воспитательная программа класса
статья (4 класс)
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я представляю программу воспитательной работы «Ступени совершенства», в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_bogomolova_n._i._maou_sosh_16.doc | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Губкин, Белгородская область
Программа воспитания и социализации
учащихся 4 «Б» класса
«Ступени совершенства»
на 2018-2019 уч. год
Автор:
Богомолова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
высшей категории
2019
Содержание
1.Постановка проблемы и условия разработки программы
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2 Характеристика класса.
2.3.Цель программы. Задачи.
2.4 Направления программы.
2.5.Подходы к воспитанию.
2.6. Принципы построения воспитательной системы.
2.7 План поэтапной реализации программы воспитания.
3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности.).
- Постановка проблемы и условия разработки программы.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я представляю программу воспитательной работы «Ступени совершенства», в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся.
Актуальность создания воспитательной системы класса как основы социализации личности младшего школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом направлений модернизации общего образования, одно из которых «формирование способности к успешной социализации в обществе». Для приобретения учащимися начальных классов позитивного социального опыта я планомерно формирую условия, которые позволяют развивать и применять полученные навыки социализации. К таким условиям я отношу:
- создание воспитательной системы участниками микросоциума (педагогами, учащимися, родителями) как основы социализации;
- создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
- активное участие учащихся в самоуправлении класса и школы;
- участие в социально значимой деятельности.
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени совершенства» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МАОУ «СОШ №16» города Губкина Белгородской области, Устав и программа развития общеобразовательного учреждения, с учётом запросов обучающихся и их родителей.
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
2.2 Характеристика класса
В 4 Б классе 29 человек, из них 12 девочек и 17 мальчиков. Большинство детей 2008 года рождения. Ковалев Никита и Новоженов Матвей 2007 года рождения, Тараненко Елизавета 2009 года рождения.
29 учеников класса посещали дошкольные учреждения. Ковалев Никита до школы находился на домашнем воспитании, детский сад не посещал.
4 человека (13.7%) входят в I группу здоровья, 19 (65.5%) во II, 6 (20,6%) в III группу здоровья.
По социальному составу – есть дети служащих, инженерно-технических работников, медицинских работников, педагогических работников, рабочих, предпринимателей, служащих МВД. Дети растут в благополучных семьях, материально обеспечены. Есть три неполные семьи. Из многодетной семьи Банькова Дарья и Овсянников Тимофей.
Дисциплина на уроках в основном хорошая. Дети усвоили правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, библиотеке; не опаздывают, уроков без причины не пропускают. Большая часть ребят посещает кружки в школе: «Веселая грамматика», «Веселая математика», «Гимнастика для ума», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Смотрю на мир глазами художника», «Движение и танец». Некоторые дети посещают спортивные секции, художественную и музыкальную школу вне школы.
К общим выходам, экскурсиям учащиеся относятся положительно. Интерес к общественным делам выражен ярко. Участие в акциях, конкурсах рисунков различной тематики вызывает большой отклик. В классе выбран актив класса. В него вошли все ребята. Есть ответственные за построение, цветоводы, художники, книжный сектор, спортивный сектор, дежурные, которые меняются каждый день. Постепенно выявляются лидеры в классе, и формируется классный коллектив. Отношения между мальчиками и девочками в основном доброжелательные. Ребята называют друг друга по имени, оказывают посильную помощь. Все ребята положительно относятся к школе. Наблюдения за детьми показали, что большинство детей (87%) с желанием идут в школу.
На общем уровне класса выделяются дети, которые хорошо работают на уроках, всегда внимательны, собранны. Владеют умением самостоятельной работы.
Характер общего эмоционального климата в коллективе положительный.
Дети идут в школу с удовольствием, создают группы по интересам, на переменах играют практически всем составом класса, много общаются. Некоторые ученики тяжело входил в коллектив, конфликтовали, часто затевали драку. К началу третьего класса удалось примирить всех учащихся и добиться уважительного отношения в классном коллективе.
В классе создаются необходимые условия для обучения и воспитания:
– физкультминутки;
– игровые моменты на уроках, уроки-экскурсии;
– классные часы в соответствии с возрастными особенностями. Систематически проводятся необходимые беседы различного характера: о поведении в школе; режиме класса; поведении в столовой, на перемене; поведении в раздевалке; приветствии взрослых людей.
Перемены в обязательном порядке подвижные. Детям очень нравятся подвижные игры, игры с мячом, игры на внимание и др.
Питание в столовой в 4 Б классе 100 %, есть 3 бесплатно питающихся ребенка. Перед посещением столовой организованы гигиенические процедуры – дежурные раздают салфетки, используется жидкое мыло. Учащиеся приучены ходить строем.
2.3.Цель программы:
Цель моей работы с классом - это создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
- Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
- Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
- Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками.
- Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся.
- Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
- Организация различных видов деятельности учащихся.
Исходя из задач, для себя сформировала основные функции классного руководителя
1 - диагностирующая
2 - коммуникативная
4 - проектирующая
5 - организационно - деятельностная
6 - развивающая
10 – охранно-защитная
11 – корректирующая
- Основные направления моей деятельности:
-Индивидуальная работа с учащимися
-Формирование детского коллектива
-Работа с родителями
Основные задачи программы.
1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Приобщить детей к традициям школы, города, края, к обычаям русской культуры, истории.
4. Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
5. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
7. Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.
2.4 Направления программы.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Белгородской области, города Губкина, в котором находится наше образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека
в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Белгородской области, города Губкина;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение
к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных
на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение
пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.
3Воспитание трудолюбия, творческой активности,
- сознательного отношения к учебе.
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей,
к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и
учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
2.5. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Ступени совершенства» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
2.6. Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности (по В.А. Сластенину);
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.
2.7. План поэтапной реализации программы воспитания
1 класс (2015-2016 уч. г.) «Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс (2016-2017 уч. г.) «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс (2017-2018 уч. г.) «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс (2018-2019 уч. г.) «В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
3.Содержание программы.
3.1. Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы с детьми:
Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического самоуправления (выборы в органы самоуправления класса, составление плана работы на четверть активом класса, оформление газеты к празднику)
Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др. (посещение учащихся на дому, анкетирование)
Массовые (педагог - несколько групп, классов) – конкурсы, походы, спортивные соревнования и т.д. («Мама, папа, я - спортивная семья», Смотр строя и песни, «Мама, папа, я – читающая семья», «День Матери» и др.)
3.2.
СЕНТЯБРЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | 1.Праздник «День знаний» | 1 сентября | Чурикова И.А., Богомолова Н.И. | |
2. Выставка цветов | 10 сентября | Чурикова И.А., Творческая группа | ||
4. Конкурс рисунков «Духовный лик России» | 3 неделя | Прасолова В. В. Богомолова Н.И. | ||
Учебно-познавательная деятельность | 1День знаний Праздник «Учение с увлечением» | 1 сентября | Родители Богомолова Н.И. | |
2.Организация работы кружков и спортивных секций | 1-15 сентября | руководители кружков и секций | ||
3. Классный час «Правила поведения при пожаре» | 8 сентября | Богомолова Н.И. | ||
4. Классный час «Правила поведения в школе» | 15 сентября | Богомолова Н.И. | ||
Духовно-нравственное воспитание | 1.Тематический классный час, посвященные годовщине Бородинского сражения | 1 неделя | Богомолова Н. И. | |
2. Конкурс рисунков «Мой любимый город» | 2 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание | 1. Неделя ПДД | 4 неделя | Богомолова Н.И. | |
1. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города. | 4 неделя | Богомолова Н.И. Учитель хореографии | ||
3. Классный час «С днем рождения, любимый город!» | 4 неделя | Богомолова Н.И. | ||
Трудовое воспитание Трудовое воспитание | Рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки» | сентябрь | Богомолова Н.И. |
Эстетическое воспитание | 1. Праздничная линейка, посвященная Дню Знаний (1-11кл. ) | 1 сентября | Чурикова И.А., ст.вожатая Богомолова Н.И. | |
2. Школьная выставка цветов. | 1 неделя | Чурикова И..А., ст.вожатая Богомолова Н.И. | ||
3. Классный час «Школьный дневник» | 3 неделя | Богомолова Н.И. | ||
Методическая работа | 1.Планирование воспитательной работы. | 1-10 сентября | Богомолова Н.И. | |
Работа с родителями | 1.Организационное родительское собрание. | 12 сентября | Богомолова Н.И. | |
2.Выбор родительского комитета класса | 12 сентября | Богомолова Н.И. | ||
3.Составление социального паспорта школы | до 10 сентября | соц. педагог Богомолова Н.И. | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Организация работы спортивных секций. | В течение месяца | Чурикова И.А., Богомолова Н.И. | |
2. Организация проведения утренней зарядки. | В течение месяца | БогомоловаН.И. физорги | ||
3.Проведение дня здоровья. | 4 неделя | Богомолова Н.И. | ||
Развитие ученического самоуправления Работа с учащимися группы риска | 1.Оформление классного уголка | сентябрь | Богомолова Н.И. Ред. коллегия | |
2. Подготовка к смотру классных уголков | сентябрь | Ст. вожатая, | ||
3 Посещение на дому учащихся группы риска. | В течение месяца | Соцпедагог Богомолова Н.И. | ||
4. Организация занятости в кружках учащихся группы риска | 1 неделя | Богомолова Н.И. |
ОКТЯБРЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответствен ный | Отметка о выполнении |
Учебно-познавательная деятельность | 1.Классный час «Режим дня» | 1 неделя | Богомолова Н. И. | |
1. Посещение школьного музея. | В течение месяца | Богомолова Н. И. | ||
Подготовка к школьным олимпиадам | В течение месяца | Богомолова Н. И. | ||
1.Классный час «Мой ум» | 4 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Духовно-нравственное воспитание | 1. Посещение храма Губкинского благочиния | В течение месяца | Богомолова Н. И. | |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1. Экскурсия к школьному стенду «Символы Россия». | 5 октября | Богомолова Н. И. | |
2.Классный час « Что такое государственные символы», посвященный Дню флага Белгородской области | 3 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Профориентация и трудовое воспитание | 1.Классный час «Мир профессий» 2. Сбор каштанов. | 2 неделя Начало месяца | Богомолова Н. И. | |
Эстетическое воспитание | 1. День школьного молока (Конкурс рисунков) | 3 неделя октября | Богомолова Н. И. | |
2. Выставка поделок из природного материала | 1неделя октября | Пашина И.В. Богомолова Н. И. | ||
