Программа лагеря дневного пребывания «Кенгуру»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Возраст детей -7-18 лет.
Срок реализации : лето 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_kenguru-2015g.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №8
«Утверждена»
Педсоветом, протокол № _5___
от «_21_» мая 2015г.
Программа
лагеря дневного пребывания
«Кенгуру»
Возраст детей: 7-18 лет
Срок реализации: лето 2015 г.
Программа составлена:
Зам.начальника лагеря : РысинаО.А.
Леонова О.Е.
1. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения МОУ СОШ №8. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДПД «Кенгуру» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДПД «Кенгуру» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой 1 смену общей численностью 110 человек. Детский коллектив будет делиться на 4 отряда (первый отряд «Чебурашка» - учащиеся 1-2 классов; второй отряд – «Карандаш» - учащиеся 2-3 классов,третий отряд –«Чипполино»–учащиеся 3классов,четвёртый отряд- «Пиноккио» -3-4 классы). Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН оправах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ “Об образовании”.
4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Основными в организации воспитательной деятельности являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Сроки реализации программы: лето 2015 года: 1 лагерная смена,
18 дней.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- Укрепление здоровья детей;
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
- Улучшение социально-психологического климата в лагере.
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.
- Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей.
Критерии оценки результатов программы:
- Поведение ребенка.
- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.
- Отношение ребенка к себе и окружающим.
- Эмоциональное состояние ребенка.
- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Кенгуру» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
- Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
4. Механизм реализации
«Кенгуру» - лагерь дневного пребывания, который подразделяется на 4 отряда .
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный (май-июнь):
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-патриотическое воспитание;
-трудовая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность в рамках лагеря «Кенгуру» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока оборудована детская площадка, приглашён учитель по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Здоровье - воё богатство!», «Остановись и оглянись!» «Листая страницы истории…» и т.д.
План работы
лагеря дневного пребывания на базе МОУСОШ №8
г. Раменское на май- июнь 2015г.
Число | Мероприятия |
1 июня | День знакомств. Подготовка к торжественному открытию лагеря. Беседа с зам. директора по безопасности СОШ №8 Подкопаевой Л. В. «Правила безопасного поведения в летнем оздоровительном лагере». |
2 июня | Торжественное открытие лагеря. Беседа с инспектором ГБДД о правилах дорожного движения. Просмотр кинофильма |
3 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)
Объектовая тренировка по эвакуации детей из лагеря. Беседа с инспектором о вреде алкоголя и табакокурения. Конкурс рисунков «Остановись и оглянись»(о вреде алкоголя и табакокурения). |
4 июня | Дружеский матч по футболу. Смотр-конкурс на лучший отрядный уголок. Посещение ЦДБ – литературный час « Красота родной природы!» Выставка рисунков «Вот такое СОЛНЫШКО!» |
5 июня | Просмотр кинофильма . Беседа «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» |
8 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек») Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это маленькая жизнь» |
9 июня | Просмотр кинофильма. Конкурс рисунков на противопожарную тематику: «Огонь-друг! Огонь-враг!» |
10 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек») Праздничный концерт «Россия - Родина моя». Ко Дню России конкурс рисунков “Земля для нас – мы для Земли” |
11 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек») Спартакиада. Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!» |
Просмотр кинофильма Беседа с инспектором « Будь внимателен на дороге!» | |
15 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»). Акция «Здоровье -твоё богатство! Скажи: «Нет наркотикам!» Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни!» (о вреде наркомании). |
18 июня | Посещение ЦДБ – литературный час « Что? Где? Почему?» «Веселые старты». Беседа по культуре поведения «Хорошие манеры». |
19июня | Беседа с инспектором « Один дома». Просмотр кинофильма . |
20 июня | Праздник «Лето, лето - прекрасная пора!» Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»). |
21 июня | Беседа « Не разговаривай с незнакомыми людьми». Просмотр кинофильма |
22 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»).
Возложение цветов к памятнику погибшим воинам. Конкурс рисунков «Листая страницы истории…» |
25 июня | Посещение ЦДБ – литературный час « Красота родной природы!» Викторина. Дружеский матч по футболу. |
26 июня | Просмотр кинофильма Викторина по ПДД. |
27 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек») Спортивные эстафеты. |
28 июня | Просмотр кинофильма Юморина. |
29 июня | Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек») Торжественное закрытие лагеря. Награждение активистов. |
План работы составлен совместно с детской городской библиотекой,
ЦДТи Д «Тополек».
5. Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ Раменской СОШ №8 - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий привлекается учитель физической культуры. Для проведения праздников привлекается учитель музыки. Для проведения экскурсий в музей школы приглашается учитель истории, ответственный за школьный музей.
В мае для педагогов проводится совещание «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ Раменской СОШ №8, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря.
- Зам.нач.лагеря-2
- 8 воспитателей.
- Медицинский работник.
- Учителя-предметники (по согласованию).
Подбор зам. начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Заместитель начальника лагеря проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
6. Схема управления программой
Программа разработана заместителями начальника лагеря , которые на протяжении всего времени реализации являются проводниками и координаторами идей программы, проводят анализ проделанной работы и вносят соответствующие коррективы, объединяют вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 18 лет различных социальных групп .
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядов ,где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).
7.В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ:
1. Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
2. Широкое приобщение детей к социальному опыту, опыту сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС.
3. Разнообразная общественно- значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.
4. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.
8. Список используемой литературы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Летние каникулы» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город здоровья»
Лето – замечательная пора отдыха детей.Цель проекта программы лагеря дневного пребывания - это полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних канику...
программа лагеря дневного пребывания
Пояснительная записка. Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...
Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...
Программа осеннего лагеря «Созвездие» с дневным пребыванием детей
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...
План работы лагеря дневного пребывания
План расписан по дням...
Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания
Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...