Формирование гражданско-патриотического воспитания на занятиях факультативного курса «АСК»
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс)

Силаева Елена Анатольевна

Формирование гражданско-патриотического воспитания - актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся  направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.  А  любить Родину – значит любить свой родной край, т.е. свою малую родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kruglom_stole.docx50.25 КБ
Office presentation icon vystuplenie_na_kruglom_stole_po_ask.pps223.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на круглом столе

Формирование гражданско-патриотического воспитания на занятиях факультативного курса «АСК»

Формирование гражданско-патриотического воспитания - актуальная задача гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся  направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.  А  любить Родину – значит любить свой родной край, т.е. свою малую родину.

Сегодня  патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. По учебному плану региональный компонент «АСК» вводится в школе в 3 классе и, к сожалению, интегрируется с окружающим миром. Т.к. на наш взгляд этого очень мало и в полном объеме изучить вопросы краеведения невозможно, в нашей школе изучение этого вопроса мы вынесли на занятия по внеурочной деятельности в рамках  гражданско-патриотического направления, занятия рассчитаны на 3 года: 2 класс – культура, 3 класс – природа, 4 класс – история.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства. Рабочая программа факультативного курса «Азбука Смоленского края» для 4 класса  составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

– формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса: Формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника. 

В целом факультативный курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

Занятия по региональному курсу помогут детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.

Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.

Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно-историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.

Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах.

Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.

Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.

Принцип наглядности. Я. А. Коменский дал этому принципу четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания.

С целью реализации этого принципа на занятиях по региональному компоненту следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края».

Принцип организации краеведческо – познавательной деятельности  учащихся (принцип маятника).  Этот принцип реализуется следующим образом: например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города.

Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем.

Принцип интеграции. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края».

Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.

Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял русский педагог К. Д. Ушинский.

Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города (села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников.

Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.

Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст, иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Вариативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.

Методы, формы и приемы работы

Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие  методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр видеороликов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности. Можно проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др.

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно- исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

С целью более глубокого усвоения материала программы я провожу с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомлю учащихся с книгами-словарями, объясняю этимологию отдельных терминов и словосочетаний, учу добывать информацию в различных источниках, в том числе Интернет. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.

Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает учителю большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, технологии и др.

Например, можно связать занятия по курсу с уроками музыки по темам: «Улица Глинки», «Глинка. Опера «Иван Сусанин»; с уроками технологии по темам «Конструирование из бумаги», «Смоленская крепостная стена», «Работа на компьютере» и др.

Я предполагаю  уроки и праздники  -  фольклорного  мастерства по теме «Игры, хороводы и праздники Смоленского края».

По итогам изучения тем каждого раздела программы мы с ребятами оформляем творческие отчеты, проводим конкурс рисунков и другие работы,   проводились семейные вечера с участием детей, родителей, бабушек, дедушек,   на темы   «Праздники в нашей семье» «Город воплощенной мечты» и др.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость;

Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Требования к результатам обучения устанавливает Стандарт

ПРЕДМЕТНОЕ                                          ЛИЧНОСТНОЕ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ

Личностное: - готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;

- сформированность основ гражданской идентичности.

Предметное: - получение опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Метапредметное: - освоение универсальных учебных действий;

- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ                УУД                 РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Личностные универсальные учебные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

        Виды заданий для формирования личностных УУД:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений.

Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Виды заданий  для познавательных УУД:

- «найди отличия» (можно задать их «количество»);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- лабиринты;

- упорядочивание;

- цепочки;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения  действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).

Виды заданий для диагностики регулятивных УУД:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

- диспут;

- заучивание материала наизусть в классе;

- «ищу ошибки»;

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Показатели сформированности  регулятивных УУД:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Обеспечивают:

- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное взаимодействие;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- задания: «подготовь рассказ…»;

                  «опиши устно…»;

                  «объясни…» и т.д.

     Результативность работы по курсу «Азбука Смоленского края» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринужденности и взаимопонимания.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся),  формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток  положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Предлагаю пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках урока.

  1. Комфортное начало и окончание урока;
  2. Необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения;
  3. Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно — ориентированного обучения;
  4. Включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

Силаева Елена Анатольевна, учитель МБОУ СОШ №2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Формирование гражданско-патриотического воспитания .

Формирование гражданско-патриотического воспитания .В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина....

Формирование гражданско-патриотического воспитания

занятия  факультативного курса «АСК»...

Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...