как сорняк растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой.

Вот и обменялись континенты растениями: от нас получила Америка подорожник, а мы -  ромашку. Чем же она так полезна? (от простуды и кашля, на ночь выпить отвар – сон будет крепким и спокойным)

Какую траву называют кошачьей травой? Помните, как Том Сойер напоил желтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки. Название растения произошло от латинского валере – быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении.

Знаете ли вы, как во время гражданской войны в 1919 г. мох сфагнум спас раненых? (показывается картинка мха) Как – то в госпитале оказалось много раненых, но не было ни йода, ни бинтов. На бинты рвали старое бельё, но ваты достать было негде. А она нужна была при гнойных ранах. Однажды врач госпиталя вышел расстроенный на улицу: ему невыносимо было жаль раненых, которым он ничем не мог помочь. Он оказался за околицей: здесь начиналось болото. С раздражением он топнул ногой по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум. Он вспомнил, как под микроскопом рассматривал лист сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро санитары и сестры отправились за мхом. Собрали 300 кг, его хватило на всю зиму. Когда мох оттаял, его выжали и расстелили на простынях на полу. Через сутки он высох и был использован вместо ваты и йода, благодаря ему в ранах не развивались гнойные бактерии.

Кто знает, что это за растение – хищник и чем оно опасно и полезно? (Опасно для насекомых, т.к. росянка их съедает. Полезно при простуде и кашле. Также сок, выделяемый железками листа росянки, растворяет органические вещества, поэтому его употребляют для выведения бородавок.)

Молодцы! Много лекарственных растений знаете, ну и я, надеюсь, рассказал вам много нового и интересного. Получите свою часть карты! (отметка о маршруте) Не болейте! Доброго пути!

  1. Меткий глаз – твердая рука.   

Меткий глаз:  Приветствую вас на своем этапе! Друзья мои, индейцы! Находясь в постоянной борьбе с бледнолицыми за наши права, мы должны всегда держать своё око зорким и метким. Так не подведите же и попадите стрелой точно в цель с 5 шагов! Даю время на тренировку – 5 минут. Затем каждый из вас должен попасть в мишень, только тогда вы получите заветный кусок карты. (тренировка – 5 минут, попадание в мишень – 10 минут)

Молодцы! С вами мы победим всех наших врагов! Получайте свою часть карты! (отметка о прохождении маршрута).

  1. Тропа жизни.

Справедливое око: Приветствую уважаемого вождя и его племя на «Тропе жизни». Много препятствий встретится  на пути, но вы должны их все пройти, чтобы выжить.

Итак, на нашем пути первое препятствие – болото. Здесь важно прыгать только по кочкам, чтобы не упасть, если упал – начинай сначала.

Дальше на нашем пути – пропасть и мы должны перебраться через неё по бревну. Главное – удержать равновесие и не сорваться.

На другом конце бревна лежит мяч. Как только прошли бревно, берём мяч, зажимаем его между ног и прыгаем до следующего препятствия.

Следующее препятствие – нужно проползти под натянутыми на колышках верёвками, не задев её и не уронив колышки.

Вот вы и прошли этот непростой этап, самое главное, что все остались живы и здоровы.

Заработали свой кусок карты (отметка в листе).

(Участники игры собирают карту, но остаются недостающие куски карты.)

Ведущий (издаёт клич, собирая все племена на сбор): Уважаемые вожди и их племена, вот вы и прошли свои маршруты, получили каждый по несколько кусочков карты. Узнали ли, где спрятан клад? (нет, т.к. не вся карта собрана)

Сейчас мы немножко отдохнём, пообедаем и после перерыва вы сможете заработать оставшиеся части карты.

ОБЕД

 

  Ведущий (кличем собирает племена):  А теперь пришла пора вождей племен показать свою мудрость и проницательность. Каждому вождю будут заданы вопросы, разрешается обсуждение с племенем.

Вопрос 1 вождю: какое животное самое прожорливое? (Самое прожорливое существо на свете – стрекоза. Стрекоза – коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Нелегко прокормиться такой обжоре, поэтому она проводит целый день на охоте, чтобы насытиться.)

Вопрос 2 вождю:  откуда на болоте в темноте появляются огни? (На дне болот в сырости гниёт много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает – самовозгорается. Болотные огни всё время в движении, п.ч. следуют малейшему колебанию воздуха.)

Вопрос 3 вождю: с одной стороны болота беда, с другой – кладезь добра. Где беда, а где добро? (Беда – заболачивание местности, гиблые места. Добро – болота удерживают огромные запасы влаги, в них образуется торф – ценнейшее топливо и сырьё. Там, где болота полностью осушили, - обмелели речки, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь всё в природе взаимосвязано.)

Вопрос 4 вождю: какие животные лесов находятся под охраной человека? (Зубр, лось, олень, косуля, …)

Дополнительные вопросы:  

1. Может ли зима с летом встретиться? (Да, это бывает в горах, где на высоких вершинах круглый год лежит снег.)

2. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (маскировочная окраска)

3. Греет ли шуба? (нет, она сохраняет тепло человеческого тела. Греет себя сам человек.)

4. Какая зима лучше для хлебного поля – снежная или бесснежная?

(Снежная. Снег, как одеяло, укрывает землю. Под ним тепло и растениям и животным. Да и влаги весной будет много, что тоже для растений важно.)

5. Назовите самое большое в мире животное. (Синий кит. Его длина – около 33 м и вес до 150 тонн. Такой кит тяжелее 50 слонов.)

6. Чем отличается озеро от пруда? (Озёра намного больше прудов, а главное их создаёт сама природа, тогда как пруды – люди.)

Ведущий: Часть карты получает вождь, давший больше правильных ответов  (клич).

Ведущий: Мы – индейцы, дети земли. Природа, лес – это наш родной дом. А в своём доме всегда хочется, чтобы было чисто и красиво. Сейчас мы предлагаем навести порядок в нашем доме, т.е. собрать весь мусор на нашей лесной поляне в специальные пакеты для отходов. Каждое племя отвечает за свою территорию.

Племя, собравшее больше всех мусорных отходов и убравшая свою территорию чище, зарабатывает последний кусок карты  (клич).

Ведущий (клич на сбор): Последний кусок карты заработан. Собирайте карту и вперёд, на поиск клада! Удачного поиска!  

(Участники игры ищут клад)

Ведущий: Вот и найден наш клад, поздравляю племя …, нашедшее тайник.

Давайте, вместе вскроем коробку и посмотрим, что же мы так долго искали (в коробке подарки каждому участнику игры).

Поздравляем вождя и племя …

Поздравляем вождя и племя …

Поздравляем вождя и племя …

Наш День Индейца подошёл к концу, всех поздравляем с победой, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник "Мы индейцы"

Театрализованное представление с Быстроногим Оленем и Соколиным Глазом для проведения спортивного праздника...

«День индейца»

Данный материал можно использовать  для проведения мероприятия для воспитанников лагеря с дневным пребыванием....

игра "Настоящие индейцы"

Развлечение для классного часа в конце четверти или учебного года. Для 1-4 классов....

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс "Путешествие к индейцам"

Внеклассное мероприятие на природе "Путешествие к индейцам" может быть проведено в любом классе. Очень весело, необычно, поучительно, где сближаются родители и дети....

День индейца в пришкольном лагере.

Разработка различных конкурсов и план проведения мероприятия....

Сценарий "День индейца" в пришкольном лагере.

день индейца , в пришкольном лагере...