Рабочая программа ОПК 1 класс
рабочая программа (1 класс)

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования,  науки от 27 апреля 2015г.  №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

346054 Ростовская область, Тарасовский район, с. Дячкино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дячкинская средняя общеобразовательная школа

                                                «Утверждаю»                                                      Директор МБОУ Дячкинская СОШ

 Приказ от        .     .18  №                                               _________________Курочкин А.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование   1 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов    1 час в неделю, всего 33  часа

Учитель Афанасьева Наталья Николаевна

(ФИО)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования,  науки от 27 апреля 2015г.  №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях»,

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии

                                              Срок реализации 2018-2019 уч год

Пояснительная записка

Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать  способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Программа является  концептуальной и методической основой деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, предусматривает  формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй.

Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Цели и задачи учебного предмета «Православная культура»

Общие задачи обучения и воспитания:

  • Передача современным школьникам знаний в области православной культурой традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
  • Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости и дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными

вехами и важнейшими событиями родной истории;

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и

долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Программа учебного предмета «Православная культура» для 1-го года обучения

В программе 1-го года обучения закладываются основы религиозно-эстетического воспитания и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуются и педагогически интерпретируются рекомендуемой содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1. Связь традиций православной культуры с жизнью современног человека.

2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного года:

  • Актуализация знаний в области православной культурой традиции для современных школьников.
  • Развитие образно-ассоциативного  восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном аспекте.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образов православной культуры.
  • Формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.

Такой подход дает больше возможности для духовно нравственного и эстетического восприятия учащихся.

Примерное тематическое планирование

Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас».

Темы четвертей:

I – «Красота Божиего мира: наблюдаем слушаем размышляем».

II – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».

III – «Праздники радости».

IV – «Пасха: цвета и звуки весны».

Четверть

Тема урока

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

I

  1. Красота в окружающем мире.

  1. Поиск красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

  1. Бог – творец красивого мира.

  1. Сотворение человека.

  1. Правила жизни, данные людям.
  2. Как изобразить доброе и красивое?
  3. Повторение. Региональный компонент.

Беседа: О летних впечатлениях.

Рисование: Что красивого я видел летом.

Слушание музыки

Творческая работа: Сочинение сказки на тему «Что я вижу?»

Беседа: Что красивого яты увидел и изобразил?

Рассказ: О целесообразности мироустроения, проявляющейся в красоте форм окружающего мира.

Творческая работа: Загадки о природных явлениях: «Цвет и настроение», «Чей это голос?».

Беседа: О разнообразии красивых детских рисунков.

Рассказ: Христианская картина сотворения мира. Христиане размышляют о Боге – Создателе красивого мира; Его непостижимость; отражение свойств Божиих в Его творении.

Рассказ: Сотворение человека.

Рисование: Жизнь в раю.

Слушание музыки.

Рассказ: Библейская история о правилах, данных Богом первым людям.

Слушание музыки.

Рассказ: Как зло появилось вмире? Ангелы. Доброе и злое в окружающем мире.

Рисование: Добро и зло в цвете.

1

2

1

1

1

1

1

II

  1. Как люди покинули рай

  1. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

  1. Добрые и злые люди.

  1. За что были наказаны люди.

  1. Как Бог простил людей. В ожидании праздника.
  2. Повторение. Региональный компонент.

Рассказ: Как жили первые люди в Раю? Показ иллюстраций.

Беседа: Непослушание – грусть.

Рисование , разгадывание загадок по иллюстрациям.

Рассказ: Каин и Авель. Творческая работа: Рисование на тему «Добрые и злые»

Обсуждение и повторение. Слушание музыки. Рисование радуги.

Повторение. Читаем, рисуем.

2

1

1

2

2

III

  1. Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова.
  2. Зимние радости Святки.

  1. Праздник Крещения.

  1. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

  1. Праздник для защитника Отечества.

  1. Радости Масленицы. Прощенное воскресенье.
  2. Как люди предали Христа.
  3. Повторение.

Рассказ: Рождество. Сочинение рождественских колядок, стихов, рисование, поделки.

Рассказ: О святых днях. Творческая работа: Рисуем Рождество, картинки зимы.

Рассказ: Крещение Господне. Рисование на тему «Крещенский мороз»

Рассказ: Имя человека. Святой покровитель. Детство отрока Варфоломея.

Рассказ: Жертвенная любовь. Авраам и Исаак. Святой князь Александр Невский. Плакат «День Ангела»

Творческая работа: Игрушка «масленица»

Рассказ: Великий Пост.

2

1

1

1

1

1

2

1

IV

  1. Весенние радости.

  1. В ожидании праздника.

  1. Какого цвета праздник Пасхи?
  2. Праздник Дня Победы.

  1. Родословие моей семьи.

  1. Мои обязанности.
  2. Региональный компонент. Экскурсия в храм, экскурсия в музей.

Рассказ: О смысле праздника. О праздничных обычаях. Аппликации. Открытки.

Творческая работа: Птицы. Рассказ: Страсти Христовы.

Рассказ: Воскресение Христово. Рисование на тему: Пасха красная

Рассказ: Радоница. Что это означает? Преподобный Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

Рассказ: О христианском понятии семьи. Как рождается Семья? Творческая работа: Родословное дерево семьи.

Творческая работа: Мое родословное дерево. Рассказ: Обязанности человека.

1

1

1

1

1

1

2

Учебно-методическая литература

  1. Шевченко Л.Л. «Православная культура» Методическое пособие для учителя 1-й год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  2. Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  3. Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Учебник для 1 года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» «Православная культура» 1–й год обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...