Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
методическая разработка

Калюка Мария Денисовна

Предлагая вам несколько несложных мето­дик родительской диагностики, мы надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный  мир вашего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в школе, в классе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы перестали, или, наоборот, начали беспокоиться, получили более-менее четкое представление о его радостях, переживаниях, успехах и трудностях. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, мы надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный  мир вашего ребенка. Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

  • к информации, которую доверил вам ребенок, следует относиться очень осторожно, если не трепетно. Если ребенок заподозрит, почувствует, что вы пользуетесь его откровенностью по своему усмотрению и без его согласия, эта откровенность сойдет на нет очень быстро;
  • приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на гимназические  темы проводились не по обязанности и принуждению, а как бы ненароком. Помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод, «кстати» потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;
  • поверьте, что ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его гимназических событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой диалог станет привычным уже в начальной школе, то, даже вступив в трудную подростковую пору, ваш ребенок не замкнется, а вы не испытаете горьких месяцев и даже лет отчуждения от переживаний и дел собственных дочери или сына.

Методика «Пять вопросов в конце недели»

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

  • Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
  • Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

•        Какие роли ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)?

  • Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких — нет?
  • Какой из дней был самым ярким? Почему?
  • С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Методика «Беседа о классной фотографии»

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ребенок больше говорил о положительном и интересном по отношению к одноклассникам. Не провоцируя ребенка на ябедничество, нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех балуется?» или «У кого самые плохие оценки?». В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Методика «Как я закончу четверть (год)?»

За 2-3 недели до конца четверти (года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных, даже достаточно высоких достижений. Кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет о чем поговорить с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не столько обсуждение собственно итогов работы, сколько степень точности составленного заранее прогноза.

Методика «Плюсы и минусы гимназического дня»

Это несложная диагностика-игра, позволяющая вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное с гимназией. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший гимназический день. Чего в нем оказалось больше — радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное — увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса, хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать вам сам.

Методика «Копилка гимназических успехов»

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Договоритесь с ребенком о правилах игры. Отныне это — «копилка гимназических успехов», в которую будут «складываться», например, пятерки и четверки. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые ребенком пятерки вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое копилки оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолины или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку не полученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе.

Ваша задача — сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто. Как только копилка оказывается заполненной, удивите сына или дочку каким-либо приятным сюрпризом и верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то, пусть вовсе недорогое, удивительное и неожиданное. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты собирательства: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины — выкладывать по кругу в большой красивой вазе. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, во-вторых, это попросту несправедливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения комфортности в школе

В помощь учителям и родителям....

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы)

Методика является производной от цветового  теста М. Люшера. Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люш...

Методики определения комфортности и затруднений ребёнка в школе.

Предлагаю материалы, которые помогут родителям ответить на вопрос, комфортно или нет ребёнку в школе....

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и труднос...

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе(Советы родителям)

Методики определения комфортности и затруднений ребенка  в школе...

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе...