Интеллектуальный марафон
олимпиадные задания по окружающему миру (4 класс) по теме

 Интеллектуальный марафон  представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, в которой проверяется не только мастерство, но и выносливость.

Цели проведения марафона следующие:

• формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера;

• формирование у учащихся стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека;

• формирование, у учащихся реальной самооценки своих умственных способностей и стремления к их совершенствованию;

• развитие положительной учебной мотивации;

• формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКИЙ МЕДИАРОЕКТ:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ИГРА

 С ЗАНИМАТЕЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»

Разработана учителем

начальных классов

МОУ Лицея №7

Семеновой В.П

Основные цели и задачи:

  • выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей;
  • создание условий для применения детьми собственных знаний и умений;
  • демонстрация интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей детей младшего школьного возраста;
  • поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации для детей 2 – 4 классов;
  • разностороннее и гармоничное развитие интеллектуальных способностей учащихся
  • развитие логического мышления, любознательности;
  • формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности;
  • воспитание культуры поведения, уважительного отношения друг к другу.

Предварительная работа: За несколько дней до игры формируются пять команд по шесть человек. Они придумывают названия командам, приветствия. Для конкурса родителей учащиеся готовят новые презентации по пройденным темам и дополняют уже показанные ранее.

Оборудование: мультимедиа – проектор, экран, проектор, презентация, карточки.


ИНТЕЛЛЕКТ – отражение разума.

ИНТЕЛЛЕКТ  - это то, что всегда при себе.

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА – степень совершенства разума.

РАЗУМ – проявляемое состояние рассудочной деятельности.

ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА – число, показывающее способность разума совершенствоваться (не путать с IQ).

Дорогие друзья! Я приветствую вас на познавательно-развлекательной игре «Интеллектуальный марафон». Это игра, в которой примут участие дети и родители. Мы будем соревноваться в остроумии, эрудиции, смекалке.

Такие игры расширяют кругозор, развивают логическое мышление, воспитывают активность, инициативу, ответственность за свои действия, умение быть одной командой, а также умение не только побеждать, но и проигрывать.

Правила проведения.

Игра состоит из трех раундов.

I раунд – разминка.

II раунд– «Ума палата».

III раунд – викторина «Что это?» для родителей.

I раунд. Разминка.

Каждой группе задаются вопросы. Задача детей  - правильно ответить на наибольшее количество за одну минуту.

Вопросы для первой команды.

  1. Что портится быстрее всего? (Настроение).
  2. Какое крыло без перьев? (Самолетное).
  3. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-МЫ).
  4. Чем заканчивается день и ночь? (ь).
  5. Место добычи и разработки полезных ископаемых? (Прииск).
  6. Какая часть языка чувствует сладкое? (Кончик).
  7. Что означает «душа в пятки ушла»? (Испугаться).
  8. Какая деталь одежды заменяла римлянам вилку? (Перчатки)
  9. Подруга дней моих суровых. (Няня Пушкина Арина Родионовна).
  10. Из древесины какого дерева делают пианино? (Ель)
  11. Как называется лес, в котором растут одни дубы? (Дубрава)
  12. Как называется такое явление, как притяжение Земли? (Гравитация).
  13. Как называется рубеж государства? (Государственная граница).
  14. Сколько материков на земном шаре? (Шесть).
  15. Кто такой лесничий? (Лесничий растит лес).
  16. «Командир» нашего организма. (Головной мозг).
  17. Самый маленький кровеносный сосуд? (Капилляр).
  18. Что означает «нос повесить»? (Расстроиться).

Вопросы для второй команды.

  1. Почему собака лает? (Не умеет говорить).
  2. У какого слона нет хобота? (У шахматного).
  3. Что означает «бить баклуши»? (Бездельничать).
  4. Второе название Покровского Собора. (Собор Василия Блаженного)
  5. Часть слова без окончания. (Основа).
  6. Что есть у слонов и больше ни у каких животных? (Хобот).
  7. Кто такой Айвазовский? (Художник).
  8. Самая высокая правительственная награда. (Орден).
  9. Кто автор рассказа «Чук и Гек»? (А. Гайдар)
  10. Назовите главное свойство почвы. (Плодородие).
  11. Какой природный материал используется для приготовления пластилина? (Глина)
  12. Что означает «сидеть на чужой шее»? (Бездельничать)
  13. Чем питаются моллюски? (Планктоном)
  14. Для процесса горения необходимы три условия: наличие кислорода, определенная температура. Назовите третий компонент. (Топливо)
  15. Рукописная книга, в которой описываются события за год. (Летопись).
  16. Длина, умноженная на ширину. (Площадь).
  17. Какая самая высокая трава? (Бамбук).
  18. Кто обещал старику исполнить любое его желание? (Золотая рыбка)

Вопросы для третьей команды.

  1. Где хранится смерть страшного долгожителя? (В игле).
  2. Сколько звуков в слове лью? (Три).
  3. Самая маленькая птичка. (Колибри).
  4. Что ест жаба зимой? (Ничего, она спит).
  5. Сколько разбойников противостояло Али-Бабе? (40)
  6. Назовите самую большую реку Америки. (Миссисипи).
  7. В чем измеряется вес драгоценного камня? (В каратах).
  8. Где живет Дед Мороз? (Родина Деда Мороза – Великий Устюг).
  9. Назовите кличку пуделя Мальвины. (Артемон).
  10. Как получают изюм? (Высушивают виноград).
  11. Что означает «лопнуть с досады»? (Обидеться).
  12. Зачем змея показывает язык? (Ощупывает воздух, ищет добычу)
  13. Почему мухи потирают лапкой о лапку? (Чистят лапки от налипшего мусора)
  14. Линия без начала  и конца. (Прямая)
  15. Что означает «ломать голову»? (Думать).
  16. Выпуклое изображение на плоской стене. (Рельеф)
  17. Прямая, ограниченная с одной стороны. (Луч)
  18. Волшебный «компас» из русских народных сказок. (Клубок)

Вопросы для четвертой команды.

  1. Чьи строки: «Гаснет вечер, даль синеет…»? (Бунин).
  2. Паук – насекомое? (Нет).
  3. Картины из цветного стекла или из цветного камня. (Мозаика)
  4. Назовите столицу Италии. (Рим).
  5. Как называется напиток богов и насекомых? (Нектар).
  6. Самое большое двузначное число? (99).
  7. Часть речи, отвечающая на вопрос «Какая»? (Прилагательное).
  8. Что означает «знать назубок»? (Наизусть)
  9. Человеческая длина. (Рост).
  10. Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь? (От недостатка кислорода или от яркого солнца).
  11. Что теплее: 3 рубашки или рубашка тройной толщины? (3 рубашки. Чем больше воздуха между рубашками, тем толще воздушное платье).
  12. Какой инструмент считается королевой оркестра? (Скрипка)
  13. Что означает «ловить ворон»? (Отвлекаться).
  14. 17+99=? (111)
  15. «Насос» нашего организма. (Сердце)
  16. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой).
  17. Сколько звуков в слове «ель»? (3)
  18. Что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега в виде лука).

Вопросы для пятой команды

  1. Прямая, ограниченная с двух сторон. (Отрезок).
  2. Что означает «зарубить на носу»? (Запомнить).
  3. 48+56=? (104).
  4. Что скатали старик со старухой из вешнего снега? (Снегурочку).
  5. Где текут реки без воды? (На географической карте)
  6. Зачем страус прячет голову в песок? (Ждет, когда погибнут или сбегут с головы паразиты. Потом он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, т.е. принимает «песочные ванны»).
  7. Что такое нефть? (Полезное ископаемое)
  8. Какой снег тает быстрее: грязный или чистый? (Грязный).
  9. 75+88=? (163).
  10.  Что означает «задать стрекача»? (Убежать)
  11. Какая птица не летает? (Пингвин)
  12. Роспись стен храма по сырой штукатурке. (Фреска)
  13. У кого из насекомых ухо на ноге? (У кузнечика).
  14. Какой знаменитый богатырь 30 лет лежал на печи? (Илья-Муромец)
  15. Что за трава, которую и слепые знают. (Крапива).
  16. Дедушка, который спас «команду косую»? (Мазай)
  17. Какой колокольчик не звенит. (Цветок).
  18. Искусство красиво говорить. (Риторика)

Музыкальная пауза

II раунд. Ума палата.

