Интеллектуальный марафон
методическая разработка (4 класс)
Тема: Интеллектуальный марафон
Цель: развитие интереса к предметам математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, предоставление учащимся возможности неординарно мыслить, создание ситуации успеха.
Задачи:
- побуждать учащихся к улучшению учебных результатов;
- стимулировать всестороннее развитие учащихся;
- формировать активную жизненную позицию.
Возраст: 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухаметшина Тензиле Рамиловна, учитель начальных классов МБОУ «Чичканская ООШ» Комсомольского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района
Интеллектуальный марафон
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Наума Грамотника
4 класс, УМК любой
Автор-составитель:
Мухаметшина Тензиле Рамиловна,
учитель начальных классов
Тема: Интеллектуальный марафон
Цель: развитие интереса к предметам математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, предоставление учащимся возможности неординарно мыслить, создание ситуации успеха.
Задачи:
- побуждать учащихся к улучшению учебных результатов;
- стимулировать всестороннее развитие учащихся;
- формировать активную жизненную позицию.
Возраст: 4 класс
Оборудование: медали для награждения
Правила игры:
Все ответы игроки пишут на листочках.
Начинает играть весь класс. После отборочного тура остаётся 8 человек, набравших наибольшее количество баллов.
Оставшимся играющим нужно пройти 5 туров и ответить на вопросы. После каждого тура подводится итог и игрок, набравший наименьшее количество баллов выбывает и садится к зрителям.
Во время подведения итогов проводится игра со зрителями и зритель, ответивший правильно на вопрос, получает жетон.
Ход игры:
Ведущий:
14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дъячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами.
В честь это праздника мы с вами, ребята, проведём интеллектуальный марафон.
Что же такое интеллектуальный марафон? Из Толкового словаря С. И. Ожегова следует, что интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало у человека, а марафон – спортивные гонки на самой длинной дистанции. Следовательно, интеллектуальный марафон – это соревнование мыслительных способностей, пусть пока на небольшую, но очень важную для вас дистанцию.
Отборочный тур
Дети записывают ответы на листочках. Затем ведущий называет правильные ответы и количество баллов, за каждый правильный ответ. В игре после этого остаются только 8 человек, которые набрали наибольшее количество баллов. Все остальные становятся зрителями.
- Замени фразеологический оборот, одним словом.
- В час по чайной ложке (медленно – 1 балл)
- Надуть губы (обидеться – 1 балл)
- Намозолить глаза (надоесть – 1 балл)
- Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? (Я – 1 балл)
- Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 5 10 14 1. Напиши имя мальчика. (Дима – 2 балла)
- Соня доходит от дома до школы за 12 минут, а её брат Алёша добегает до школы и обратно без остановки за 8 минут. Во сколько раз скорость Алёши больше, чем скорость Сони? (Алёша до школы тратит 4 минуты. Значит, скорость Алёши в 3 раза больше скорости Сони: 12 : 4 = 3 – 2 балла)
- Группа учеников состоит из 18 человек. Они учатся говорить по-французски и по-немецки: 13 человек учат немецкий язык, 9 человек – французский. Сколько человек учат два языка: немецкий и французский? 4 человека – 2 балла)
- Ледники на земле занимают седьмую часть суши, а горы – четвёртую. Что занимает большую площадь? (Горы – 2 балла)
- Моря, какого из океанов не омывают берега России? (Индийского океана – 2 балла)
- Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? (В тундре – 2 балла)
- Почему капусту так назвали? (Слово «капуста» произошло от латинского слова «капут» - голова. Именно за сходство с человеческой головой капуста и получила своё название – 2 балла)
- Один богатый купец собрался в поездку по свои торговым делам. Какой подарок попросила для себя младшая дочка? (Аленький цветочек. «Аленький цветочек» С. Аксакова – 1 балл)
- Почему А. Толстой назвал своего главного героя Буратино? Что означает это слово? («Буратино» в переводе с итальянского означает «Деревянная кукла» - 1 балл)
- В какой сказке девица говорит «А такая в том нужда, что не выйду никогда за дурного, за седого, за беззубого такого»? Напиши автора. («Конёк-Горбунок АП. П. Ершова – 2 балла)
1 тур. Математика
- Запиши число 111 четырьмя двойками. (222:2=111 – 1 балл)
- Какое число надо взять слагаемыми два раза, чтобы получить число 260. (130 – 1 балл)
- В вазу с красными розами поставили 14 ж1лтых роз. Потом взяли половину всех роз, после чего в вазе осталось 17 роз. Сколько красных роз было в вазе сначала? 20 красных роз – 1 балл)
- Сколько разных цифр в записи числа 550.011? (3 цифры – 1 балл)
- Это число от 1 до 8, но не 1 и не 5. Кроме того, оно нечётное и не делится на 3. Что это за число? (это число 7 – 1 балл)
Жюри подводят итог, а ведущий проводит игру со зрителями.
