4 класс Урок по предмету окружающий мир по теме: «Михайло Ломоносов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Жизнь и достижения Михайло Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок Мужества77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель 4А класса                    Назарова Эльвира Рифкатовна.

Сценарий урока мужества

Тема: «Герои нашей школы- защитники Отечества»

Цель – углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

 об исторических событиях, и формирование гражданских компетентностей школьников. Задачи:

-закрепить навыки и умения работы с поисковым материалом, представления собранного материала, способствовать  продолжению поисковой деятельности.

-вызвать чувство причастности к событиям  ВОВ

-представить результаты  поисковой деятельности, обогатить свои знания о Великой Отечественной войне.

Для проведения урока мужества подготовлены:

  1. материал «Война в моей семье»
  2. презентация о школьном Музее Боевой и Трудовой  Славы.

Ход урока мужества

.

Организационный момент.

Сегодня на уроку  мы с вами соприкоснёмся со страничками истории нашей школы, наших семей, а значит и с историей нашей Родины, написанной нашими родными и близкими.

Работа в группах Тему сегодняшнего урока мужества  я предлагаю вам сформулировать самим , используя данные слова: Отечество, герои, наша, защитники, школа. У каждой команды на столе по табличке с одним словом из темы. По одному представителю от группы выходите к доске и составляете фразу. («Герои нашей школы- защитники Отечества») (1 минута)

Работа в группах. Отечество! Что мы можем считать Отечеством ? С чего оно начинается? Сформулируйте, пожалуйста, максимум в трех предложениях, как вы понимаете слово Отечество.(2 минуты)

 Вы правы. Каждый человек может ответить на этот вопрос по своему. Обратимся к словарю.

Отечество, отчизна — родная страна.

  • Понятие Отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевает, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
  • Родина (происходит от славянского — род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения»,

Все может родная земля:  накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Еще с древних  времен  человек заботился о защите своей семьи и места, на котором он родился и живет.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
Конституция РФ, Статья 59

Проходят столетья, мелькают года…

Родную страну защищали всегда!

И с самых далеких времен было так:

Забудь обо всем, коль приблизился враг!

Крестьянин, рабочий бросали дела,

         Когда их защиты Россия ждала!

Выступление ученицы на фоне презентации. Наша школа родилась в октябре 1939 года. Когда началась Великая Отечественная война, со школьной скамьи на фронт ушли учителя и ученики. В здании школы расположился цех по изготовлению деталей к минным взрывателям, где наряду со взрослыми работали наши старшеклассники. Старшие девочки вместо учебы ходили на работу в госпиталь для раненых, который располагался в стенах школы №101. Из воспоминаний выпускницы нашей школы Минеевой Любы:

Выступление ученицы на фоне презентации. «Мы с подружками ухаживали за ранеными бойцами, писали за них письма на родину, кормили, стирали бинты». Младших школьников  перевели в складские и подсобные помещения. Там было холодно и темно, вместо парт зачастую стояли ящики и станки.  Зимой чернила застывали от холода, а когда закончились тетради, писали между строчками газет, старательно выводя красивые буквы. Но трудности не останавливали, каждый хотел помочь защитить своё Отечество от фашистских захватчиков. (дети вывешивают на доску таблички 1.учителя и    ученики   2.Любовь Алексеевна Минеева)

  • Нашей Армии сыны - Родине верны.
  • Береги землю любимую, как мать родимую.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.
  • Кто Родине изменяет, того народ презирает.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
  • Хорош грибок белый, а солдат – умелый.
  • Важна смелость, да нужна умелость.
  • У сметливого солдата и рукавица – граната.

Работа в группах. Из выступления мы узнали, что каждый ученик и учитель школы был защитником. Сегодня мы вспомним лишь некоторых из них. Как вы думаете ,какие черты характера должны быть у защитника Отечества? (1 минута) Если слова повторяются, подчеркните их, чтобы не повторяться  

Настоящим защитником Отечества можно назвать человека смелого, решительного, честного, находчивого, мужественного, отважного, доброго , любящего свою Родину.

