Методики определения комфортности и затруднений ребёнка в школе.
консультация на тему
Предлагаю материалы, которые помогут родителям ответить на вопрос, комфортно или нет ребёнку в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_opredeleniya_komfortnosti_i_zatrudneniy_rebyonka_v_shkole.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ И ЗАТРУДНЕНИЙ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ
Проживая в школе, в классе немалую часть собственной жизни, ваш ребёнок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы перестали, или, наоборот, начали беспокоиться, получили более-менее чёткое представление о его радостях, переживаниях, успехах и трудностях. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, мы надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребёнка. Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:
- К информации, которую доверил вам ребёнок, следует относиться очень осторожно, если не трепетно. Если ребёнок заподозрит, что вы пользуетесь его откровенностью по своему усмотрению и без его согласия, эта откровенность сойдёт на нет очень быстро;
- Приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребёнком на школьные темы проводились не по обязанности и принуждению, а как бы ненароком. Помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод, «кстати» потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;
- Поверьте, что ребёнок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой диалог станет привычным уже в начальной школе, то, даже вступив в трудную подростковую пору, ваш ребёнок не замкнётся, а вы не испытаете горьких месяцев и даже лет отчуждения от переживаний и дел собственных дочери или сына.
Методика «Пять вопросов в конце недели»
Вечером последнего учебного дня недели, после ужина или перед тем, как ребёнок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:
- Доволен ли ребёнок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
- Что за прошедшие пять учебных дней для него стало главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
- Какие роли ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, победитель, наказанный, помощник)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких – нет?
- Какой из дней был самый яркий? Почему?
- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?
Методика «Беседа о классной фотографии»
Положите перед собой классную фотографию вашего ребёнка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет расспрашивать ребёнка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ребёнок больше говорил о положительном и интересном по отношению к одноклассникам.
Не провоцируя ребёнка на ябедничество, нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех балуется?» или « У кого самые плохие оценки?». Если ребёнок захочет, он случайно или специально расскажет вам об этом сам.
Предпочтительнее вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый весёлый?».
Методика «Как я закончу четверть (год)?»
За 2-3 недели до конца четверти (года) предложите ребёнку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемы е отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет о чём поговорить с ребёнком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не столько обсуждение собственно итогов работы, сколько степень точности составленного заранее прогноза.
Методика «Плюсы и минусы школьного дня»
Это несложная диагностика-игра, позволяющая вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребёнка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т. п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нём оказалось больше – радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное – увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса.
Методика «Копилка школьных успехов»
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку. Договоритесь с ребёнком о правилах игры. Отныне – это «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться», например, четвёрки и пятёрки в виде чего-то материального (зёрен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек), но только не деньги. Пусть ребёнок заполняет копилку самостоятельно. Как только копилка оказывается заполненной, удивите сына или дочку каким-либо приятным сюрпризом и верните фасоль или ракушки на обычное кухонное место. Пусть всё начинается сначала. Лучше, если наградой за полную копилку будет не выполнение заранее данного ребёнку обещания, типа «куплю», «подарю», а что-то удивительное и неожиданное. Объём копилки должен быть таким, чтобы её заполнение не растягивалось на несколько месяцев, но и не становилось делом пяти дней. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Это может сделать процесс заполнения копилки практически бесконечным, а по отношению к ребёнку будет несправедливо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения комфортности в школе
В помощь учителям и родителям....
Методика определения одарённости ребёнка
Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и труднос...
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, мы надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка....
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе(Советы родителям)
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе...
Родительское собрание «Комфортно ли Вашему ребёнку в школе?» Адаптация первоклассников
Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; нау...
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе
Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе...