Программа по внеурочной деятельности для начальной школы по теме: "Люблю тебя, Петра творенье!.."
рабочая программа

Косюк  Надежда Анатольевна

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Санкт-Петербург, который по аналогии с красивейшим городом древности называют Северной Пальмирой, именуют еще Северной Венецией и «вторым Амстердамом». Действительно, Петербург, как и они, расположен на низких островах, изрезан многочисленными водотоками. А главная среди его рек,    Нева, здесь, в своей дельте,  разливается столь широко и раздольно, что напоминает знаменитую венецианскую лагуну.

Северную столицу России иногда называют и музеем мостов. Экспонатами в нем являются и чарующие своей гармоничностью небольшие гранитные арки, перекинутые через каналы, и отражающиеся в их водах легчайшие ажурные конструкции, и металлические гиганты-невские мосты. Что может быть величественнее их силуэтов, когда они в белые ночи распахивают свои крылья над полноводной рекой!  Столь же светлой эта летняя пора бывает и в других северных странах, но там нет фантастически прекрасных мостов, делающих Санкт-Петербург одним из самых романтичных в Европе.

В ходе изучения программы «Люблю тебя Петра творенье!...»младшие школьники на доступном уровне овладевают методами познания окружающего мира, включая наблюдение, знакомство с дополнительной литературой по теме. В начальной школе начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный , практико – ориентированный характер содержания курса, а также использование   в ходе его изучения разнообразных средств обучения.  К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать  поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятия по данной программе состоит из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия и экскурсии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности, технологией поиска информации  и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера .Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые , более сложные задания,требующие осмысления.

Процесс познания делится на три стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной проектной деятельности

«Люблю тебя,Петра творенье!...»

Разработал :учитель начальных классов

Косюк Надежда Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;
  • развитие психических процессов;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: Занятия проводятся 1раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся могут выбирать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Представление проектов.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии  в музеи,  действующие предприятия, в соборы, театры, парки и улицы города.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

                           

                                       

                                                         Тема: Мой родной город Санкт-Петербург!

Санкт-Петербург, который по аналогии с красивейшим городом древности называют Северной Пальмирой, именуют еще Северной Венецией и «вторым Амстердамом». Действительно, Петербург, как и они, расположен на низких островах, изрезан многочисленными водотоками. А главная среди его рек,    Нева, здесь, в своей дельте,  разливается столь широко и раздольно, что напоминает знаменитую венецианскую лагуну.

Северную столицу России иногда называют и музеем мостов. Экспонатами в нем являются и чарующие своей гармоничностью небольшие гранитные арки, перекинутые через каналы, и отражающиеся в их водах легчайшие ажурные конструкции, и металлические гиганты-невские мосты. Что может быть величественнее их силуэтов, когда они в белые ночи распахивают свои крылья над полноводной рекой!  Столь же светлой эта летняя пора бывает и в других северных странах, но там нет фантастически прекрасных мостов, делающих Санкт-Петербург одним из самых романтичных в Европе.

Объектом исследования будет город Санкт-Петербург. В течении  учебного года  ребята обязаны выполнить следующий план:

1.Подготовка путеводителя по Санкт-Петербургу.

2.Создание выставки «Мой родной город».

3.Организация конкурса лучшего чтеца по произведениям Петербургских поэтов.

4.Подготовка концерта, посвященного родному городу.

5.Защита проектной работы.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).  

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки и пр.

Ниже представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации.

Календарно-тематическое планирование

Тема проекта «Мой родной город Санкт-Петербург!»

Когда мы слышим «Санкт-Петербург», сразу в памяти всплывают Эрмитаж, Дворцовая площадь, Казанский собор... Наш город величественен и прекрасен... Но сегодня я хотела бы рассказать о необычном Петербурге, который я начала открывать для себя в прошлом году. 

Объект исследования: Санкт-Петербург.

Предмет исследования: необычные места Санкт- Петербурга.

Тип проекта  исследовательский, практический.

Тема: Необычный Санкт-Петербург.

Цель: Узнать наш город с необычной стороны.

Задачи:

1. Узнать о необычных местах нашего города.

2. Посетить эти места.

3. Создать карту этих мест.

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

Тема проекта «Мой родной город Санкт-Петербург!»

№ п/п

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Дата

«Здесь будет город заложён…»

Беседа «Как выбрать тему  проекта?»

Беседа: «Из  истории северных земель»

сентябрь

 Коллективно-творческая работа

Создание альбома  «Стихи о городе Санкт-петербург»

«Здесь будет город заложён…»

Беседа : «Крепость Орешек, город Ниен, русские селения»

сентябрь

Какими могут быть  проекты?