Методическая работа | 1.Взаимопосещение классного часа в 4 «А» классе. | 2 неделя | Ш М О | |
Работа с родителями. | 1. Родительские собрания «Итоги 1 четверти» | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
3. Обследование жилищных условий семей учащихся | В течение месяца | Богомолова Н.И. Родительский комитет | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность |
| 2 неделя октября | Богомолова Н. И. | |
Развитие самоуправления | 1. Смотр классных уголков. | 4 неделя | сектор печати | |
2. День самоуправления | 5 октября | Чурикова И.А. | ||
1.Посещение семей. | 3 неделя | Соц. педагог |
НОЯБРЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | 1. Акция «Дети за ЗОЖ» | 2 неделя | Соц. педагог | |
Учебно-познавательная деятельность | 1. Тематический классный час «Потолкуем о маме» | 1 неделя | Богомолова Н. И. творческая группа | |
2. Конкурс «Ученик года» 1 тур | 4 неделя | Учебный сектор, кл. рук. | ||
2. Акция «Живи, книга» | 3 неделя | Библиотекарь | ||
Подготовка к школьным олимпиадам | В течение месяца | Богомолова Н. И. | ||
Духовно-нравственное воспитание | 1. Экскурсия в школьную библиотеку | 4 неделя | Богомолова Н. И. библиотекарь. | |
2. КТД «День матери» а) поздравление мамам б) поздравительные открытки | 4 неделя | Чурикова И.А. Богомолова Н. И. | ||
3. Классный час «Школа вежливости» | 3 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1. Встреча с работниками правоохранительных органов. | В течение месяца | Соц. педагог | |
2. Операция «Каникулы» | На каникулах | Чурикова И.А., соц. педагог | ||
Трудовое воспитание | 1. Рейд « У кого в порядке книжки и тетрадки» | В течение месяца | Богомолова Н. И. | |
Эстетическое воспитание | 1.Классный час «Здравствуй осень» | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
2. Конкурс рисунков «Я на каникулах» | 2 неделя | Учитель ИЗО | ||
Методическая работа | 1. Организация работы по оформлению портфеля достижений | В течение месяца | Богомолова Н. И. творческая группа родителей | |
Работа с родителями | 1.Индивидуальная работа с родителями. | В течение месяца | Богомолова Н. И. соц. педагог. | |
2. Встреча с психологом, соц. педагогом, круглые столы. 3. Заседание родительского комитета. | В течение месяца | Богомолова Н. И. соц. педагог | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Классный час «Моя осанка» | 5 неделя | Богомолова Н. И. | |
2. День здоровья | 4 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Развитие самоуправления | 1. Организация досуга во время осенних каникул. | 1 неделя | Богомолова Н. И. | |
Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения | 1. Заседание Совета профилактики | 2 неделя | Соц. педагог | |
2. Операция «Каникулы» | На каникулах | Соц. педагог | ||
3. «Папа, мама, я – читающая семья» | Конец месяца | библиотекарь Богомолова Н. И. |
ДЕКАБРЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | 1. Конкурс «Новогодняя игрушка» | 2 неделя | Богомолова Н. И. творческая группа | |
2. Акция «Ёлочка, живи!» | 3 неделя | Богомолова Н. И. творческая группа | ||
Учебно-познавательная деятельность | 1. Лекции в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом. | 1 неделя | соц. педагог | |
2. Классный час «Новый год шагает по планете» | 3 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Духовно-нравственное воспитание | 1. Тематический классный час «Праздник Рождества. Традиции». | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1. День правовых знаний | 2 неделя | соц. педагог | |
«Права и обязанности» | 2 неделя | Богомолова Н. И. | ||
Профориентация и трудовое воспитание | 1.Классный час «Терпенье и труд всё перетрут» | 1 неделя | Богомолова Н. И. | |
Эстетическое воспитание | 1. КТД «Встречаем Новый год»: а) Конкурс новогодних украшений ёлки б) Конкурс стенгазет, масок, гирлянд. в) Новогодние представления, утренники. | 3-4 неделя | вожатая Богомолова Н. И. творческая группа | |
Методическая работа | 1. Анализ работы за 1 полугодие. | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
Работа с родителями |
| Конец декабря |
| |
2.Индивидуальная работа с родителями учащихся. | В течение месяца | психолог Богомолова Н. И. | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Проведение Дня Здоровья | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
Развитие самоуправления | 1. Организация досуга во время новогодних каникул | 4 неделя | вожатая Богомолова Н. И. | |
3. Организация и проведение праздничных мероприятий | 4 неделя | Богомолова Н. И. творческая группа родителей | ||
Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ | 1. Заседание Совета профилактики | 2 неделя | соц. педагог психолог | |
2. Посещение на дому детей группы риска | 3 неделя | соц. педагог Богомолова Н. И. род. комитет |
ЯНВАРЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | 1. В рамках экологической акции «Птичья столовая» живая газета «Покормите птиц зимой» | В течение месяца | Учителя биологии, Богомолова Н. И. |
2. Городские мероприятия у Новогодней ёлки | По плану | Богомолова Н. И. | |
3. Операция «Каникулы» | По плану | Соц. педагог, Богомолова Н. И. | |
Учебно-познавательная деятельность | 1. КТД «Колесо истории»: а) Кл. час. «Музей и дети» б) выпуск тематической газеты «Я в музее» | 4 неделя | Шестакова С.Н., Богомолова Н. И. |
Духовно-нравственное воспитание | 1.Кл. час. Знакомство с национальными традициями празднования Крещения. | 3 неделя | Богомолова Н. И. |
