Конспект классного часа по теме "Масленица"
план-конспект урока по теме
Воспитание доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа «Масленица»
Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».
Задачи:
- Воспитывать доброе отношение к русским традициям.
- Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.
- Развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.
Оборудование и материалы: пособия с изображениями по теме классного часа, презентация.
Ход занятия.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Формы и приемы деятельности на уроке. |
| Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном традиционном русском празднике, который отмечали еще на Руси: Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте. | |
| Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гуляния и кушают блины. Масленица в 2017 году начнется 20 февраля, а датой её окончания станет 26 февраля. Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуются теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов. Наши предки почитали солнце, как Бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Существует несколько названий этого праздника. -мясопустной масленицу называют из-за того, что происходит воздержание от мяса; - сырной – потому что на этой недели едят много сыра; - масленицей – в связи с тем, что в этот период употребляют большое количество масла. Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Так же, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах. Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: -кулачные бои; -поедание на время блинов; -катания на санях; -лазанье на столб за призом; -игры с медведем; -сжигание чучела; -купание в прорубях. | Слайд №1. Слайд №2 Слайд№3 Слайд№4. Слайд №5 Слайд №6-15 |
| Особенности обряда сжигания чучела зимы на масленицу. Символ торжества всегда создавался по следующим правилам: -чучело выполнялось либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; -данному объекту традиционно придавались черты женского тела; -также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; -чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию. Обряд сжигания чучела. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Спустя пару часов происходило поджигание фигуры. Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной. Все остальные люди продолжали петь и плясать, попутно бросая в костер оставшуюся после масленицы еду. Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям оставалось лишь собрать пепел и сжечь его. Оставлять пепел после религиозной процедуры было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные холода смогут уничтожить посевы. Зарывался такой пепел на полях, где выращивалась большая масса урожая. | Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 Слад №19 Слайд №20 Слайд №21 Слайд №22 |
| Значение каждого дня недели на масленицу. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли его на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки. Воскресенье –этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год. | Слайд№23 Слайд №24 Слайд №25 |
| Самым интересным для меня было …, потому что … Самым скучным для меня было …, потому что … Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что … Я был бы рад …, потому что … Мне понравилось …, потому что … Мне не понравилось …, потому что … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"
Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....