Конспект внекласного мероприятия " АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ"
план-конспект занятия (2 класс)

Разработка конспекта внеклассного мероприятия  в группе продлённого дня "Азбука вежливости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon da_azbuka_vezhlivosti.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия .

Тема  « Азбука вежливости»

2-3 класс.

Методические приёмы:

- игровые

- работа в группах

-здоровьесберегающие

   

                                                                                                   Подготовила:

                                            Воспитатель 2 класса  

                                                    Калакуцкая  Татьяна Константиновна

                                                       

                                                  2017 г.

Цели и задачи:

Познакомить с понятием «вежливость»; вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов; познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Оформление:

  • На стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
  • Выставка книг на тему вежливости.
  • Памятки для детей:                                                                                                         1.Правила вежливости.                                                                                 2. Правила вежливой беседы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученица 1.  

 Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Ведущая.

А теперь, ребята, давайте поговорим о вежливости. Как вы понимаете слово «вежливый»? (Дети высказываются.) Вот что по этому поводу сказал С.Я.Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы». Давайте послушаем.

Ученица 2.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей

И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчики, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил:

«спасибо» говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

Ведущая.

      Вежливый – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

      А теперь, давайте попробуем вспомнить проявления доброты и вежливости из своего жизненного опыта. (Дети высказываются). Молодцы! Как много примеров услышали мы о людской доброте и вежливости!

      А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

      А теперь мы послушаем частушки. В них ребята расскажут о своей жизни дома и в школе. (Выходят учащиеся 3 класса. Они исполняют частушки).

     

ЧАСТУШКИ

Заиграй-ка, балалайка, балалайка - три струны.

Запевайте, не зевайте, выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело, завертелась, как юла,

И под музыку запела про такие вот дела…

Тетя Сима попросила слазить Витю на чердак.

- Извините, тетя, Сима, я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната: «Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята, а то бабушки идут».

Говорит Валюше мать: «Убери свою кровать».

«Я бы, мама, убрала, только я еще мала».

А наш Гриша ходит гордо, в ход пускает кулаки.

У задиры под глазами не проходят синяки.

Витя очень ловкий парень, все он может смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить.

Мы веселые частушки вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей и о кое-ком из вас.

Ученик 1.

Если ,словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Ведущая.

Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»? в древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Ученик 2.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»!  скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Ученик 3.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Ведущая.

Ребята, а вы знаете откуда явилось выражение «До свидания»? расставаясь друг с другом и надеясь еще встретится, свидеться, люди не прощались, а говорили: «До свидания»! иногда, расставаясь совсем ненадолго, говорят: «До скорого свидания», или «До встречи»! и желают: «Доброго пути»!  Иногда вместо «до свидания» можно по-дружески своему приятелю коротко бросить: «Пока»!

Ученик 4.

На земле лежала тень.

Я сказал ей: «Добрый день»!

Солнце к лесу опустилось,

Тень немного удлинилась.

Я сказал ей: «Добрый вечер»!

Тень растаяла и скрылась.

«Доброй ночи, тень, до встречи»!

Ведущая.

А теперь, ребята, давайте познакомимся с правилами вежливости

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

  • Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно  общаться с тобой.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
  • Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
  • Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
  • Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
  • Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
  • Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Ребята, как вы думаете, мы обо всех правилах поведения вспомнили?

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

  • Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».
  • Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.
  • Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.
  • Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
  • Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Ведущая.

Если вы здоровы – вы обладаете несметным богатством! Чтобы беречь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой. Они создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым. Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у нас на языке. Это, конечно, вежливые слова. Давайте повторим их все вместе.

СПАСИБО.

БУДЬТЕ ДОБРЫ.

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

ДОБРОЕ УТРО.

ПОЖАЛУЙСТА.

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР.

ИЗВИНИТЕ.

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ.

БЛАГОДАРЮ.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

ДО СВИДАНИЯ.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ.

Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первым сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова!

А теперь послушаем стихотворение В. Солодухина «Слово о словах».

Ученица 5.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то  жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит,  иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущая.

Сейчас, ребята, мы проверим какие вы вежливые.  Я предлагаю вам ответить на вопросы конкурса «Всякая всячина».

В школьной жизни все бывает:

Нужно знать нам все, друзья,

Без общих знаний жить нельзя.

Сейчас блицконкурс предлагаем.

Кто в нашем блице победит?

Конечно, лучший эрудит.

У нас сомнений больше нет-

Кто самый быстрый даст ответ!

КОНКУРСНЫЕ ВОПРОСЫ «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА»

1. Как обратилась царевна к зеркальцу в сказке А.С.Пушкина? (Свет мой, зеркальце, скажи…)

2. Она никого не обижает, а все ее толкают. (Дверь)

3. Продолжите шутливую фразу: «Льва узнают по когтям, а львицу… (по маникюру)

4. Какой известный герой мультфильма одет в пиджак, имеет галстук-бабочку, носит шляпу, а штанами так и не обзавелся? (Крокодил Гена)

5. В школьном коридоре разговаривают три учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и,  проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Надежда Ивановна»! Какая им допущена ошибка? (Поздороваться надо со всеми учителями)

6. Кто-то из вас вошел в помещение, где уже сидят ребята. Кто должен первым поздороваться? (Входящий)

7. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)

8. Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

9. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)

10. Какие слова вежливости вы знаете, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. (Доброе утро, здравствуйте.)                                                                                                                                          

11. Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберете наиболее вежливую форму выражения своей просьбы. (Здравствуйте, извините, Маша дома?)

12. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?  ( Извините, можно пройти?)

13. Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним еще раз при встрече? (Можно, но не обязательно; можно, заменив слова улыбкой или наклоном головы)

14. Вы опаздываете. У вас нет часов.  Как вы спросите у прохожего время?  ( Скажите, пожалуйста, который час?)

Ведущая.

 Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится.  Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено.  До свидания, до новых встреч!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2002г., №10.

2. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2005г., №3.

3. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2006г., №8.

4. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2008г., №1.

5. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2008г., №7.

6. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 2009г., №1.

7. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы. Автор-составитель: Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М: ВАКО, 2008.-368с.

8. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 2. Автор-составитель: Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2007.-382с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука Здоровья"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учимтелей начальных классов....

Внекласное мероприятие "Азбука доброты"

Формирование знаний о доброте  и её роли в жизни человека....

Конспект внеклассного мероприятия: «Азбука здоровья», 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья»Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорту.Оборудовани...

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья» (3 класс)

Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорту.Оборудование: презентация, раздаточный материал (жетоны, карточки, пл...

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья», 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здоровья»Цель: формирование сознательного отношения к своему здоровью, устойчивого интереса к урокам физической культуры испорту....

Конспект внеклассного мероприятия "Азбука безопасности" (1 класс)

Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения и предупреждение детского транспортного травматизма....