2. Экскурсия в Спасо-Преображенский собор | На зимних каникулах | Богомолова Н. И. | |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1. Экскурсии в краеведческий музей. | 31 января | Богомолова Н. И. |
Профориентация и трудовое воспитание | 1.Конкурс рисунков «Кем быть» | 3 неделя | Психолог Богомолова Н. И. |
Эстетическое воспитание | 1. Конкурс рисунков «Крещение» | 3 неделя | Учитель ИЗО Богомолова Н. И. |
2. В соответствии с Календарем массовых дел экскурсия на СЮН Викторина «Голубая лента» | По городскому плану | Богомолова Н. И. творческая группа | |
Методическая работа | Взаимопосещение классных часов. Обмен опытом. | В течение месяца. | Учителя 4 классов Богомолова Н. И. |
Работа с родителями | 2.Индивидуальная работа с родителями детей, нарушающих дисциплину | В течение месяца | Психолог, соц. педагог, Богомолова Н. И. Род комитет |
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. День Здоровья. Малая олимпиада «Все на лыжи!» совместно с родителями. | 4 неделя | Физ. рук Богомолова Н. И. |
2. Классный час- презентация «Олимпийцы Белгородчины» | По плану школы | Богомолова Н. И. Актив класса | |
Развитие самоуправления | Доверительная беседа «Мои обязанности. Как я их выполняю» | 26 января | Богомолова Н. И. |
Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ | 1. Заседание Совета профилактики | 2 неделя | Соц. педагог |
2. Операция «Каникулы» | По плану | Соц. педагог | |
3. Посещение семей | 3 неделя | Соц. педагог Богомолова Н. И. |
ФЕВРАЛЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | В рамках мероприятий, посвященных освобождению территории Губкинского округа от фашистских захватчиков 1.Кл. час «Всем, кто выстоял и победил» 2. Экскурсия в школьный музей | 1 неделя | Богомолова Н. И. Творческая группа |
Учебно-познавательная деятельность | |||
Духовно-нравственное воспитание | В рамках месячника по гражданско-патриотическому воспитанию. Заочная экскурсия в Храмы Белгородской области «Святые защитники земли русской» | 1-2 недели месяца | Богомолова Н. И. |
2.В рамках экологической акции «Птичья столовая» -выступление агитбригады в 1 классах -конкурс листовок -изготовление кормушек, кормление птиц | В течение зимнего периода | Богомолова Н. И. Творческая группа | |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | В рамках месячника по гражданско-патриотическому воспитанию 1.Встреча с соц. педагогом школы «Мое хочу и мое надо» 2.Смотр строя и песни | 3 неделя | Соц. педагог Богомолова Н. И. Организатор ОБЖ |
В рамках неделя ПДД 1.Кл. час. «Ответственно ли быть пешеходом…» 2.Выставка рисунков «Как я соблюдаю ПДД» | 3 неделя | Богомолова Н. И. Творческая группа | |
Профориентация и трудовое воспитание | 1. Оформление альбома «Профессии моих родителей» | В течение месяца | Богомолова Н. И. Творческая группа |
Эстетическое воспитание | 3. День именинника. | 4 неделя | Род. комитет Творческая группа |
Методическая работа | 1. Заседание МО классных руководителей | 2 неделя | Руководители МО |
Работа с родителями | В рамках мероприятий по формированию и развитию здорового образа жизни Круглый стол «Сделаем здоровье привычкой ребенка» Заседание родительского комитета | 3 неделя | Богомолова Н. И. Род.комитет |
Спортивно-оздоровительная деятельность | В рамках мероприятий по формированию и развитию здорового образа жизни 1.Веселые старты среди 4 классов «В здоровом теле - здоровый дух!» 2. Поздравление –соревнование «А ну-ка, парни!» 3. Спортивный классный час для родителей и детей «Попробуй себя в ГТО» | В течение месяца К 23 февраля Конец месяца | Богомолова Н. И. Творческая групп родители |
Развитие самоуправления | Круглый стол совместно с психологом «Как я отношусь к своим обязанностям». | 1 неделя | Богомолова Н. И. |
Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ | 1. Заседание Совета профилактики | 2 неделя | Соц. Педагог Богомолова Н. И. |
2. Посещение на дому учащихся | 4 неделя | Соц. педагог Богомолова Н. И. |
МАРТ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Учебно-познавательная деятельность | Конкурс рисунков, посвященных Международному женскому дню. | 1 неделя | творческая группа Богомолова Н. И. |
Духовно-нравственное воспитание | 1. КТД «Восславим имя – женщина!» а) Конкурс «Дюймовочка» б) Праздничный концерт для мам и бабушек, посвященный 8 марта. В) Кл. час-концерт «Любимой бабушке» с участием бабашек | 1-3 неделя | ст. вожатая, творческая группа родители |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1.Классный час «Учимся договариваться». | 2 неделя | Богомолова Н. И. |
Эстетическое воспитание | 1. Конкурс открыток «С Международным женским Днем!» | 1 неделя | Богомолова Н. И. |
Методическая работа | 1. Неделя классного руководителя . 2. Организация работы на весенних каникулах. | 3 неделя | Богомолова Н. И. |
Работа с родителями | 1. Привлечение родителей к организации весенних каникул. 2. Заседание родительского комитета. | 3 неделя | Богомолова Н. И. Род. комитет |
Спортивно-оздоровительная деятельность | В рамках муниципального проекта «Здоровый и стройный ребенок» 1.День здоровья совместо с родителями «Веселая эстафета» 2.Классный час «Мое здоровье – в моих руках» | На каникулярной неделе 3 неделя | Богомолова Н. И. творческая группа |
Развитие самоуправления | 1. День самоуправления | 1 неделя | Ст.вожатая ответ. по секторам |