Создание альбома  «Стихи о городе Санкт-петербург»

«Здесь будет город заложён…»

То академик,то герой,

То мореплаватель,то плотник-

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

                                       А.С.Пушкин

Беседа «Петр Первый»

Оформление листка «Гимн города»

сентябрь

«Здесь будет город заложён…»

Экскурсия на Заячий остров

Петропавловская крепость

сентябрь

«Здесь будет город заложён…»

Беседа «Кто и как строил город»

октябрь

Изготовление кораблей из пластиллина

«Здесь будет город заложён…»

 Экскурсия  в  «Домик Петра»

Октябрь

«Здесь будет город заложён…»

Экскурсия в библиотеку. Учимся выбирать дополнительную литературу.

октябрь

«Здесь будет город заложён…»

Групповая работа  . Изготовление макета Петропавловской крепости

октябрь

«Здесь будет город заложён…»

Остров  Котлин , «Коронный замок»

ноябрь

Мы петербуржцы

Беседа «Блокада» страницы истории

ноябрь

11-12

Мы петербуржцы

Фоторассказ о жизни своей семьи во время блокады

ноябрь

Оформление листка-вкладыша для портфолио: Моя семья – в самой середине я.

     13

Мы петербуржцы

Беседа «Новая столица-«окно в Европу»

Изготовление поздравительной открытки для своего друга

декабрь

     14

Мы петербуржцы

Беседа «Храмы города»

декабрь

     15

Мы петербуржцы

Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

декабрь

Беседа «Наш общий дом Санкт-Петербург»

Выставка работ «Герб города»

     16

Есть ли в городе природа

Беседа «Была в Неве высокая вода»

Групповые работы на уроке «Макет «Острова»

декабрь

     17

Есть ли в городе природа

Беседа «Полгода плохая погода»

январь

Изготовление кормушек для птиц.

Выставка работ и вывешивание их на улице.

     18

Есть ли в городе природа

Побежденная стихия

Беседа «Торжество человека над природной стихией отражено в городских скульптурах»

январь

     19

Есть ли в городе природа

На дне древнего моря

январь

20-21

Есть ли в городе природа

О братьях наших меньших

Групповая работа «Животный мир города»

февраль

     22-23

Есть ли в городе природа

Экскурсия в ботанический сад и зоопарк

февраль

Групповая работа «Животный и растительный  мир города»

март

     24

Красуйся, град Петров

Блистательный Петербург. Экскурсия в Эрмитаж

март

     25

Красуйся, град Петров

Самые роскошные дворцы

март

     26

Красуйся, град Петров

 Городские  сады

апрель

     27

Красуйся, град Петров

Экскурсия в Летний сад

апрель

28-29

Красуйся, град Петров

Зодчие, которые оставили неизгладимый след в истории города

Групповая работа «Архитекторы Санкт-Петербурга»

апрель

30-31

Красуйся, град Петров

Петергоф, Стрельна ,Ораниенбаум, Царское Село, Павловский парк, Гатчина

Экскурсия в Царское Село

апрель

     32

Красуйся, град Петров

Музеи города

Беседа «Город мастеров»

май

Составление альбома «Музеи города»

     33

Красуйся, град Петров

Знаменитые петербуржцы . Выставка  творческих работ

май

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

Тема: «Гимн великому городу»

Когда мы слышим «Санкт-Петербург», сразу в памяти всплывают Эрмитаж, Дворцовая площадь, Казанский собор... Наш город величественен и прекрасен... Но сегодня я хотела бы рассказать о необычном Петербурге, который я начала открывать для себя в прошлом году. 

Объект исследования: Санкт-Петербург.

Предмет исследования: необычные места Санкт- Петербурга.

Тип проекта,исследовательский, практический.

Тема: Необычный Санкт-Петербург.

Цель: Узнать наш город с необычной стороны.

Задачи:

1. Узнать о необычных местах нашего города.

2. Посетить эти места.

3. Создать карту этих мест.

№ п/п

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Дата

Рассказы о дворцах

Меншиковский дворец

Составление альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

сентябрь

Рассказы о дворцах

Летний дворец

Составление альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

сентябрь

Рассказы о дворцах

Строгановский дворец

Составление альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

сентябрь

Рассказы о дворцах

Таврический дворец

Составление альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

сентябрь

Рассказы о дворцах

Михайловский замок

Составление альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

октябрь

Рассказы о садах и парках

Летний сад

Экскурсия в Летний сад

октябрь

Рассказы о садах и парках

Екатерингофский парк

Коллективная работа « Зеленые украшения города»

октябрь

Рассказы о садах и парках

Таврический сад

Коллективная работа « Зеленые украшения города»

октябрь

Рассказы о садах и парках

Александровский сад

Коллективная работа « Зеленые украшения города»

ноябрь

Ботанический сад

Коллективная работа « Зеленые украшения города»

     11

Рассказы о храмах

Петропавловский собор

Коллективная работа «Храмы Санкт-Петербурга»

ноябрь

     12

Александро-Невская лавра

Коллективная работа «Храмы Санкт-Петербурга»

     13

Рассказы о храмах

Исаакиевский собор

Коллективная работа «Храмы Санкт-Петербурга»

декабрь

     14

Рассказы о храмах

Казанский собор

Коллективная работа «Храмы Санкт-Петербурга»

декабрь

15

            Рассказы о храмах

Спас-на-Крови

Коллективная работа «Храмы Санкт-Петербурга»

декабрь

     16

Мосты  Санкт-Петербурга

Аничков  мост

Коллективная работа «Мосты Санкт-Петербурга»

декабрь

 17

Мосты Санкт-Петербурга

Тройной мост

Коллективная работа «Мосты Санкт-Петербурга»

январь

   18

Мосты Санкт-Петербурга

Благовещенский мост

Коллективная работа «Мосты Санкт-Петербурга»

январь

    19

   

Мосты Санкт-Петербурга

Троицкий мост

Коллективная работа «Мосты Санкт-Петербурга»

февраль

20

Мосты Санкт-Петербурга

Египетский мост

Коллективная работа «Мосты Санкт-Петербурга»

21

Памятники

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Коллективная работа «Памятники»

февраль

22

Памятники

Медный всадник

Коллективная работа «Памятники»

23

Памятники

Памятник Екатерине Второй

Коллективная работа «Памятники»

     24

Памятники

Памятник Николаю Первому

Коллективная работа «Памятники»

март

     25

Рассказы о музеях

Эрмитаж

Экскурсия в Эрмитаж

март

     26

Рассказы о музеях

Центральный Военно-морской музей

Экскурсия в Военно-морской музей

март

     27

Русский музей

Экскурсия в Русский музей

апрель

     28

Рассказы о животных и мифологических существах

Львы

Моделирование животных и мифологических существ

апрель

     29

Рассказы о животных и мифологических существах

Грифоны

Моделирование животных и мифологических существ

апрель

     30

Свинксы и ши-цза

Моделирование животных и мифологических существ

     31

Рассказы о символах

Домик Петра Первого

Коллективная работа «Фоторассказ о символах»

май

     32

Рассказы о символах

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

Александровская колонна

Коллективная работа «Фоторассказ о символах»

май

     33

Ангел на шпиле Петропавловского собора,

Ростральные колонны

Коллективная работа «Фоторассказ о символах»

     34

«Люблю тебя, Петра творенье!…»

Проведение праздника «Люблю тебя, Петра творенье!…»

Представление презентаций, коллективных работ

май

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

Тема: От дома к дому, от легенды к легенде

Когда мы слышим «Санкт-Петербург», сразу в памяти всплывают Эрмитаж, Дворцовая площадь, Казанский собор... Наш город величественен и прекрасен... Но сегодня я хотела бы рассказать о необычном Петербурге, который я начала открывать для себя в прошлом году. 

Объект исследования: Санкт-Петербург.

Предмет исследования: необычные места Санкт- Петербурга.

Тип проекта,исследовательский, практический.

Тема: Необычный Санкт-Петербург.

Цель: Узнать наш город с необычной стороны.

Задачи:

1. Узнать о необычных местах нашего города.

2. Посетить эти места.

3. Создать карту этих мест.

4.Создать выставку изученных мест.

5.Защита проектов по теме.

№ п/п

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Дата

От дома к дому, от легенды к легенде

Организационный урок, распределение тем для проектов. Цели и задачи предстоящей деятельности. Игра «Давай знакомиться с Петербургом»

сентябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Экскурсия в пригороды Санкт-Петербурга. Город Павловск

сентябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Экскурсия в пригороды Санкт-Петербурга. Город Пушкин

сентябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. К инженерному замку

октябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.От цирка до Аничкова моста

октябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. «У беспокойного Никиты…»

октябрь

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.К Аничкову мосту.

