Рабочая программа ОПК 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_2_klass.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Тарасовский район, с. Дячкино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дячкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Дячкинская СОШ
Приказ от № _________________Курочкин А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование 2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 1 час в неделю, всего 33 часа
Учитель Афанасьева Наталья Николаевна
(ФИО)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях»,
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии
Срок реализации 2018-2019 уч год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе экспериментального учебно-методического комплекта «Православная культура» пособие для второго года обучения в начальных классах общеобразовательных школ автор Л.Л. Шевченко (Православная культура: Методическое пособие для учителя:2-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004 г.).
По программе и по учебному плану на курс «Основы православной культуры» отводится 34 часов. Общая тема второго года обучения: «Радостный мир православной культуры вокруг нас». Часы распределены следующим образом:
Тема | Количество часов |
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник). | 8 |
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека. | 8 |
Радость православной веры. | 10 |
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? | 8 |
Итого | 34 |
Программа для второго года обучения по предмету «Православная культура» является частью общей программы по данному предмету с 1 по 11 классы. Она разработана в соответствии с «Примерным содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (М.2002), направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач, включает его содержательные компоненты с учетом возможностей учащихся младшего школьного возраста и предназначена для использования начальных классах общеобразовательных учебных заведений любого типа. В программе определены следующие общие учебно-воспитательные задачи:
- Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
- Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
•Ф- Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
•Ф- Развитие нравственного чувства сопереживания.
•Ф- Развитие чувства ответственности за другого человека.
•Ф- Развитие чувства благодарения.
•Ф- Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
•Ф- Развитие эстетического восприятия.
•Ф- Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
•Ф- Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
•ф- Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.
Материал программы каждого года обучения объединен интегративной темой «Православная культура и жизнь человека», которая на культурологическом уровне разрабатывает с 1 по 11 классы по линейно-концентрическому принципу духовно-нравственное ядро содержания: смысл жизни человека в сотворенном мире. Отбор содержания программы с 1 по 11 классы произведен на основе дидактических принципов, способствующих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных школьников. Это следующие принципы:
- Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. В соответствии с этим учебный материал отобран с учетом его нравственной значимости и художественности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания форм уроков на протяжении всего учебного курса.
- Принцип личностно-ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры. В связи с этим при отборе материала был учтен характер его привлекательности и доступности для детей.
- Принцип содержательных обобщений предполагает такую организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного, длительного эмоционально «вживания» в учебный материал. Это предопределило использование в программе педагогически емкого учебного материала, позволяющего осуществить поэтапное раскрытие нового на каждом уроке в разных формах освоения выделенного базового сотериологического ядра содержания: при рассказе учителя, при рассмотрении иллюстративного ряда, слушании музыки, выполнении творческих работ на одну и ту же тему.
В программе для начальной школы закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре в контексте ценностей детского мира. В ней выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
- Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.
- Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.
В соответствии с ними поставлены задачи:
- Установление личных связей ребенка с православной культурой;
- Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть подготовлено к общению с ее глубоким духовно-нравственным содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру через знакомые представления и образы. в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире.
Для того чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления детей с отражением православной культуры средствами:
- Религиозной символики и церковных правил.
- Изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
- Литературного творчества.
- Музыкального искусства.
Соответственно с требованиями программы дети должны получить запас элементарных базовых знаний (представлений) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее простых формах и видах, в выразительности отдельных средств. Для этого следует развивать эмоциональный и логический компонент восприятия. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием: умением видеть (изображение) и слышать (музыку), поскольку нельзя осознать того, что не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы дети получили яркое эстетическое впечатление. Но затем это же содержание (эпизод содержания темы) он использует для того, чтобы развить нравственное чувство сопереживания изучаемому эпизоду, и на этой основе научить детей понимать содержание и язык (форму) православной культуры как нерасторжимое единство.
Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты православной культуры в структуре процесса учебного познания, является применением на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый на уроке литературный и музыкально-изобразительный ряд, «открывать» в нем для себя новое и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Она предполагает развитие умений ребенка смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), то есть способностью эстетического восприятия. Но к такому уровню восприятия ребенка следует подвести, опираясь на имеющиеся у него личные возможности. Так как предмет «Православная культура» связан с образовательными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», программа, не дублируя, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка способна откликнуться (сопережить) отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития нравственных и эстетических чувств.
Интегрированная тема программы второго года обучения выводит детей на новый уровень знакомства с православной культурой, определяя новый аспект ее изучения: «Радостный мир православной культуры вокруг нас». Ее разработка углубляет раскрытие смысла православной культуры как феномена, в котором отражаются категории, понятия, духовные состояния пасхальной радости и аскетики, понимания жизни, как чередования радостей (праздников) и скорбей. Содержание программы позволяет раскрыть для детей радость и смысл православных праздников, обычаев, правил жизни, определенных Богом, покаяния и прощения, радость православной веры, утвержденной жизнью христианских святых. Показать отражение радостного христианского мировосприятия в произведениях православной иконописи, церковных песнопениях, особенностях храмового зодчества.