Работа с родителями | В рамках реализации проекта по безопасности несовершеннолетних «Любить и беречь детей вместе» родительское собрание «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов». | 3 неделя | Богомолова Н. И. |
АПРЕЛЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | В рамках мероприятий, посвященных экологии «Дни защиты от экологической опасности» | По плану | Богомолова Н. И. Учитель ИЗО Творческая группа |
2. Городская выставка технического творчества | По плану | Кривошеева Г.И. Богомолова Н. И. | |
Учебно-познавательная деятельность | В рамках мероприятий, посвященных экологии а) Защита проектов б) Конкурс творческих работ учащихся (литературное творчество, рисунки, поделки). Кл час. Мудрость природы «Человек природе друг» | В течение месяца 2 неделя | Чурикова И.А. Богомолова Н. И. Творческая группа |
2. Научная конференция учащихся | 2 неделя | Горшкова Е.А. Богомолова Н. И. | |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Кл час. «Он проник в космические дали» | 1 неделя | Богомолова Н. И. Творческая группа |
2. Классный час « Доброе слово и кошке приятно» | 3апреля | Богомолова Н. И. | |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | 1. Конкурс чтецов «Мое Отечество - Россия» | 4 неделя | Учителя-словесники Богомолова Н. И.. |
Эстетическое воспитание | 1. Выставка рисунков на экологическую тему. | 2 неделя | Учитель ИЗО Богомолова Н. И. |
Методическая работа | 1. Итоговое заседание МО 2. Отчетная выставка работ учащихся, посещающих школьные кружки. Обмен опытом педагогов | 4 неделя | Рук.МО Богомолова Н. И. |
Работа с родителями | 1.Индивидуальное собеседование по итогам четверти. | В течение месяца | Богомолова Н. И.. |
2.Родительское собрание | Конец апреля | Богомолова Н. И. Род.комитет | |
3.Творческие отчеты детей за четверть. | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
Спортивно-оздоровительная деятельность Развитие самоуправления | В рамках мероприятий по формированию ЗОЖ День Здоровья «Космическими тропами» | 3 неделя | Творческая группа Богомолова Н. И. |
2.Кл. час «Что значит быть мужественным» | 4 неделя | Богомолова Н. И. | |
1. День защиты детей. | 3 неделя | Орг. ОБЖ Богомолова Н. И. |
МАЙ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия |
1. Слёт детских организаций |
По плану |
вожатая |
Учебно-познавательная деятельность | В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы
| 3 неделя | Богомолова Н. И. Ласточкина Л. Н. |
Духовно-нравственное воспитание | 1.В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы 1Встречи с детьми войны 2.В рамках социального партнерства. Экскурсия совместно со «Станцией юных туристов» «Третье ратное поле России» 3. Возложение цветов к памятникам города. | В течение месяца | Богомолова Н. И. Творческая группа Родительский комитет |
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание | В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы а) выпуск тематических газет «Я помню. Я горжусь» б) просмотр детских художественных фильмов патриотической тематики. | В течение месяца | Ст. вожатая, отв. по секторам Богомолова Н. И. |
Профориентация и трудовое воспитание | 1. Формирование банка данных о профессиях родителей. | В течение месяца | Чурикова И.А. Богомолова Н. И. |
Эстетическое воспитание | 1.В рамках мероприятий по предотвращению дорожно-транспортного травматизма в летний период 2.Класссный час «Азбука движения». 3.День именинника. | 4 неделя 1 неделя 4 неделя | Богомолова Н. И. Творческая группа |
Методическая работа | 1. Анализ работы МО за год | 4 неделя | Руководители МО кл. руководителей |
Работа с родителями | 1. Организация летнего оздоровительного лагеря. 2. Родительское собрание вместе с учащимися. Собрание-презентация «Позади начальная щкола» | В течение месяца. 2 неделя | начальник лагеря Богомолова Н. И. Род. комитет |
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. День здоровья | 4 неделя | физорг Богомолова Н. И. |
Работа по профилактике правонарушений | 2. Организация занятости и досуга учащихся группы риска в летнее время | В течение месяца | Соц. педагог Богомолова Н. И. |
ИЮНЬ
Направление деятельности | Содержание и вид деятельности | Сроки | Ответственный |
Работа с учреждениями дополнительного образования, городские мероприятия | 1. Экологический практикум. | По плану | |
2. Туристический слёт школьников | По плану | Богомолова Н. И. | |
Эстетическое воспитание | 1. Организация работы летнего-оздоровительного лагеря «Журавушка». | Согласно отдельному плану. | Начальник лагеря Богомолова Н. И. |
Методическая работа | 1. Лекторий для педагогов «Качественная организация летнего отдыха учащихся». | 3 неделя | Рук. МО |
Работа с родителями | Организация летнего оздоровительного лагеря. Привлечение родителей. | 1 -4 неделя | Богомолова Н. И. Род. комитет |
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Соревнования по отрядам в лагере | 3 неделя | Воспитатели |
2. Городские соревнования по туризму | По плану | Богомолова Н. И. | |
Работа с учащимися группы риска и по профилактике правонарушений и преступлений, употребления алкоголя, табакокурения, ПАВ | 1. Заседание Совета профилактики. Анализ работы | 2 неделя | Соц. педагог |
2. Организация занятости и досуга учащихся группы риска в летнее время | 1 неделя | Соц. Педагог Богомолова Н. И. Род. комитет |
Воспитательная работа в классе - это одно из звеньев общешкольной воспитательной системы.
