Профилактика трудностей обучения в школе
материал
Прогноз и профилактика проблем в обучении и развитии школьников по методике Л.А. Ясюковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_trud.obuch_.v_shkole.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика трудностей обучения в школе.
« Того, кто не задумывается о далеких трудностях,
непременно поджидают близкие неприятности.»
Безусловно, проблема школьной неуспешности беспокоит всех нас, как взрослых, так и самих детей. Совершенно очевидно, что ни один психически здоровый ребенок не хотел бы плохо учиться. Когда малыш приходит в первый класс, он чаще всего мечтает о хороших оценках, добрых учителях и хороших товарищах, т.е. ребенок хочет учиться, узнавать что-то новое и стать хорошим учеником. Если же в начале обучения он не справляется с возникающими трудностями, то это может привести к выраженному функциональному напряжению, ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, к снижению успеваемости.
Проблема школьной неуспешности очень актуальна на сегодняшний день и затрагивает и педагогический, и медицинский, и психологический, и социальный аспекты, поэтому решение этой проблемы требует объединения усилий специалистов разного профиля.
Если ребенок готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Это можно объяснить несколькими причинами.
- Современная школа может обучать тех детей, которые обладают вполне определеюнными характеристиками, хотя обучаться, способны все дети.
- Школа предъявляет ученику вполне определенные требования и именно детям приходится приспосабливаться к школе, а не наоборот.
- В школу приходят разные дети, но требования ко всем предъявляются одинаковые.
Сам факт наличия стандартов позволяет предположить, что кто-то окажется «вне рамок». Некоторые дети сразу попадают в эту ситуацию: школа их обучать не может, хотя в школу их принимают.
Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспешности, нужно в первую очередь выявить её предпосылки до поступления ребенка в школу или в начале его обучения. Для этого необходимо проводить комплексное психологическое обследование ребенка. Диагностика готовности к школе с помощью общепринятых методик не всегда позволяет увидеть «отклонение» от установленных норм. Оно проявляется позже, к концу 1-2 классов, когда становится очевидным отсутствие какого-либо продвижения в учебе.
В своей работе я использую технологию оптимизации обучения и развития школьников, разработанную к.п.н. Л.А.Ясюковой совместно с Институтом практической психологии «ИМАТОН». Данная технология позволяет еще на пороге школы выявлять и предупреждать отклонения в развитии ребенка, приводящие в дальнейшем к школьной дезадаптации и неуспеваемости, и не допускать проблем в период обучения ребенка в школе. Можно как угодно относиться к этой методике, но эффективность ее и прогностическая валидность была доказана в результате лонгитюдного обследования старших дошкольников – младших школьников (около 4000 детей) в дошкольных учреждениях, гимназических, общеобразовательных и коррекционных классах.
Данная методика позволяет четко выделить индивидуально-психологические особенности каждого учащегося, необходимые для обучения в начальной школе, четко определить критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении не только в начальной, но и в средней школе. К ним относятся:
- сниженный уровень интеллекта ребенка, т.е. отсутствие зачатков понятийного мышления;
- резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние «визуалы» и «кинестетики»);
- наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка; неврологические осложнения, легкая органика, функциональные нарушения в деятельности мозга (ММД);
- недостатки психомоторного развития и зрительно-моторной координации.
По результатам обследования для каждого типа «проблемных» детей можно дать подробные рекомендации, направленные на профилактику возможных или коррекцию уже имеющихся осложнений школьной адаптации.
Самое важное заключается в том, чтобы вовремя обнаружить предпосылки зарождения проблемы, когда ни педагоги, ни родители не видят никаких проблем в обучении. Ключевым моментом в функционировании I ступени методики является профилактическая работа и оказание максимально возможной психологической помощи детям на этапе поступления в школу и в период обучения в начальных классах.
Гармонизация развития в этом возрасте не только возможна, но и легко достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает гораздо сложнее. Поэтому логично особое внимание уделять работе с учениками, родителями и педагогами 1-4 классов.
Рассмотрим основные факторы школьной дезадаптации.
Многие осложнения в обучении являются следствием недостаточно развитого понятийного мышления, а наличие хотя бы его зачатков необходимо для того, чтобы ребенку адекватно понимать и усваивать те знания, с которыми его начинают знакомить в школе.
Для прогноза обучаемости детей в начальной школе особенно важно выделить и проанализировать два типа понятийного мышления. Интуитивное, формируемое на основе личного опыта ребенка, дающее возможность понимать суть любой информации, связанное с возможностями ребенка самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний.
Логическое, характеризующее способность ребёнка учиться: ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике.
Если оба типа понятийного мышления развиты слабо, то проблемы в учебе возникнут сразу в первом классе. При одном слаборазвитом типе мышления возможна успешная деятельность ребенка в начальных классах только за счет памяти и усидчивости. Сравнительный анализ двух типов понятийного мышления позволяет сделать вывод, что проблемы в обучении у детей со слабым уровнем развития могут возникнуть именно в средней школе, когда нужно думать и понимать, отвечать на вопросы, требующие анализа.
Предупредить возможные сложности можно с первого дня прихода ребенка в школу: предлагая ему не буквально пересказывать материал, а отвечать на вопросы своими словами; обучать его формулировать смысл абзаца одним предложением, составлять план пересказа.
Если ребенок изначально настроен на запоминание, заучивание (на этом, кстати, сделан акцент при обучении в «языковых» школах), то мышление остается невостребованным. И чтобы этого не происходило, необходимо учить ребенка осмысливать учебный материал, делать выводы, используя логику рассуждений. Очень полезны обобщающие занятия, на которых ребёнок учится осмысливать и связывать несколько тем, выделяя сквозную логику, присущую науке. Можно учить детей пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания параграфа (в 3-4-х классах), наглядного представления сути изучаемой темы.
Чем чаще и дольше ребенок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся единственно возможными. В итоге ребенок оказывается не в состоянии понять логику любой науки. Его мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и воспринимать новую информацию.
Визуальное мышление позволяет выяснить репрезентативную систему ребёнка, т.е. индивидуально существующие способы восприятия, кодирования и хранения информации и предупредить интеллектуальную дисгармоничность ребенка (крайние «визуалы» и «кинестетики»).
Современный урок, состоящий на 70% из рассказа учителя, рассчитан на обучение аудиалов, значит визуалы и особенно кинестетики, не смогут воспринимать информацию, представленную в таком виде, и часто в начальной школе их способности недооцениваются, занижаются.
При этом педагоги должны понимать, что хороший и высокий визуальный интеллект ученика является ресурсом для преодоления проблем в обучении. Однако успешным в школе будет тот ребенок, у которого развиты все три системы, поэтому перед учителями встает необходимость развития у учащихся всех каналов восприятия.
Дети с высоким и хорошим уровнем развития визуального интеллекта , они лучше будут успевать в средней школе, особенно в точных науках.
Определённый уровень речевого развития необходим ученику, чтобы он мог следить за рассказом учителя и понимать то, что слышит, т.е. ребёнок должен иметь достаточный словарный запас, произвольно владеть речью и грамматически правильно её строить.
С годами уменьшилось (почти вдвое) число детей с хорошим речевым развитием, а со слабым - наоборот, вдвое увеличилось. Это можно объяснить тем, что родители, реже используют диалоговый режим общения, довольствуясь безупречными монологами ребенка, а сами дети редко читают «про себя», отрабатывая в основном скорость чтения вслух, и при этом, не понимают смысла прочитанного текста.
Уровень работоспособности и внимательности – один из основных показателей появления проблем в обучении. По данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8 летнего возраста отмечаются различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД).
У таких детей можно ожидать следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:
Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность;
Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
Значительные сложности в формировании произвольного внимания:
неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения;
Проблемы с переключением; снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления;
Неполную сформированность зрительно-моторной координации.
Но чаще всего именно с такими проблемами и приходиться работать психологу по запросам учителей и родителей. Ситуация осложняется тем, что в дошкольном возрасте дети с ММД кажутся вполне благополучными для окружающих взрослых. Однако положение резко меняется с момента поступления детей в школу. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми детьми. Поэтому особенно важно еще до поступления в школу выяснить наличие у ребенка ММД.
В данной методике при проведении диагностики оцениваются объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД). Также получаем оценку характеристик работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Анализ обоих психологических качеств позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга ребенка (или тип ММД) для оптимизации процесса обучения.
Очень важно, чтобы взрослые соблюдали оптимальный для таких детей режим обучения, исключая повышенные умственные нагрузки, которые могут привести к возврату ММД. Основная работа родителей и педагогов должна быть направлена на развитие интеллекта. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление требуют от ребенка большого эмоционального напряжения и энергетических затрат организма и дают обратный эффект. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга, т.е. примерно к 12 годам.
Эмоциональная сфера. Эмоциональное состояние учеников, их личностные особенности могут обострить кризис адаптации, а от этого во многом зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе, учению. Способность ребенка к мобилизации своих внутренних ресурсов, наоборот, позволит ему справиться с возникающими трудностями. При проведении диагностики мы исследуем: тревожность, адаптированность к социуму, эмоциональные установки по отношению к семье и школе, преобладающее настроение ребёнка (его эмоциональный фон), энергетический баланс организма.
Высокая тревожность обычно возникает из-за страха сделать что-то, плохо, не так как ожидают от него родители. Нарастание тревожности и связанная с ней низкая самооценка снижают учебные достижения и закрепляют неуспех. Неуверенность приводит к желанию бездумно следовать указаниям взрослых, боязни проявлять инициативу, к формальному усвоению школьных знаний.
Перевозбуждение (работа ребёнка на пределе своих возможностей), а также накапливающаяся усталость в дальнейшем могут приводить к переутомлению, быстрому истощению, психосоматическим заболеваниям, т.е. к осложнениям в обучении и развитии. К «группе риска» по этим параметрам можно отнести первоклассников, с преобладание отрицательных эмоций - сниженный эмоциональный фон и высокую тревожность.
Совершенно очевидно, что работа по исследованию школьной неуспешности, прогнозу и профилактике проблем в обучении и развитии школьников по методике Л.А.Ясюковой позволяет снизить процент неуспевающих и дезадаптивных учащихся, избежать осложнений в их развитии, снизить эмоциональные проблемы, и сохранить здоровье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика трудностей в обучении чтению
Советы родителям по обучению чтению....
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.
Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...
Профилактика трудностей в обучении чтению
рассматриваются основные трудности обучения первоклассников чтению...
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе.
Испоьльзование групповых методов доказывает эффективность групповой коррекции поведения у детей разного возраста.Психологическим механизмом эффективности коррекции является действующие в группе механи...
Трудности обучения в школе гиперактивных детей.
Симптомы гиперактивности, школьные трудности и пути исправления ситуации....