Выступление ученицы на фоне презентации..  Именно такими качествами обладали герои моего выступления. 14-летним подростком-комсомольцем был призван на фронт ученик нашей школы Кобяков Яков Куприянович, его вместе с сотнями других мальчишек отправили на Соловецкие острова учиться в школе юнг Северного флота. Эти дети под руководством офицеров сами  рыли землянки, на костре готовили еду из гороховых брикетов и учились воевать с фашистами.

 Выступление ученика на фоне презентации Там, на Соловках, Яша Кобяков встретил своего соседа Малюшова Леонида,  тоже               выпускника нашей школы, который воевал на подводной лодке, прозванной в народе «малюткой». Ребята разговорились. Малюшов был старше Кобякова, уже видел войну, знал, что такое смерть. Попросил Яшу передать привет родным, так как не верил, что останется в живых. Через несколько дней подводная лодка, где служил Леонид, была потоплена фашистской авиабомбой, никто из экипажа не спасся. Сам Кобяков вернулся с той войны, работал в Деме на железной дороге. Юнга Северного флота Кобяков Яков Куприянович ушел из жизни в 2008 году. (Дети вывешивают на доску таблички 1.Кобяков Яков Куприянович   2.Леонид Малюшов)    

Выступление ученицы на фоне презентации.  Другой воспитанник школы № 113 Рыбалко Иван Игнатьевич стал в 1943 году Героем Советского Союза. Это высокое звание было присвоено ему за героическую переправу через Днепр.  Из штабных документов: « Пулеметчик, рядовой И.И.Рыбалко одним из первых форсировал Днепр и в бою за плацдарм огнем своего пулемета уничтожил более 20 фашистов, дал возможность роте успешно наступать.

Выступление ученицы на фоне презентации.. В  дальнейшем, в бою за села Луковцы и Григоровка он поддержал наступление своего подразделения, уничтожил 50 немецких солдат и офицеров. Примером храбрости и геройства увлекал остальных бойцов.» После войны Иван Игнатьевич вернулся в  Дему, работал в военкомате, часто приходил в родную школу, встречался с ребятами, рассказывал им о войне. Портрет В октябре 2008 года в Демском районе Уфы, в сквере имени 112-й Башкирской кавалерийской дивизии был открыт бюст Героя. Скульптор Хамит Галиуллин. (Дети вывешивают на доску таблички 1.Герой Советского Союза     2.Иван Игнатьевич Рыбалко)

Учитель Сравнительно недавно в музей попали письма выпускника нашей школы Александра Желателева ученице нашей школы Ольге Пастушенко. В 1940 году он был призван на воинскую службу, где и встретил первые дни войны. Этим письмам , а их ровно 21,более 75 лет. Они обветшали, выцвели, но именно благодаря им , мы можем увидеть прошлое своими глазами: первую любовь, мечты о будущей жизни и….войну.

Работа в группах.  Сегодня я предлагаю вам проделать уникальную работу. Воспроизвести документы тех лет.

Проверим, что у вас получилось. (На экране фрагменты писем. Дети зачитывают и проверяют себя по экрану). 

21/VIII-41          

                                Милая Лелька!

Прочитав, комсомольскую правду за 15/VIII я невольно вспомнил о тебе, и о многих девушках в особенности о тех которые попали в руки фашистов.

Какая участь их постигла или постигнет! При этой мысли, невольно содрагаюсь! До чего только додумываются эти «цивилизованные» скотоводы! Я пожертвовал бы собой лишь бы это кончить.

Я радист, но я хотел бы идти в бой рядовым пехотинцем т.к. штыком я владею отрадно и стреляю отлично. Не одну бы скотину заколол, а штук 10 не меньше.

Я даю слово, что я не умру, не убив ни одного живоглота.

Мы освободим и германских женщин которых  несут заставляют итти на эти сборные пункты и нети повинность. Для германцев готовим хорошую баню. Хотя они и имеют некоторый успех, все же каждый фашист уже думает о своей смерти.

Да как им не задуматься- ведь они теряют солдат в пять раз. В армих существует закон, что наступающая сторона, при одинаковом моральном состоянии солдат, должна иметь в 3 раза больше солдат и в три раза больше техники.

Скоро мы выступим. Силу нашей части еще мало кто знает, но дров из немцев, поломаем.

