Окружная интернет-конференция
статья (3 класс)
Окружная интернет-конференция «Десятилетие детства» (статья)
«Ранняя профориентация – билет в будущее»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._internet-konferentsiya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружная интернет-конференция «Десятилетие детства» (статья)
«Ранняя профориентация – билет в будущее»
Бойкова Елена Викторовна
Профессиональное и жизненное самоопределение: «Ранняя профориентация – билет в будущее»
ГБОУ СОШ с. Красный Яр, учитель начальных классов boikova.elena257@ya.ru
В современных условиях профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии – основа будущей карьеры.
Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на её возможности для самореализации личности в окружающем мире. И чем раньше начнётся профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать личностный рост индивида. Поэтому, с первого класса необходимо воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий, формировать в ребёнке ценностные представления и качества, которые позволят им социализироваться в обществе. Перед обучающимися начальных классов ещё не стоит проблема выбора профессии. Но данный возраст является подготовительным этапом, основой по формированию интереса и воспитания культуры профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
Первичное знакомство с миром профессий ученики начальной школы получают через содержание предметов учебного плана.
Урок – основная организационная форма образовательного процесса, а профессиональная ориентация – составная часть этого процесса. Одним из важнейших аспектов прфориентационной работы является профпросвещение. Профпросвещение на уроках осуществляется путём беседы, рассказа, использования литературных источников.
- Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.
На уроках русского языка, литературы и технологии использую пословицы о труде: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит.
При изучении словарных слов использую загадки о профессиях. Через произведения авторов учащиеся узнают о разных профессиях. Например, на уроках литературного чтения знакомятся с профессией рабака («Сказка о рыбаке и
рыбке»), с профессиями – лётчика, художника («Маленький принц») и т.д. На уроках окружающего мира знакомятся с профессиями работников почты, торговли, сельского хозяйства, промышленности. На уроках технологии воспитываю старательность, аккуратность и потребность ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).
- Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, викторины, проекты.
Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.
На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».
Мои ученики побывали в пожарной части, где узнали много интересного о профессиях пожарного, диспетчера пожарной службы. С профессией флориста учащиеся познакомились в магазине «Цветы». Посетив «Галилео», узнали о профессиях учёного, экскурсовода. Ездили в театр оперы и балета, где узнали о профессиях актёра, балейтместера и т.д. На экскурсиях дети знакомятся с современным производством, техникой, приборами, трудом людей разных профессий.
Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах регионального и окружного уровней: «Календарь профессиональных праздников», «Безопасный труд в моём представлении» и всё больше знакомятся с разными профессиями.
Рассказываю о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно: школьная медсестра, повар, учитель, вахтёр, гардеробщица, уборщица. В начальной школе организую встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.
На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. В будущем школьники мечтают стать врачами, учителями, воспитателями, полицейскими, военными, ветеринарами, конструкторами, директорами.
- Профориентационная работа с родителями обучающихся
В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.
Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.
Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. Только совместно с родителями можно углубить профориентационную работу.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:
- собирать информацию о профессиях,
- наблюдать за трудом взрослых в жизни,
- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,
- пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать
- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. Если профориентационная работа ведётся с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Таким образом, грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе – это билет в будущее.
Литература:
Алёнкина О.А. Классные часы по профориентации школьников М: Планета, 2012.
Климов Е.А. «Как выбирать профессию» М: Просвещение, 2004.
Исаев И.Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учебное пособие / И.Ф. Исаев, В.Н. Корманова. Белгород, 2006.
Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников. В.Н. Кормакова. «Начальная школа» № 7, 2009.
Симоненко В. Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» М: Просвещение 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."
Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...
Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра"
Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра", статья "Интеллектуальное воспитание школьника в учебно-воспитательной деятельности"...
защита педагогического проекта на интернет-конференции
сертификат участника региональной конференции "Профессиональный стандарт педагога" (за представление опыта работы)...
Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ в образовании" Применение ИКТ в начальной школе
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на ...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Секция «Естественные науки» Тема « Плесень: наш друг или враг?»
VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Сек...
VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Секция «Естественные науки» Тема « Плесень: наш друг или враг?» Автор: Хохлов
VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Сек...