Трудности обучения в школе гиперактивных детей.
статья

Калинина Татьяна Гаврииловна

Симптомы гиперактивности, школьные трудности и пути исправления ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_obucheniya_v_shkole_giperaktivnyh_detey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности обучения в школе гиперактивных детей.

Гиперактивность(повышенная , чрезмерная активность, импульсивность) детей и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьёзных школьных проблем. Такой ребёнок отличается от других детей повышенной возбудимостью, у него может быть плохой сон, плаксивость. Ему нужно постоянное внимание со стороны окружающих, эти дети  чрезмерно общительны и до того подвижны, что это может быть опасно для них  и окружающих. Гиперактивные дети часто травмируются, так как нередко совершают действия, о последствиях которых не задумываются. Непоседливость, неспособность сконцентрироваться на одном задании, болтливость, громкая речь, постоянное желание вмешиваться во всё, что происходит вокруг, делают их часто несносными для окружающих. Особенно сложно этим детям в школьном коллективе при чётко организованной работе, в системе достаточно жёстких требований учебного режима.

Приведу пример из опыта (имя изменено): «Денис – очень подвижный мальчик, смышлёный, с развитой речью, хорошо учится. По словам мамы, общителен, любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, замыкается в себе. На уроках схватывает всё на лету, но любит говорить сам, других же слушать не хочет, если его не спрашивают, тут же теряет интерес к происходящему.  На занятиях часто встаёт, выходит в туалет, вертится, разговаривает с соседями, сидящими вокруг него и даже на других рядах. Писать на уроках в нужном темпе ему трудно, буквы становятся неровными, почерк неразборчивым. На переменах «носится, как угорелый», всех дёргает. После перемены долго не может успокоиться. На замечания учительницы обижается, считает их несправедливыми».

Как видим, такое поведение типично для детей, поведение которых характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. Следует отметить, что такой комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья и называется « синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Это значит, что ребёнок не не хочет, а не может изменить своё поведение согласно требованиям взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Детей с СДВГ около 15 – 20 %, причём этот диагноз в 3 -5 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Причины СДВГ нельзя считать достаточно ясными и хорошо изученными, затруднена и диагностика. Опросы родителей также не всегда дают объективную оценку. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка свидетельствуют о СДВГ, учёные дают классическое описание этих симптомов.  

Симптомы невнимательности:

-недостаточно внимателен к деталям

-с трудом удерживает внимание

-как бы не слушает говорящего

-не может довести дело до конца

-с трудом организует свою деятельность

-избегает выполнения задания

-теряет вещи

-отвлекается на внешние раздражители

- всё забывает

- бывает рассеян и неуклюж

 Симптомы гиперактивности:

- дрыгает ногами и руками, крутится, поведение характеризуется общим двигательным беспокойством

- не может усидеть на месте, когда это требуется, чрезмерно возбудим

 - излишне разговорчив

-носится и лезет туда, куда не разрешается

-с трудом может тихо играть

-всегда «заведён», «будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

-выпаливает ответы

-чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди

-прерывает других, вмешивается в чужой разговор

Это симптомы, которые должны привлечь внимание родителей. Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребёнка достаточно длительное время (в течение полугода). Диагноз СДВГ может поставить только врач. Он же может выделить форму этого расстройства: чего больше в поведении ребёнка: гиперактивности, импульсивности или нарушения внимания.

Как уже отмечалось выше, детей с СДВГ проблемы не только в обучении, но и в общении со сверстниками и педагогами. Они более разговорчивы, чем другие, более общительны, легко идут на контакт. Между тем они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят играть, дружить, водиться. Поведение таких детей непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности, а также чрезмерной обидчивости. Особенно сложны и для взрослых, и для сверстников непредсказуемые перепады настроения, мгновенный переход от смеха к слезам, вдруг возникающее раздражение, агрессия. «Нужно быть всегда настороже, не знаешь, чего ждать от него в следующую минуту»,-рассказывают окружающие гиперактивного ребёнка.  Непонимание, напряжение сопровождают школьника что порождает новый круг проблем.