Все Все время летают, самолеты. Сгодня был воздушный бой прямо над нами. Ястребок наш догнал фашистский бомбардировщик и расстрелял ег его. Со второй пулеметной очереди фашист загорелся и рухнул.

Мой адрес: Действующая армия

Полевая, почтов. Станция 923 109й мотострелковый полк 1й батальон

взвод связи с тов. приветом.

А. Желателев.

К сожалению оригиналы писем со временем пришли в негодность, но три года назад наши ученицы во главе с Самигулиной Еленой Евгеньевной отсканировали эти письма и напечатали. Сегодня вы прочитали последнее письмо Александра Желателева  датированное 21 августа 1941 года. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.

Война коснулась почти каждой семьи, оставив свой жестокий, незабываемый  след.

 Мы с вами четвертый год изучаем семейные архивы и собираем  материалы о своих родных, участниках исторических событий, и каждый год появляются новые лица и новые сведения.

 Сегодня мы послушаем Кинзябаеву Азалию .(Рассказ о прадеде)

Вывешивает табличку Ягандар Ягангирович Кинзябаев

Работа в группах: я предлагаю вам из своих семейных страниц  создать книгу памяти, все необходимое для этого у вас есть на столах.

Мы передадим эту книгу в музей, а копии в портфолио.

Спасибо ребята, мы продолжим эту работу.

Учитель После победы над Фашистской Германией вместе с вернувшимися домой солдатами вернулось в эти семьи и счастье, но не все солдаты смогли увидеть счастливые глаза своих матерей. Многие остались на полях сражений.  

Выступление учеников на фоне презентации. Не вернулась с фронта ученица школы Вера Богданова. Ее мать не знала места захоронения дочери. Это выяснили поисковики школы № 113, когда отправились в  Белоруссию вместе с учителями Гринько Л.А.      по приглашению местных поисковиков. Там, в окрестностях города Быховцы, была обнаружена братская могила. На могильной плите среди десятков других фамилий ребята увидели имя Веры Богдановой. Ее матери была привезена горсть земли с могилы дочери. С этой поездки началась поисковая деятельность учащихся школы № 113.

 Выступление учениц на фоне презентации. Собранные горсти земли с мест гибели наших учеников были захоронены на территории школы. И на этом месте поставили обелиск памяти . Священное место для каждого из нас

Впоследствии эта работа была продолжена учителем истории, выпускницей нашей школы Маннановой Зилей Фаилевной, которая с 2007 года выезжает с ребятами на раскопки и поиск не захороненных останков советских воинов, погибших в Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны.  (Дети вывешивают на доску таблички  Вера Богданова)

Героям нашей школы посвящены композиции в нашем школьном музее, ……

Мы посвящаем памяти героев свою

музыкально-поэтическую  композицию «Памяти героев»

Ученик Семьдесят  лет назад, июньский денёк. Светило солнце. Молодёжь с удовольствием танцевала на танцплощадках. Выпускники школ строили планы на будущее…

(Дети  поют  куплет песни «Городок провинциальный» Слова Г. Шпаликова Музыка П. Тодоровского).

Городок провинциальный, летняя жара…

На площадке танцевальной музыка с утра…

Риорита, риорита, вертится фокстрот…

На площадке танцевальной сорок первый год…

Ученик. Утром 22 июня кончилась беззаботная жизнь. Планам и мечтаниям людей не суждено было сбыться. Именно в этот день-22  июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Первые дни войны были для нашей страны очень трудными. Погибло много людей. Вчерашние школьники, молодые мальчишки ушли на войну. Очень многие из них погибли.

(Исполнение песни Б. Окуджавы поочерёдно девочками и мальчиками):

Ах, война, что ж ты подлая сделала

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики, мальчики

Возвращайтесь скорее назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала

Вместо свадеб разлуки и дым

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим

Сапоги, ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон

До свидания ,девочки, девочки,

Возвращайтесь скорее домой.

Ученик Я все это видел своими глазами:

Разбитые бревна и груду камней,

Старушку, залившую горе слезами,

И девочку, страхом прижатую к ней.

Старушка склонилась висками седыми

Над внуком убитым – суха и строга.