Ежегодно провожу мониторинг социальной зрелости учащихся:
- изучаю уровень воспитанности, развитие познавательных интересов у школьников
- создаю социальный паспорт класса;
- исследую микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся;
- осуществляю мониторинг участия учеников в различных конкурсах и олимпиадах;
- провожу анкетирование с родителями;
Кроме того осуществляю диагностику успешности воспитательной работы в классе. Данная работа помогает мне правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значит вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации, поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности.
Важное место в своей работе классного руководителя отвожу регулярным контактам с учителями, отслеживаю оценки учеников, в дальнейшем провожу индивидуальные беседы с учащимися, родителями. При возможности посещаю уроки своих коллег. Это также помогает мне в работе, так как дети по-разному себя ведут в тех или иных ситуациях.
Для меня приоритетной представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Поэтому, к четвертому году совместного обучения, класс стал дружным и сплоченным.
Развитие ученического самоуправления - одна из моих задач воспитания.
Важнейшим показателем высокого уровня правовой культуры является отсутствие правонарушений среди учащихся класса. Это является закономерным результатом правового воспитания через систему, в которую входят регулярно проводимые «Дни права», встречи с социальным работником школы, индивидуальная работа с учащимися и деятельность правового лектория для родителей.
3.4. Развитие самоуправления в классе.
Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.
Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.
Общее классное собрание выбирает командира класса. Командир класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса:
- командир класса;
- физорг класса (организует и проводит спортивные мероприятия, спортивные праздники, походы, игры; проводит зарядку и физминутки);
- культорг класса - «затейник» (помогает учителю в создании условий для КТД);
- ответственный за посещаемость – «сектор учебы и дисциплины» (обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы; контролирует наличие учебных принадлежностей, контролирует посещаемость, помогает учителю организовать участие учащихся класса в конкурсах);
- ответственный за дежурство (контролирует дежурство в классе и столовой);
- зеленый патруль;
Для формирования и развития детского коллектива использую следующие виды работы: беседы, классные собрания, классные часы, экскурсии, тренинги и т.д
Основной мой стиль общения – демократический. Рассматриваю своих воспитанников как равноправных партнеров в общении: учитываю их мнение в принятии решений, поощряю самостоятельность суждений, способствую созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
В своей педагогической деятельности не стараюсь бороться с недостатками, тратя свои и ребячьи нервы. Главное - поддержать и понять ребенка, дав ему возможность действовать дальше. Скромные поощрения «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рада, что ты попробовал это сделать» не однократно помогали мне в работе и вселяли большую уверенность в моих воспитанников.
Диагностические исследования показывают, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Поэтому, планируя коллективные дела, я стараюсь сделать досуговую деятельность школьников составной частью целого воспитательного процесса. А это является главным для формирования и развития классного коллектива.
Данная программа позволяет полностью реализовать личностно – ориентированный подход, организовать индивидуальную работу с учащимися, родителями, организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
При работе с классом стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе. Считаю, что с раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.
Походы, экскурсии, прогулки, различные праздники «Птицы – наши друзья», «Берегите первоцветы», «День жаворонка» и т.д. служат воспитанию экологического сознания и чувства природы, повышению экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры; воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, вырабатывают потребность в общении с природой. В последнее время воспитание чувства патриотизма, любви к Родине становится наиболее актуальным. Воспитываю в детях стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне. Начиная с третьего класса, принимаем участие в акции «Письмо защитнику Отечества!». Поздравляем ветеранов с Днем Победы, дарим им открытки, выполненные своими руками, читаем стихи и исполняем песни.
Ежегодно принимаем участие в «Смотре строя и песни», конкурс патриотической песни «Наследники Победы».
Провожу классные часы: «Герои России», «День героев Отечества», «Белгород - город первого салюта», «Курская битва». Прививаю детям любовь к своей малой Родине, посещая школьный музей и музей Краеведческий, где знакомимся с историей города и его жителями. Ежегодно проводим мероприятия, посвященные дню родного города.
Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу беседы о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Провожу обсуждение прочитанных книг.
Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы из серии «Азбука поведения» о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.
Я веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей. Дети читают сказки разных народов на уроках чтения, изучают разные страны на уроках «Окружающего мира», поют песни разных народов на уроках музыки, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете», участвуют в выставках творческих работ по теме «Я, ты, он, она – вместе целая страна», проводим праздник «День именника».
Часть внеклассных мероприятий направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. (Классные часы «Я и моё здоровье», «Мама, папа, я – спортивная семья». В рамках направления «Твое здоровье…» мы вместе с детьми и родителями успешно участвуем в муниципальном проекте «Семейная олимпиада».
На протяжении нескольких лет подряд в школе проходят общешкольные мероприятия, в которых принимают участие все школьники. Эти мероприятия требуют огромной «отдачи» как от детей, так и от классного руководителя. Подготовка к ним объединяет усилия не только ребят и меня, но и родителей. А это один из главных показателей сплочения детей и взрослых. Ребята становятся более уверенными в себе, дух победы и участия на длительное время повышает их настрой на учебу.
Среди мероприятий, пользующихся успехом у детей можно выделить: «День Защитника Отечества», новогодние утренники.
Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте.
Мои ученики - активисты. Мы принимаем непосредственное участие в мероприятиях «Ученик года», конкурсах чтецов, возложении цветов на 9 мая.
