Формирование гражданско-патриотического воспитания .
статья
Формирование гражданско-патриотического воспитания .
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya_.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданско-патриотического воспитания .
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Государственная политика в области образования, провозгласившая гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважением к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающая защиту и развитие ребенка системой образования, закреплена Законом РФ от 24 июля 1998 № 124-ФЗ « об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также проектом «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 января 2015года. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность является одним из основных направлений воспитательной работы школы.
Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Можно выделить несколько возрастных особенностей, свойственных младшим школьникам:
* Патриотизм применительно к младшим школьникам определяется, как стремление их принимать участие в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; им характерны такие патриотические качества как: сострадания, сочувствия, чувство своего достоинства; осознавать себя частью окружающего мира.
* У детей младшего школьного возраста наблюдается развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств. В период младшего школьного возраста начинают развиваться чувства и черты характера ребенка, связывающие его со своим народ, своей Родиной. Корни такого влияния — в языке народа, который усваивается ребенком, в песнях народов, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях окружающих людей среди которых живет ребенок.
* Податливость, склонность к подражанию; внушаемость и доверчивость младших школьников; большой авторитет учителя и родителей создают благоприятных предпосылок для положительного решения данной проблемы. Возраст младшего школьника — это период интенсивного развития личности. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Чувства, господствующие над другими сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. Следовательно, чувства патриотизма начинают формироваться в период младшего школьного возраста на основе осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний .
Воспитание патриотизма, в то же время, представляет собой специфический процесс, который направлен на взаимодействие его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность младшего школьника окружающего коллектива и общества в целом.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу в том, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для воспитания интереса к явлениям в обществе, к жизни своей страны. Важно не упустить этого момента и привлечь каждого младшего школьника в многообразную и интересную жизнь, в коллективную деятельность, которая направлена на проявление заботы о ближайших..
Реализация данной программы имеет большое значение в раскрытии сущности целей, задач, определении принципов воспитания граждан в патриотическом духе и дружбы народов. Ключевыми понятиями патриотического воспитания являются:
* любовь к Родине — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
* российский патриотизм, в котором общероссийское гражданское чувство (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой Родине (родной республике, области или национальному округу);
* уважительное отношение ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
* уважение к национальным достоинствам и чувствам людей, к их этническому взгляду и убеждению;
* уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности личности, к этнокультурным и религиозным требованиям людей .
* формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
* духовно-нравственных ценностей гражданина России.
*
Одной из задач классного руководителя является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры. В рамках воспитательной работы в классе проводятся следующие мероприятия:
* Конкурс патриотической песни
* Классный час «Я - гражданин России»
* Уроки мужества
* Беседы «Мы за мирное детство», «Наша родина – Россия»
* Поздравление ветеранов, изготовление открыток
* Возложение цветов к памятникам
* Классные часы по разнообразным темам патриотического воспитания
Формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...
Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю
Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...
Формирование гражданско-патриотического воспитания на занятиях факультативного курса «АСК»
Формирование гражданско-патриотического воспитания - актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся...
Формирование гражданско-патриотического воспитания
занятия факультативного курса «АСК»...
Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...