Классный час на тему: «Масленица»
классный час
Классный час познакомит учащихся с историей, традициями празднования Масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Масленица»
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования Масленицы.
Задачи:
- прививать интерес к культуре русского народа;
- познакомить с историей, традициями праздника;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к родной стране, её истории и традициям.
Подготовка: учащиеся готовят стихи, пословицы, сообщения о празднике; приносят приготовленные дома блины, готовят рекламу для своей выпечки.
Ход классного часа
1ученик:
Эй, веселей собирайся народ!
Нынче весна по планете идет!
Спешите, граждане, спешите!
Друзей с собою захватите.
Кто любит петь и развлекаться,
Не должен без друзей являться!
Не тот наш друг, кто нос повесил,
А тот, кто бодр и весел!
Мы зовем к себе всех,
Кто любит веселье и смех!
Учитель:
Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица – это древний, еще языческий праздник, который сохранился после крещения Руси. Он имеет свои особые традиции. Например, Масленица – громкий и шумный праздник. Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнётся весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Масленица — любимый в народе праздник. Каждый год бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта. Он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. Во время масленичной недели мясо уже не едят, так начинается подготовка организма к Великому посту. А называется праздник масленицей потому, что масло еще можно было есть наряду с другими молочными продуктами (масленица от слова «масло»).
Как вы думаете, почему на масленицу пекут именно блины, а не булочки или пироги? Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает. Блины пекут из гречневой, ржаной и пшеничной муки. Гречневые блины называют красными, а все остальные — молочными.
2 ученик:
О празднике существует множество пословиц и поговорок. Попробуйте соединить начало и конец выражения и объяснить их значение (на доске распечатки).
«Блин - не клин, живота не расколет».
«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».
«Не жизнь, а Масленица».
«Масленица – объедуха, деньгам приберуха».
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить».
«Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло».
3 ученик:
Во время праздника важно быть вместе молодым и старым. Солнцу–костры горячие. Хозяйкам — удачи в стряпне. Девушкам, подросткам –катание с гор, песни (кому их поют — тому добра желают). Юношам –молодецкие забавы. Старым людям -пряники с узорами, низкое поклоны. Когда молодым веселье, а старикам почтение, тогда и в мире порядок. Солнцу–радость. Оно от этого еще сильнее на лето поворачивается.
4 ученик:
Каждый день масленичной недели имеет свое название:
- понедельник – «Встреча» (с этого дня начинали печь блины)
- вторник – «Заигрыш» (девушки и парни катались с горок, ходили в гости на блины)
- среда – «Лакомка» (все лакомились блинами с разными начинками, зять приходил к тёще в гости)
- четверг – «Разгул» (начинали работать балаганы, проводились кулачные бои, катались на санях и лошадях)
- пятница – «Тёщины вечерки» (тёща проходила в гости к зятю, приносила молодым всё, что необходимо для приготовления блинов: кадушку, сковороду, половник)
- суббота – «Золовкины посиделки» (золовка– сестра мужа)(молодые невестки приглашали к себе в гости родных мужа)
- воскресенье – «Прощёное воскресенье» – вершина праздничных гуляний. В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре. Чучело делали из соломы, причем каждый житель села должен был принести что-то для его изготовления: или солому, или предметы одежды. Чучело делали к первому дню масленичной недели, потом всю неделю водили вокруг него хороводы, пели песни, даже с горок катали. Словом, люди делали все, чтобы задобрить зиму, уговорить ее уйти. А в последний день масленичной недели чучело сжигали.
Учитель:
Пора и нам с вами устроить праздник! Давайте начнём с песни (девочки исполняют песню, припев поётся вместе).
Мы давно блинов не ели.
Мы блинчиков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Напекла она поесть
Тысяч пять, а может, шесть.
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
И блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
А сама к столу идет,
На поднос она кладет.
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
5 ученик:
Давайте поиграем в «Горелки» (знакомит с правилами, проводит игру)
Делимся на пары и встаём в колонну. Впереди колонны встает ведущий. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
На последних словах песни первая пара убегает от ведущего, а он пытается их поймать. Остальные игроки приговаривают: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!». Если убегающим удается встать в конец колонны и снова взяться за руки, то ведущий остается. А если горельщик поймал одного игрока, то он встает с ним в пару в общую колонну, а ведущим становится потерявший пару.
Учитель:
Сегодня вы принесли блины. Устроим настоящую ярмарку. Каждый из вас сейчас будет рекламировать свои блины, «продавать» всем желающим, «покупать» у других. Победителем станет тот, кто сможет быстрее всех раздать свои блины. Отдельно отметим и того, чья реклама окажется самой интересной (проводится игра, вручаются призы).
Классный час заканчивается чаепитием. Можно устроить конкурс на быстрое поедание блинов.
Учитель:
Огромное спасибо всем за сегодняшний праздник!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Здравствуй, Масленица»
Классный час посвящен прекрасному празднику, традиции которого уходят в прошлое. В данном классном часу дети познакомятся с традициями, разгадают загадки....
Классный час на тему: "Масленица"
Цели:-Рассказать детям о традициях празднования масленицы на Руси-Познакомить уч-ся с русскими играми и забавами, песней-Развивать речь, память, внимание-Воспитывать чувство патриотизма, интерес к ист...
Классный час на тему: "Масленица"
Данный классный час раскрывает все традиции русского праздника....
Классный час на тему "Масленица"
Классный час проводилась в 4 классе, с целью привить учащимся понятие праздника "Масленица"...
Конспект классного часа по теме "Масленица"
Воспитание доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики...
Конспект классного часа по теме:"Масленица"
quot;Масленица"...
Конспект тематического классного часа на тему «Масленица» - 2 класс
Цели: формирование интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Оборудование: презентация, раздаточный материал, видео- и аудиосопровождение....