А Портфель достижения учащихся становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Основное предназначение портфеля – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Такой «Портфель достижений» мы создали в первые дни 1-го класса, для того чтобы фиксировать то, о чем ребята договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будем строить нашу жизнь в первом классе. Отсюда возникло при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны,
собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, сюда вошли первые фотографии школьной жизни и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом смогли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
Основные разделы Портфолио:
♦ Я и мой класс (я, моя семья, мой режим дня, что я люблю и умею, рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);
♦ Сведения о занятости к кружках и секциях
♦ Мои учебные достижения
♦ Мои творческие работы
Свою роль вижу, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.
Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Дети берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания.
Уровень воспитанности учеников за период начальной школы:
1 класс 2015-2016 высокий 51,7% (15 уч.)
средний 37,9% (11 уч.)
низкий 10,3% (3уч.)
2 класс 2016-2017 высокий 55,1% (16 уч.)
средний 41,3% (12 уч.)
низкий 6,8% (2уч.)
3 класс 2017-2018 высокий 68,9% (20уч.)
средний 27,5% (8 уч.)
низкий 2,4% (1уч.)
4 класс 2018-2019 высокий 82,7% (24 уч.)
средний 13,7 % (4 уч.)
низкий - 3,4% (1 уч.)
Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться.
С помощью своих учеников я открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.
Воспитательное мероприятие
«Мой край - родная Белгородчина»
(возраст участников от 9-11 лет)
Область применения – историческое краеведение и наследие Белгородской области.
Автор разработки: Богомолова Наталья Ивановна
Формы и методы реализации:
Игра-квест. Игроки делятся на группы. В каждой группе 8 участников. Группы выполняют различные тематические задания, которые различаются по уровню сложности. На каждом этапе за правильно выполненные задания группа получает определенное количество букв.
Межпредметные связи: история, литература, краеведение, окружающий мир.
Цель игры:
Воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю; развитие познавательного интереса к истории Белгородской области; совершенствование навыков работы с информационными ресурсами Интернета; развитие умения работать в команде.
Задачи:
воспитательная – привить любовь к “малой” родине – родной Белгордчине; показать, как история родного края неразрывно связаны с Россией;
образовательная – проверить и углубить знания учащихся по истории Белгородской области;
развивающая – развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению истории родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности; развить навыки решения интерактивных викторин;
Оборудование: компьютер, задания и фотографии с изображением выдающихся людей Белгородчины, природных и исторических объектов города нашего края.
Ход мероприятия
Вступительное слово:
Здравствуете, уважаемые гости!
Есть на планете огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у страны высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
- Что это за страна? (Россия)
- А как нас можно называть? (Россияне)
Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.
- Что для вас значит слово «Родина»?
У каждого из нас есть своя малая Родина.
Что мы называем малой Родиной? (– тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.) Милый сердцу отчий край. Эту землю завещали нам деды и прадеды.
Из Донца всходит солнышко алое,
Отраженное вечной водой.
Белгородчина – родина малая,
Здесь начало России родной.
Белогорье … Поле отчее.
По-над лугом белым дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Звёзд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Белогорье … Поле отчее –
Что зовут своей судьбой!...
Сегодня мы с вами поиграем в игру-квест. А что это такое? Квест - это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю. Квест будет состоять из разнообразных заданий. Попробуем разгадать вместе тайны квеста, из которых складывается история нашего родного края.
Станция 1. «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
(Команды получают тексты, содержащие исторические сведения о родном края в разные исторические периоды)
1 группа.
У белгородской земли суровая история. Здесь, возле векового леса и прозрачной речной воды, издавна жили люди, называющие себя славянами. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали мед диких пчел, вели торговлю с соседями. В Х веке, при князе Олеге, наша земля вошла в состав Киевской Руси. По территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже – южный рубеж Московского, а затем Русского государства.
Часто через границу русская земля подверглась нашествию монголо –татар. Враги разоряли наш край, угоняли в плен русских людей. Поэтому было решено укрепить границы Русского государства. В конце 16 века началось строительство городов-крепостей Белгород, Короча, Яблоново, Новый Оскол и др. Крепости были огорожены высокими стенами, окружены рвами и земляными валами, имели артиллерию и запас пороха. От них в степь высылались конные всадники в караулы, которые следили за неприятелем и сообщали о его появлении с помощью сигнальных костров.
2 группа. Белгородчина - земля ратной доблести.
Великая Отечественная война явилась героической страницей в истории Белгородской земли. Неимоверно труден был путь к Победе. Война вошла в каждую семью, оставляя на белгородской земле развалины и пепелища.
Летом 1943 года на нашей земле развернулась Курская битва, явившаяся одним из важнейших событий Великой Отечественной и второй мировой войны.
Очевидцы говорят, что в те дни здесь горело все, что могло и не могло гореть. Броневые плиты танков входили в землю на несколько метров от прямых попаданий снарядов и авиабомб, плавилась земля. Здесь сошлись 1200 танков.
В этих тяжелых боях враг был измотан и побежден. Преодолевая упорное сопротивление врага, советские войска овладели Орлом и Белгородом. В честь освобождения этих городов 5 августа 1943 года в Москве прогремел первый салют, а затем салютами стала отмечаться каждая крупная победа Красной Армии.
До 1954 года Белгород и некоторые другие районы входили в состав Курской области, но 6 января 1954г. Указом была образована Белгородская область с областным центром город Белгород. Вам предлагается коротко передать самое главное о прочитанном периоде.
Станция 2. ОСТАНОВКА «НАШИ СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ»
Собрать из элементов (метки по методике В. Ф. Базарного) флаг нашей области, герб Белгородской области, раскрыть символичность цветов.