А в небе вились ещё облачки дыма

От наших зениток, прогнавших врага.

Ученик И люди смотрели в безмолвье суровом

На детскую кровь на разбитом полу

А ветер гулял над разрушенным кровом,

Метя по дороге печную золу.

И сердце сжималось в груди у солдата

Видавшего столько смертей на войне.

О,  враг ненавистный, о немец проклятый,

За каждую жертву заплатишь ты мне


Исполнение песни Б. Окуджавы:

Здесь птицы не поют, деревья не растут,

И только мы лицом к лицу врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета, над нашей родиною дым,

А нам нужна всего одна победа-

Одна на всех, мы за ценой не постоим…

Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Ученик. Но благодаря мужеству и доблести защитников нашей страны,  9 мая 1945 года фашистская Германия была повержена. Это стало возможным благодаря усилию всех граждан нашей Родины. Прошло 70 лет. Но мы знаем и помним трагическую дату начала войны. Помним защитников и тружеников тыла.

Дети читают стихи Р.  Рождественского.

Ученик Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Ученик Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Ученик.Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Ученик Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! 

Прошу всех встать. Минута молчания.

Мы с ребятами активно участвуем в патриотических акциях не только школы. Так ученик нашего класса Ильин Виталий занял первое место в Республиканском конкурсе «Я помню. Я горжусь» в номинации «Фото»

Основные параметры анализа урока мужества.

В процессе подготовки к занятию и его проведению-

1.создаются условия для формирования  предметной направленности мотивов познания,

2.учащиеся  встречаются  с участниками и свидетелями героических событий

3.  у них вырабатывается стремление к овладению приёмами и способами самостоятельного познания (сбор дополнительного материала, запись воспоминаний , просмотр специальной  литературы, документов , они систематизируют материал, оформляют его)

4. учащиеся воспитываются на героических традициях своего народа

 Данная работа

1. способствует формированию гуманистических мотивов, гражданского,  патриотического долга и ответственности.

2.обеспечивает активное участие школьников в работе  зала Боевой и трудовой славы.

 

3. способствует формированию целостной личности

 В структуре урока мужества я использовала   последовательную смену педагогических образовательно-воспитательных ситуаций.

Цель первой ситуации ( вступительного слова)- вызвать у учащихся определённые эмоциональные состояния:  осознания важности изучаемого мероприятия, его социальной и личной значимости, вызвать чувство причастности ко всему, что происходит в нашей стране.

Вторая  учебно-воспитательная ситуация – Результат самостоятельной поисковой работы школьников.

Цель третьей  учебно-воспитательной ситуации-  вызвать у учащихся чувство действенной памяти о войне. Осознать необходимость воспитать у себя активную жизненную позицию, чувство личной ответственности за сохранение памяти о ВОВ.

Она  несёт действенно-побуждающий характер.

(Учитель напоминает о книге «800 дней на шести  фронтах». – мемуары солдата.)

Таким образом, цель  и задачи урока мужества  -  углубление знаний об исторических событиях, и формирование гражданских компетентностей школьников достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Дорогами побед и испытаний" для учеников 2-3 классов.

В канун празднования Дня Победы 9 мая в школе проходит внеклассная работа в рамках тематического периода "День Победы". В предлагаемом конспекте занятия-мастерской идет ознакомление учеников с главным...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Великая Отечественная война", 4 класс, УМК "Школа России"

Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС начального общего образования. Поможет формировать представление о Великой Отечественной войне и ей героях . Урок разработан в деятельностном м...

Презентация " Гордимся, помним, чтим" к уроку по предмету "Окружающая среда" на тему:"Великая Отечественная война и Великая Победа",4 класс.

Презентация "Гордимся, помним, чтим"  создана к уроку для того, чтобы   наглядно  помочь ученикам создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания....

Фрагмент урока по предмету «Окружающий мир», по теме "Живая и неживая природа" 2 класс.

Фрагмент урока окружающего мира по теме "Живая и неживая природа" с исползование теста learningapps....

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков». 2 класс

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков» для 2 класса по программе «Гармония» -  это урок открытия нового знания. Использована технология деятельностного метода, ...