В соответствии со специфическими компонентами содержания предмета «Православная культура» (духовным, нравственным, эстетическим) в программе второго года обучения углубляются выделенные в программе первого года обучения направления ее постижения:
- Православная культура, как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает умение школьника понимать смысл, вложенный Создателем в правила поведения, установленные Им для человека; способность узнать доброе в поступках святых, собственных поступках и окружающих его людей и определять свое эмоциональное отношение к нему как радость. В программе первого года было дано разделение нравственных понятий как отражающих содержание абсолютных положительных и отрицательных моральных норм. В программе второго года обучения на доступных для детей примерах показана их взаимосвязанность, источники происхождения, необходимость и возможность своего духовно-нравственного развития.
- Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках, позволяющую увидеть взаимосвязь между формами отраженной православными мастерами красоты и духовным состоянием радостного предстояния перед Творцом (в изображениях, украшениях, зодчестве православных храмов, в написании буквиц церковнославянского языка, рисовании орнамента, в сочинении сказок и стихов и т.п.).
- Православная культура как способ выражения осваивается посредством изучения языка православного искусства. На втором году обучения начинается знакомство детей с языком православной культуры: со средствами раскрытия духовно-нравственного содержания. В произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры, они учатся замечать и различать их основные компоненты: цвета, линии, форму, объем, пространство, композицию. В произведениях религиозного музыкального искусства - жанр, интонацию. В произведениях религиозного литературного творчества изучают язык и понятия текстов Священного Писания и богослужения.
Материал программы второго года обучения включает компоненты всех трех направлений и изучается на разных уровнях сложности в соответствии с возможностями школьников. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентаций и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В этом возрасте ведущими ценностями для ребенка являются семья, любовь. Поэтому в качестве базовых понятий второго года обучения определяются такие, как Бог-Творец, радость. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержательных линий, состав которых определен в Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».
На втором году обучения начинается знакомство детей с церковнославянской азбукой. Она осваивается в контексте общей содержательной структуры программы как раскрытие основных базовых понятий урока. Ведущей задачей каждого урока является выделение самых главных церковнославянских слов, раскрывающих содержание православной культурной традиции в контексте данной темы. Полученные знания закрепляются в формах творческих работ, позволяющих детям сопережить радость творческой деятельности в области православной культуры на доступном для них уровне. Это способствует формированию способностей нравственно-эстетического отношения к явлениям православной культуры.
Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения – размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора и др.
Тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 четверть | ||||
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник) – 8 часов | ||||
1 | 1 | Красота и радость в жизни людей. | 1 | |
2 | 2 | Буквица славянская. История славянской азбуки. | 1 | |
3 | 3 | Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 | |
4 | 4 | Православный храм – дом Божий. | 1 | |
5 | 5 | О чем рассказывают иконы. | 1 | |
6 | 6 | Радостный мир православной иконы. | 1 | |
7 | 7 | Скорби и торжество в православной иконе. | 1 | |
8 | 8 | Повторение. | 1 | |
2 четверть | ||||
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека – 8 часов | ||||
9 | 1 | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | |
10 | 2 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 1 | |
11 | 3 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 1 | |
12 | 4 | Синайское законодательство. | 1 | |
13 | 5 | История царя Давида. Псалтырь. | 1 | |
14 | 6 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | |
15 | 7 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме. | 1 | |
16 | 8 | Продолжение темы. | 1 | |
3 четверть | ||||
Радость православной веры – 10 часов | ||||
17 | 1 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | |
18 | 2 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | |
19 | 3 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 | |
20 | 4 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются». | 1 | |
21 | 5 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 | |
22 | 6 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | 1 | |
23 | 7 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | 1 | |
24 | 8 | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | |
25 | 9 | «Небесное веселье». Христианские мученики. | 1 | |
26 | 10 | Радости православной веры. | 1 | |
4 четверть | ||||
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? – 8 часов | ||||
27 | 1 | О чем рассказывают создатели православной культуры? | 1 | |
28 | 2 | Благовестие спасения. | 1 | |
29 | 3 | Воля Божия и воля человеческая. | 1 | |
30 | 4 | Радость праведных. | 1 | |
31 | 5 | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 1 | |
32 | 6 | Защита веры. Святые люди. | 1 | |
33 | 7 | Доброта и милосердие христианина. | 1 | |
34 | 8 | Какой он, христианин. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...