Рабочая программа ОПК 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_1.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
346054 Ростовская область, Тарасовский район, с. Дячкино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дячкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Дячкинская СОШ
Приказ от . .18 № _________________Курочкин А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование 1 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 1 час в неделю, всего 33 часа
Учитель Афанасьева Наталья Николаевна
(ФИО)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях»,
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии
Срок реализации 2018-2019 уч год
Пояснительная записка
Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.
Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа является концептуальной и методической основой деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, предусматривает формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй.
Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Цели и задачи учебного предмета «Православная культура»
Общие задачи обучения и воспитания:
- Передача современным школьникам знаний в области православной культурой традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
- Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости и дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными
вехами и важнейшими событиями родной истории;
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и
долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Программа учебного предмета «Православная культура» для 1-го года обучения
В программе 1-го года обучения закладываются основы религиозно-эстетического воспитания и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуются и педагогически интерпретируются рекомендуемой содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
1. Связь традиций православной культуры с жизнью современног человека.
2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.
В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного года:
- Актуализация знаний в области православной культурой традиции для современных школьников.
- Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном аспекте.
- Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образов православной культуры.
- Формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.
Такой подход дает больше возможности для духовно нравственного и эстетического восприятия учащихся.
Примерное тематическое планирование
Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас».
Темы четвертей:
I – «Красота Божиего мира: наблюдаем слушаем размышляем».
II – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».
III – «Праздники радости».
IV – «Пасха: цвета и звуки весны».
Четверть | Тема урока | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
I |
| Беседа: О летних впечатлениях. Рисование: Что красивого я видел летом. Слушание музыки Творческая работа: Сочинение сказки на тему «Что я вижу?» Беседа: Что красивого яты увидел и изобразил? Рассказ: О целесообразности мироустроения, проявляющейся в красоте форм окружающего мира. Творческая работа: Загадки о природных явлениях: «Цвет и настроение», «Чей это голос?». Беседа: О разнообразии красивых детских рисунков. Рассказ: Христианская картина сотворения мира. Христиане размышляют о Боге – Создателе красивого мира; Его непостижимость; отражение свойств Божиих в Его творении. Рассказ: Сотворение человека. Рисование: Жизнь в раю. Слушание музыки. Рассказ: Библейская история о правилах, данных Богом первым людям. Слушание музыки. Рассказ: Как зло появилось вмире? Ангелы. Доброе и злое в окружающем мире. Рисование: Добро и зло в цвете. | 1 2 1 1 1 1 1 | |
II |
| Рассказ: Как жили первые люди в Раю? Показ иллюстраций. Беседа: Непослушание – грусть. Рисование , разгадывание загадок по иллюстрациям. Рассказ: Каин и Авель. Творческая работа: Рисование на тему «Добрые и злые» Обсуждение и повторение. Слушание музыки. Рисование радуги. Повторение. Читаем, рисуем. | 2 1 1 2 2 | |
III |
| Рассказ: Рождество. Сочинение рождественских колядок, стихов, рисование, поделки. Рассказ: О святых днях. Творческая работа: Рисуем Рождество, картинки зимы. Рассказ: Крещение Господне. Рисование на тему «Крещенский мороз» Рассказ: Имя человека. Святой покровитель. Детство отрока Варфоломея. Рассказ: Жертвенная любовь. Авраам и Исаак. Святой князь Александр Невский. Плакат «День Ангела» Творческая работа: Игрушка «масленица» Рассказ: Великий Пост. | 2 1 1 1 1 1 2 1 | |
IV |
| Рассказ: О смысле праздника. О праздничных обычаях. Аппликации. Открытки. Творческая работа: Птицы. Рассказ: Страсти Христовы. Рассказ: Воскресение Христово. Рисование на тему: Пасха красная Рассказ: Радоница. Что это означает? Преподобный Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Рассказ: О христианском понятии семьи. Как рождается Семья? Творческая работа: Родословное дерево семьи. Творческая работа: Мое родословное дерево. Рассказ: Обязанности человека. | 1 1 1 1 1 1 2 |
Учебно-методическая литература
- Шевченко Л.Л. «Православная культура» Методическое пособие для учителя 1-й год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
- Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
- Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Учебник для 1 года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» «Православная культура» 1–й год обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...