  1. Природе необходимо такое «одеяло».
  • О чем идет речь? ( О снеге).
  • Почему холодный снег может служить «одеялом»? (В снежном покрывале  много воздуха, который и не дает земле промерзнуть).
  1. Обычно переход от лета к осени происходит постепенно. Часто в начале осени в течение нескольких дней, а иногда и двух-трех недель, стоит теплая сухая погода.
  • Как назвали в народе это потепление? (Бабье лето).
  • Почему оно происходит? (Ученые объясняют это тем, что устанавливается высокое давление, а оно является причиной сухой и теплой погоды)
  1. «Самум» - что это? (Ядовитые песчаные бури).
  2. Вреден ли мох для деревьев? (Нет, деревьям нравится расти во влажной, благодаря мхам, почве).
  3. Какому морскому самоцвету обязано электричество своим названием? (Янтарь по-гречески – электрон. При трении он приобретает особый заряд, который называется электричеством).
  4. Есть выражение «вода- разрушитель». Может ли быть:
  • Вода – хороший строитель? (В пещерах часто встречаются каменные колонны, арки, сталагмиты, сталактиты).
  • Вода – художник? (Рельеф, узоры на окнах).
  1. Как лечат себя деревья? (Залечивают ранки смолой. Если отломился кусочек коры или ветки, дерево начинает «плакать». Смола покрывает поврежденный участок тонкой пленкой, поэтому ни один вредитель не может проникнуть в ствол дерева).
  2. Емкость этого «прибора» - примерно 100млрд бит и может содержать информацию в 500 раз больше, чем вся британская энциклопедия. Очень многие имеют к нему доступ, но не все правильно используют. Что это за «прибор»?  (Головной мозг).
  3. Во время опасности некоторые животные стараются показать, что они размерами больше для того, чтобы напугать противника. Для этого они поднимают шерсть. Предки человека, очевидно, пользовались этим приемом. Какой фразеологизм возник у нас в результате этого действия? («Волосы дыбом»).
  4. Назовите государство в городе. (Ватикан).
  5. Чем известны эти люди:
  • Ломоносов (ученый, поэт, математик, химик, физик).
  • Суворов (полководец).
  • Пушкин (поэт, писатель, литературный критик).
  • Гагарин (первый в мире космонавт).
  • Путин (премьер-министр России).
  • Репин (великий русский художник).
  1. Сочини стихотворение «Урок», используя слова:
  • Падежи
  • Подскажи
  • Изучаю
  • Скучаю
  • Не спешу
  • Пишу
  • Тетрадь
  • Пять

Хрусталева Наташа читает стихотворение «Молитва».

  1. К кому обращается автор? Что связано с рождением Христа? (к матери Иисуса Христа. С рождения начинается новое летоисчисление (наша эра)).

Музыкальная пауза

III раунд. Что это? (для родителей)

Показываются слайды из презентаций, составленных детьми, к ранее изученным темам разных школьных предметов.

Каждый слайд комментируется. Родители отвечают на вопрос «Что это?», а дети дополняют ответ родителей более подробной информацией.

Первый слайд.

Айсберг – крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсберга была впервые верно объяснена русским ученым Михаилом Ломоносовым. Т.к. плотность льда немного меньше плотности воды, то около 90% объема айсберга находится под водой.

Второй слайд.

Гейзер – источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности. Различают регулярные и нерегулярные гейзеры.

Третий слайд.

Снежинка – снежный или ледяной кристалл, звездчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звездочек или шестиугольных пластинок. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды – в результате образуются снежинки неправильной формы.

Четвертый слайд.

 Белая пустыня – относительно небольшой участок на востоке пустыни Сахара площадью примерно 300 кв. км., лежащий на дороге между двумя оазисами Бахария и Фарафра. Белая пустыня известно причудливыми карстовыми образованиями. Много лет назад здесь было дно океана, и белая порода – это останки морских микроорганизмов. За века ветер и пески превратили бывшее дно моря в подобие поверхности какой-то другой планеты. С 2002 года белая пустыня объявлена национальным парком Египта.

Пятый слайд. 

Бактерии – множество прокариотных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона. Бактерии, вызывающие болезни человека, используются как биологическое оружие. Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

Шестой слайд.

Вулкан Килауэа – самый молодой вулкан острова Гавайи, расположенный в южной его части. Это активный щитовой вулкан. Его высота 1247 метров над уровнем моря. Один из самых активных действующих вулканов на Земле. Последнее извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. 

Седьмой слайд.

Китайская стена – строительство первой стены началось в III веке до н.э. для защиты государства от набегов кочевников. Длина стены составляет 8851 км. 800 метров.

Восьмой слайд.

Эйфелева башня – самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Густава Эйфеля. Башня воздвигнута на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену. Высота вместе с новой антенной составляет 324 метра.

Музыкальная пауза

Ну, вот и закончился наш марафон.

 Был трудным и очень полезным он.

Мы многое сумели, мы многое узнали,

От пораженья своего мы ничего не потеряли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по окружающему миру

Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....

Интеллектуальный марафон "Эрудит"

Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....

Интеллектуальный марафон 1 класс

Список вопросов и ответов 1 тура  "Интеллектуального марафона" в 1 классе...

Материалы для проведения интеллектуального марафона

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру....

Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены  основные дисциплины...

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"

Родительское собрание рекомендовано для проведения в 4 классе...

Интеллектуальный марафон в начальных классах

Данный материал содержит занимательные вопросы по математике, русскому языку., литературному чтению и окружающему миру для учеников 1- 4 классов....