Уважение к богатым традициям Белгородчины, к ее истории, гордость за великие свершения многих поколений выражены в символах Белгородской области. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.
Какие государственные символы нашей страны вам известны? (Ответы детей)
Есть символы и у нашей Белгородской области.
Работа по группам. Одни ребята собирают флаг из пазлов и его склеивают. Другие в тексте подчеркивают ключевые фразы. Которые на их взгляд должен знать каждый человек, живущий на Белгородчине. (От группы выступают 2 ученика. Один держит флаг, другой – короткое описание)
Флаг
В 2000 году был утвержден флаг Белгородской области, и уже пятнадцать лет подряд День флага отмечается 14 октября.
Флаг Белгородской области, разделен, синим крестом на четыре равные части: белого, зелёного, красного и чёрного цветов.
На белом поле – герб области: четырёхцветное полотнище с Андреевским флагом, является основной символикой региона
Белый цвет - богатые залежи и производство мела, молока и сахара.
Зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов.
Красный – кровь, пролитая защитниками Отечества на Белгородской земле.
Чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра.
Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.
Герб В 1712 году Белгород получил свой герб. Это щит, где на голубом поле изображен желтый лев, лежащий на зеленой земле, а над ним черный орел. Впервые герб появился на знамени, изготовленном для Белгородского полка в оружейной палате Московского Кремля.
Герб Белгородской области воссоздает герб Белгородской губернии. На гербе Белгородской области на лазоревом (голубом) поле черный орел с золотыми клювом, языком и когтями над лежащим на зеленой земле золотым львом с зубами, когтями и с красным языком.
Орел – одна из наиболее распространенных древних эмблем, является символом храбрости, силы, победы, величия, власти, гордости, великодушия. Черный цвет орла – это символ благоразумия, осторожности, постоянства, скромности, печали, покоя.
Лежащий золотой лев в гербе области является символом справедливости, милосердия, смирения.
Лазоревое поле – обозначает небо и является символом славы, чести, верности.
Зеленая земля в гербе обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.
Станция 2. «НАШИ ЗЕМЛЯКИ»
Белгородская земля имеет славную историю, она вместила в себя целые эпохи, неразрывно связанные с развитием земли русской. Богата наша земля. Чем богат наш край?
Какое самое главное богатство нашей родины? Конечно же, люди: трудолюбивые, мудрые, добрые. Мы с полным правом можем гордиться своими великими земляками, которые прославляют не только наш край, но и всю Россию.
Давайте вспомним некоторых из них:
УЧЕНИК из одной группы читает о выдающемся земляке, дети другой группы по рассказу определяют о ком идет речь и прикрепляют на карту его портрет.
1 группа
- Глава администрации Белгородской области
Евгений Степанович Савченко
- Российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях. Заслуженный мастер спорта России. Эту женщину часто называют «королевой брусьев», Почётный гражданин Белгородской области С. Хоркина
- Генерал армии, удивительный человек и легендарный полководец. Николай Федорович Ватутин
- Великий русский актер, родился в селе Красном Яковлевского района. Его именем назван драматический театр в городе Белгород.
Михаил Семенович Щепкин
2 группа.
- Он родился в с. Скородное, Губкинского района Белгородской области. С 1996г. является Главой администрации Губкинского городского округа. Анатолий Алексеевич Кретов
- Это известный российский геолог, основатель отечественной нефтяной геологии и научной школы. Коллеги и друзья часто называли его "разведчиком нового мира". Он внес большой вклад в дело изучения Курской магнитной аномалии. Его именем назван наш город.
Иван Митайлович Губкин
- Чемпион мира по боям без правил. Федор Емельяненко
- Поэт и публицист, герой Отечественной войны 1812 года, друг А. С.Пушкина. Родился в Губкинском районе.
Раевский Владимир Федосеевич
А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом. Ответы детей: - (патриот)
Давайте послушаем песню Александра Морозова «Белгородчина» и ещё раз полюбуемся видами родного края.
Вот и закончилось наше заочное путешествие по родному краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Вы увидите сосновые боры и дубравы Белогорья, красоту и спокойствие наших рек, наши города. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, главное чтобы вы выросли настоящими людьми, любящими свой край и свой народ.
4. Заключительная часть
- Подведем итог нашей игре.
Давайте посмотрим все ли станции мы посетили.
Сможем ли ответить на вопрос билета, который взяли в начале нашего заседания? Дадим слово первой группе.
Мы должны любить и беречь свой родной край,
гордиться его историей и героями,
стараться внести
и свой вклад в развитие и процветание родной Белгородчины!
- А сейчас я предлагаю вам преподнести символический букет нашей области. Перед вами лежит цветок: впишите, какой бы вы хотели видеть нашу область.
(Оформляется букет из цветов с помощью цветных магнитов. Зачитываются пожелания детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса "Алые паруса"
Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....
Воспитательная программа класса Жемчужина.
Данный материал содержит воспитательную программу класса на 4 года. Она рассчитан на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс.Цель этой воспитательной программы: развитие социально – активной и творчес...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса, с которой учавствовала в конкурсе "Самый класный классный"...
Воспитательная программа класса "Семь Я"
Создание воспитательной среды для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающи...
Презентация "Воспитательная программа класса "Ступеньки"
Воспитательная программа класса "Ступеньки" расчитана на 4 года обучения.Основывается на коллективно-творческой деятельности по методике И.П. Иванова....
Воспитательная программа класса
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года....
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...