Как же вырваться из этого порочного круга, как помочь гиперактивному ребёнку обрести своё место в мире?

Во-первых, следует разобраться, действительно ли ребёнок гиперактивный, обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, научиться общаться с ребёнком. Вот некоторые рекомендации:

- Стараться не допускать унижающих ребёнка фраз, типа «У меня нет сил», «Ты меня извёл», «Терпеть ненавижу».

- Не разговаривать с ребёнком между делом. Если нет времени на общение, сказать: «Извини, мы поговорим об этом позже».

- Научить ребёнка обращаться за помощью. Часто дети не знают, как это сделать, и мешают учителю  и детям или стесняются.

- Говорить с ребёнком медленно, чётко, спокойно. Стараться постоянно придерживаться одних и тех же правил и особенностей распорядка. Когда режимные моменты повторяются изо дня в день, ребёнку легче к ним приспособиться.

- Чаще смотреть ребёнку в глаза, использовать для привлечения его внимания жесты. Важно, чтобы они были понятны и приятны.

- Чаще хвалить ребёнка за успехи, не фиксировать неудачи. Заметить ошибку легко,  а едва наметившееся улучшение в поведении трудно, но без помощи взрослого ребёнок тоже ничего не заметит. Отмечайте старания ребёнка похвалой.

- Чаще проговаривать с ребёнком те действия, которые он должен совершить. Детям с дефицитом внимания и с трудностями планирования деятельности это очень важно.

- Помнить, что детей с гиперкинетическим синдромом ругать и наказывать бесполезно. Однако, как показывает опыт, оправдание поведения ребёнка, а также сознательное или неосознанное игнорирование  взрослыми проблем может сформировать у  него избалованность  и своеволие. Поэтому следует спокойно, без эмоций дать оценку   поступка ребёнка и не возвращаться более к этому вопросу.  

Есть интересные исследования, которые показывают, что чрезмерное возбуждение и беспокойство ребёнка можно существенно снизить, используя специальную диету. Учёные заметили, что пища, содержащая фосфор, как бы он ни был  необходим для работы мозга, провоцирует  развитие гиперактивности. Следовательно, при проведении лечебной диеты необходимо отказаться (на довольно длительное время, которое устанавливается индивидуально), от следующих продуктов:

-молока и молочных продуктов

-колы, многих фруктовых соков

-продуктов из овса

-попкорна, нуги, марципанов

-продуктов из  какао ( в том числе шоколад)  

-орехов и продуктов их них

             По исследованиям учёных, исключение данных продуктов из рациона ребёнка на 4 недели существенно снизило его возбудимость, в то же время, возобновление питания данными продуктами привело к возвращению прежней непоседливости и возбудимости.

В заключение своего выступления я хочу сказать, что детские психологи  отмечают, что гиперактивностью часто отличаются натуры неординарные, творческие, инициативные, активные в хорошем смысле слова. Более того, эти дети порой оказываются способными дать  ответы на сложные задачи, что говорит об оригинальности и творческом складе их ума.

Подведём итоги:

1. Если вы заметили у своего ребёнка признаки гиперактивности, желательно показать его специалисту для получения консультации с целью коррекции его поведения.

2. Не ругайте часто своего ребёнка, но и не всё ему спускайте. Он такой же человек, как и все, и должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».  

3. Старайтесь не поддаваться эмоциям, даже когда ребёнок бывает совсем невыносим.

4. Не обсуждайте ребёнка, говорите только о поступках («Не ты плохой», а «Ты плохо поступил», а ещё лучше «Я советую тебе так больше не делать»).

5. Попробуйте использовать специальную диету.

6. И самое главное: рекомендуется чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не подчёркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить и мы, взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность родителей к обучению в школе их детей.

В статье содержатся советы родителям будущих первоклассников....

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Профилактика трудностей обучения в школе

Прогноз и профилактика проблем в обучении и развитии школьников по методике Л.А. Ясюковой...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе.

Испоьльзование групповых методов доказывает эффективность групповой коррекции поведения у детей разного возраста.Психологическим механизмом эффективности коррекции является действующие в группе механи...

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...