Программа лагеря дневного пребывания «Кенгуру»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Возраст детей -7-18 лет.

Срок реализации : лето 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_kenguru-2015g.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №8

«Утверждена»

Педсоветом, протокол № _5___

от «_21_» мая 2015г.

Программа

лагеря дневного пребывания

                      «Кенгуру»

Возраст детей: 7-18 лет

Срок реализации: лето 2015 г.

        

                                               Программа составлена:

Зам.начальника лагеря :   РысинаО.А.

Леонова О.Е.

1. Пояснительная записка

  Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения МОУ СОШ №8. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

 Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДПД «Кенгуру» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛДПД «Кенгуру»   - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой 1 смену общей численностью 110 человек. Детский коллектив будет делиться на 4 отряда (первый отряд «Чебурашка» - учащиеся 1-2 классов; второй отряд – «Карандаш» - учащиеся 2-3 классов,третий отряд –«Чипполино»–учащиеся 3классов,четвёртый отряд- «Пиноккио» -3-4 классы). Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

1. Конвенция ООН оправах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ “Об образовании”.

4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Цель:

 развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

       Основными в организации воспитательной деятельности  являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных  пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением    социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Сроки реализации программы: лето 2015 года: 1 лагерная смена,

18 дней.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- Укрепление здоровья детей;

- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС

- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.

- Улучшение социально-психологического климата в лагере.

- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.

- Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей.

Критерии оценки результатов программы:

- Поведение ребенка.

- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.

- Отношение ребенка к себе и окружающим.

- Эмоциональное состояние ребенка.

- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

   Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Кенгуру» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 -Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

Формы и методы работы

     Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.

     Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

4. Механизм реализации

«Кенгуру» - лагерь дневного пребывания, который подразделяется на 4 отряда .

Этапы реализации программы:

   1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный (май-июнь):

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

   3. Основной (18 дней):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-патриотическое воспитание;

-трудовая деятельность;

-методическая работа с воспитателями, вожатыми.

   4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

     Образовательная деятельность в рамках лагеря «Кенгуру» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока оборудована детская площадка, приглашён учитель по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

   Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Здоровье - воё богатство!», «Остановись и оглянись!» «Листая страницы истории…» и т.д.

План работы

лагеря дневного пребывания на базе МОУСОШ №8

г. Раменское на  май- июнь 2015г.

Число

Мероприятия

1 июня

День знакомств.

Подготовка к торжественному открытию лагеря.

Беседа с зам. директора по безопасности СОШ №8 Подкопаевой Л. В.

«Правила безопасного поведения в летнем оздоровительном лагере».

2 июня

Торжественное открытие лагеря.

Беседа с инспектором ГБДД  о правилах дорожного движения.

Просмотр кинофильма

3 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

 

Объектовая тренировка по эвакуации детей из лагеря.

Беседа с инспектором о вреде алкоголя  и табакокурения.

Конкурс рисунков «Остановись и оглянись»(о вреде алкоголя  и табакокурения).

4 июня

Дружеский матч по футболу.

Смотр-конкурс на лучший отрядный уголок.

Посещение ЦДБ – литературный час « Красота родной природы!»

Выставка рисунков «Вот такое СОЛНЫШКО!»

5 июня

Просмотр кинофильма .

Беседа «Друзья  Мойдодыра и наше здоровье»

8 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это маленькая жизнь»

9 июня

Просмотр кинофильма.

Конкурс рисунков на противопожарную тематику: «Огонь-друг! Огонь-враг!»

10 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

Праздничный концерт «Россия - Родина моя».

Ко Дню России конкурс рисунков “Земля для нас – мы для Земли”

11 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

Спартакиада.

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!»

Просмотр кинофильма

Беседа с инспектором « Будь внимателен на дороге!»

15 июня

 Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»).

Акция «Здоровье -твоё богатство! Скажи: «Нет наркотикам!»

Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»  (о вреде наркомании).

18 июня

Посещение ЦДБ – литературный час « Что? Где? Почему?»

 «Веселые старты».

Беседа по культуре поведения «Хорошие манеры».

19июня

Беседа с инспектором « Один дома».

Просмотр кинофильма .

20 июня

Праздник «Лето, лето - прекрасная пора!»

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»).

21 июня

Беседа « Не разговаривай с незнакомыми людьми».

 Просмотр кинофильма

22 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»).

 

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Конкурс рисунков «Листая страницы истории…»

25 июня

Посещение ЦДБ – литературный час « Красота родной природы!» Викторина.

Дружеский матч по футболу.

26 июня

Просмотр кинофильма

Викторина по ПДД.

27 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

Спортивные эстафеты.

28 июня

Просмотр кинофильма

Юморина.

29 июня

Работа в кружках (ЦДТ и Д «Тополек»)

Торжественное закрытие лагеря.

Награждение активистов.

План работы составлен совместно с детской городской библиотекой,

ЦДТи Д «Тополек».

5. Кадровое обеспечение

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

     Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

     Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ Раменской СОШ №8 - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

    Для проведения спортивных мероприятий привлекается учитель физической культуры. Для проведения праздников привлекается учитель музыки. Для проведения экскурсий в музей школы приглашается учитель истории, ответственный за школьный музей.    

 В мае для педагогов проводится совещание «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».

     Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ Раменской СОШ №8, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Кадровое обеспечение программы:

  1. Начальник лагеря.
  2. Зам.нач.лагеря-2
  3. 8 воспитателей.
  4. Медицинский работник.
  5. Учителя-предметники (по согласованию).

 Подбор зам. начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Заместитель начальника лагеря  проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

6. Схема управления программой

      Программа разработана заместителями начальника лагеря , которые на протяжении всего времени реализации являются проводниками и координаторами идей программы, проводят анализ проделанной работы и вносят соответствующие коррективы, объединяют вокруг себя всех участников смены.

       Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 18 лет различных социальных групп .

       Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы отрядов ,где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).

     

7.В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ:

1. Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

2. Широкое приобщение детей к  социальному опыту, опыту сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС.

3. Разнообразная общественно- значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.

4. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.

8. Список используемой литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Летние каникулы» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город здоровья»

Лето – замечательная пора отдыха детей.Цель проекта программы лагеря дневного пребывания - это полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних канику...

программа лагеря дневного пребывания

Пояснительная записка.  Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...

Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"

 В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...

Программа осеннего лагеря «Созвездие» с дневным пребыванием детей

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о...

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...

Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания

Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...