ноябрь

     9

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. Дворец творчества юных

ноябрь

     10

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.Идем к площади Ломоносова.

На пути в Коломну

ноябрь

     11

декабрь

     12

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.Здесь жили Пушкины и Карл Росси.

Мастерская великого живописца.

декабрь

     13

декабрь

     14

     

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.  В устье Фонтанки. Возле бывшей таракановки.

декабрь

     15

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. Славный Измайловский полк.

К московскому проспекту

январь

 16

     17

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. Больница для бедных.

Возле бывшей донской слободы.

январь

     18

февраль

     19

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки .Тут началось восстание декабристов.

Слово об Елисеевых.

февраль

     20

     21

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.

Переходим Невский проспект.  «Литературный дом»

февраль

22

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки. Здание построил Кварнеги. Фонтанный дом.

март

 23

  От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Фонтанки.К бывшему цепному мосту. Соляной городок.

Запасной двор.

март

     24

   

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Мойки.  Три летних сада. Творение Баженова и Бренны

Поле славы и скорби.Архитектурные ожерелья Марсова поля.

март

     25

     26

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Мойки. Взрыв на берегу канала.Вдоль старой греческой слободы.

апрель

27

  28

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль мойки.У конюшенной площади.У зимней канавки.Одно из святых мест России.

апрель

     29

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Мойки. От Желтого к Зеленому мосту.

Создание собственного «Музея путешествий» из экспонатов, привезённых после коллективных и семейных путешествий.

апрель

     30

май

     31

От дома к дому, от легенды к легенде

Вдоль Мойки.От Зеленого к Красному мосту.

Вокруг Исаакиевской площади.

май

     32

     33

От дома к дому, от легенды к легенде

Проведение праздника «Красуйся, град Петров»

май

 

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Тема проекта «Люблю тебя, Петра творенье!...»

Когда мы слышим «Санкт-Петербург», сразу в памяти всплывают Эрмитаж, Дворцовая площадь, Казанский собор... Наш город величественен и прекрасен... Но сегодня я хотела бы рассказать о необычном Петербурге, который я начала открывать для себя в прошлом году. 

Объект исследования: Санкт-Петербург.

Предмет исследования: необычные места Санкт- Петербурга.

Тип проекта,исследовательский, практический.

Тема: Необычный Санкт-Петербург.

Цель: Узнать наш город с необычной стороны.

Задачи:

1. Узнать о необычных местах нашего города.

2. Посетить эти места.

3. Создать карту этих мест.

4.Создать выставку изученных мест.

5.Организовать защиту проектов.

№ п/п

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Дата

Вводное занятие

Я петербуржец! Я в этом городе живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Игра «Давай знакомиться с Петербургом»

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Дома с судьбой»

сентябрь

Ансамбль центральных площадей

Экскурсия в Александровский сад и Эрмитаж.  Знакомство с главными достопримечательностями города: Главный штаб, Александровская колонна.

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Дома с судьбой»

сентябрь

Ансамбль центральных площадей

  Виртуальная экскурсия в Исаакиевский собор, Мариинский дворец,Сенат и Синод. Главные памятники: Медный всадник, памятник Николаю 1,наплавной мост.

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Сокровища и чудеса истории»

сентябрь

Невский проспект

Экскурсия по Невскому проспекту: Пассаж,  «Милютинские ряды», «Серебряные ряды»,

Дом книги, Казанский собор, Спас-на крови

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Сокровища и чудеса истории»

октябрь

Невский проспект

Гостиный двор, Елисеевский магазин,  Аничков дворец,  Аничков мост, Александринский театр, памятник Екатерине II,дворец Белосельских-Белозерских,  «Литературный дом»

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Мельпомена Северной столицы»

октябрь

Невский проспект

Дом журналиста, «Утраченные  иллюзии»,Дом  Фредерикса, Памятник Александру III,   Александро-Невская лавра, Благовещенская церковь.

 Коллективная творческая работа по созданию альбома «Мельпомена Северной столицы»

октябрь

Летний сад и  Марсово поле

Летний сад (виртуальная экскурсия),  Михайловский замок,  Памятник Петру I, Марсово  поле, Памятник Суворову,  Мраморный дворец

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Мельпомена Северной столицы»

ноябрь

     9

     10

От Охты до Литейного

Смольный монастырь, Смольный институт, Охта, Большеохтинский мост,.Дача Безбородко,Кикины палаты, Таврический дворец, Водонапорная башня, Дом с башней

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Величие города»

ноябрь

     11

декабрь

     12

От Охты до Литейного

Церковь всех скорбящих, «Большой дом»,  «Памятник Боткину», Военно-медицинская академия

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Величие города»

декабрь

     13

декабрь

     14

     

Петроградская сторона

Заячий остров, экскурсия в  Петропавловскую  крепость ,Петропавловский собор,  Комендантский дом, «Плясовая площадь», памятник Петру  I, Ботный домик,Троицкий собор.