Игра со зрителями
Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.
- Назовите самого главного бога в римской мифологии (Юпитер)
- Назовите самую близкую к Земле звезду (Солнце)
- Назовите самую бегающую птицу (Страус)
- Назовите вид спорта, в котором самый лёгкий мяч (Теннис)
- Назовите первую женщину-космонавта (В. Н. Николаева – Терешкова)
2 тур. Русский язык
- Разгадай анаграмму.
Я – дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос – 1 балл)
- Напиши имена существительные: доктор, директор, шофёр во множественном числе. (Доктора, директора, шофёры – 3 балла)
- Отгадай слово. Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода». (расписка – 1 балл)
- Какими частями речи может быть слово «уж»? (Именем существительным и наречием – 2 балла)
- Составь сложные слова из данных словосочетаний: 7 лет, 2 горба, 11 классов. (Семилетний, двугорбый, одиннадцатиклассник – 3 балла)
Игра со зрителями
Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.
- Назови самый большой оптический прибор (телескоп)
- Назовите домашнее животное, считающееся самым упрямым (Осёл)
- Назовите самую маленькую птицу (Колибри, менее 2х граммов)
- Назовите самого известного русского баснописца (И. А. Крылов)
- Назовите самую крупную ягоду (Тыква)
3 тур. Литературное чтение
- Литературный герой, друга которого звали Пятница (Робинзон Крузо – 1 балл)
- В какой сказке девочку увозят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко» - 1 балл)
- Из какой сказки эти предметы – глиняный горшочек, птица и роза? («Свинопас» Г.-Х. Андерсена – 1 балл)
- С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха? (Гусли – 1 балл)
- Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» - 2 балла)
Игра со зрителями
Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.
- Назовите самый известный литературный псевдоним писателя Аркадия Голикова (Гайдар)
- Назовите самое глубокое озеро (Байкал)
- Назовите животное с самыми большими ушами (Слон)
- Назовите самое крупное животное, ложащееся на зиму спать (Медведь)
- Назовите самый распространенный в мире вид спорта (Бег)
4 тур. Окружающий мир
- Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым? (Бабочка – 1 балл)
- Как называется воображаемая линия, которая делит земной шар на северные и южные полушария? (Экватор – 1 балл)
- Какой континент не имеет рек? (Антарктида – 2 балла)
- О каком животном пишет Н. Сладков? Живёт во льдах диковинный заяц: н беленький и не серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги коротенькие, и любит заяц не свежую травку, а … свежую рыбку … (Тюлень – 2 балла)
- Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом? (Нефть – 1 балл)
Игра со зрителями
Зритель, который правильно ответил на вопрос, получает жетон.
- Назовите самое крупное из сегодня обитающих на земле пресмыкающихся (Крокодил)
- Назовите птицу – обладателя самого большого клюва (Пеликан)
- Назовите самую ядовитую змею (Кобра)
- Назовите самое высокое млекопитающее животное (Жираф)
- Назовите самую популярную в мире русскую игрушку (Матрёшка)
5 тур. История и обществознание
- Именно эта страна три тысячи лет назад подарила миру олимпийские игры (Древняя Греция – 1 балл)
- Что произошло в России 12 апреля 1961 года? (Первый космический полёт с человеком на борту – 1 балл)
- Назови три символа любого государства (Герб, гимн, флаг – 3 балла)
- Как называлась первая в нашей стране учебная книга, напечатанная типографским способом русским первопечатником Иваном Фёдоровым? («Азбука» - 1 балл)
- Как называют науку, изучающую прошлое человечества? (История – 1 балл)
Подведение итогов среди зрителей. Кто больше получил жетонов (одинаковое количество тоже считается).
Подведение итогов среди игроков. Кто больше набрал баллов (одинаковое количество тоже считается).
Награждение победителей.
Используемые источники:
Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006, 368 с. (Мозаика детского отдыха)
Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005, 192 с. (Здравствуй, школа!)
Максимова Т. Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Мастерская учителя)
Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. М.: Глобус, 2009, 367 с. (Классное руководство)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру
Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....
Интеллектуальный марафон "Эрудит"
Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....
Интеллектуальный марафон 1 класс
Список вопросов и ответов 1 тура "Интеллектуального марафона" в 1 классе...
Материалы для проведения интеллектуального марафона
Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру....
Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.
Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены основные дисциплины...
Интеллектуальный марафон
Интеллектуальный марафон представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, в которой проверяется не только мастерство, но и выносливость.Цели проведения марафона след...

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"
Родительское собрание рекомендовано для проведения в 4 классе...