Домик  Петра I, пристань, Дом политкаторжан, «Дворянское гнездо»,»Дом моряков», Крейсер «Аврора»,улица Куйбышева,Особняк Кшесинской

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Шедевры зодчества»

декабрь

     15

январь

    16

     17

Петроградская сторона

Мечеть, памятник Горькому, «Вилла общего пользования»,Народный дом, «Биржа труда»,Сытный рынок, «Поповский садик», «Ханский двор»,Карповка, улица Бармалеева

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Шедевры зодчества»

январь

     18

февраль

     19

Васильевский остров

Морской порт на стрелке Васильевского острова, Биржа, Ростральные колонны,  Кунсткамера, Академия наук, Двенадцать коллегий, Дворец Меншикова,пристань со сфинксами

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Шедевры зодчества»

февраль

     20

     21

Васильевский остров

Памятник Крузенштерну, Горный институт, Линии Васильевского острова, Смоленское кладбище

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Шедевры зодчества»

февраль

    22

Острова

Каменный остров, «Дом –сказка», «Теремок», «Боярские хоромы»,Ушаковский мост, Вилла Родэ

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Цвет, движение и красота»

март

    23

 Острова

Елагин остров, Буддийский храм,      Крестовский остров, «Кулерберг», Татарский остров

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Цвет, движение и красота»

март

     24

   

Коломна

Крюков канал, Мост Лейтенанта Шмидта,Английская набережная, Спас-на-водах»,Галерная улица  дворец Бобринских,Новая Голландия

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Гранитные свидетели эпохи»

март

     25

     26

Коломна

Конногвардейский бульвар,Поцелуев мост,Юсуповский дворец,Театральная площадь,  «Литовский замок»,Демидов сад, улица Писарева,  «Дом-сказка», река Пряжка

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Гранитные свидетели эпохи»

апрель

    27

  28

            Коломна 

Никольский собор, дом графа Хвостова, Покровская площадь, Египетский мост,площадь Репина, Старо-Калинкин мост, Адмиралтейские верфи

Коллективная творческая работа по созданию альбома «Зелёный плащ каменной столицы»

апрель

     29

Московский проспект

Сенная площадь, «Спас-на-Сенной», «Вяземская лавра»,  «Пробирная палата»,  Латинский квартал,  «Семенцы»,Дом в угловом переулке, «Церковь с бутылочкой», Бадаевские склады, «Радиус», Московская площадь, площадь Победы, Пулковское шоссе

Коллективная творческая работа по созданию альбома « Каменные хранители Невы»

апрель

     30

май

     31

Петербургские окраины

Автово, Ульянка, Дачное, Больница Фореля, Лигово, сосновая поляна, Красное село, Купчино,Рыбацкое , Весёлый посёлок, «Страна дураков», Гражданка, Шувалово-Озерки,Парголово, Коломяги,Удельный парк, «Светлана», Лахта

Коллективная творческая работа по созданию альбома «По следам истории»

Составление сценария к празднику «Красуйся, град Петров»»

май

     32

     33

Красуйся, град Петров

Проведение праздника «Красуйся, град Петров»

май

    34

Примечание:* Календарно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В ходе изучения программы «Люблю тебя Петра творенье!...»младшие школьники на доступном уровне овладевают методами познания окружающего мира, включая наблюдение, знакомство с дополнительной литературой по теме.В начальной школе начинают формироваться познавательные интересы,познавательная мотивация.Этому в значительной мере способствует деятельностный , практико – ориентированный характер содержания курса, а также использование   в ходе его изучения разнообразных средств обучения.К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать  поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятия по данной программе состоит из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия и экскурсии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности, технологией поиска информации  и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера .Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые , более сложные задания,требующие осмысления.

Процесс познания делится на три стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики  детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
  2. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. – 111с.
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.
  5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 3-6
  8. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 10- 15.
  9. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». – 2006.- №11. – с 20- 21.
  10. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.

11.Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.

12.Горбачевич, К. Хабло Е.  «Почему так названы?»

13.Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.

14.Махинько Л.Я –Петербуржец.СПб.,1997.

15.Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.

16.Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.

17.Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.

18.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.

19.Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»

Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...