Внеклассное занятие "Цветочный фейерверк"
классный час
Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к окружающему нас миру, знакомство с историей названий некоторых цветов и связанных с ними легендами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_tsvetochnyy_feyerverk.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»
республики Мордовия
Внеклассное занятие
«Цветочный фейерверк»
подготовила
учитель начальных классов
Кижапкина Тамара Ивановна
п. Торбеево
2018 г.
Цели:
- Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к окружающему нас миру растений.
- Расширение кругозора учащихся, знакомство с историей названий некоторых цветов и связанных с ними легендами.
- Развитие наблюдательности, умения выделить отличительные особенности цветка.
Подготовительная работа:
Учащимся дается задание подготовить к предстоящему занятию что-нибудь своими руками. Это может быть рисунок, аппликация с изображением цветка, цветок из бумаги, ткани или пластилина. Участники готовят головной убор в виде цветка, учат стихи.
Оформление кабинета: Выставка поделок и рисунков. Цветочные гирлянды.
Ход занятия.
Ведущий: Дорогие друзья! Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. Они необходимы нам всегда, потому что без их красоты мир становится беднее и грустнее.
Цветы любят все люди Земли. С древних времен в честь цветов устраивались праздники. В Древней Греции – в честь гиацинтов и лилий; в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов; во Франции – в честь розы и фиалки; в Болгарии – в честь роз. На Руси бытовал праздник Ивана Купалы.
Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи их видов украшают нашу планету. А ярчайшим проявлением любви людей к цветам являются праздники цветов. На нашем сегодняшнем празднике много красивых цветов. Давайте познакомимся с ними.
(Участники поочередно представляются)
Ромашка: Я белая ромашка -
В средине жёлтый цвет.
Возьми меня с собою,
Украшу твой букет.
Колокольчик: Лиловый колокольчик -
Расту в тени лесной.
Я просеке сосновой
Киваю головой.
Мак: Я очень нежный красный мак,
Меня не взять нельзя никак.
Гвоздика: Резвится в поле тихом
Цветочный карнавал.
Я – пёстрая гвоздика
И к вам спешу на бал.
Василёк: Мы красивы и легки,
Голубые васильки.
Собери ты нас скорее
И себе в венок вплети.
Вьюнок: Солнце – золота кружок надо мной.
Вьюсь я – розовый вьюнок за тобой.
Анютины глазки: Мы в солнечной сказке
Как бабочек стая.
Анютины глазки нас все называют.
Водяная лилия: Пустив в струю прохладную
Глубокий стебель свой,
Я лилия нарядная
Красуюсь над водой.
Ирис: На стебле на высоком
Я ирис голубой.
Мои листы осокой
Стоят в тени густой.
Шиповник: Я шиповник розовый,
Но осторожней будь.
Шипами оторочен я.
Про это не забудь.
Такой колючий я, как ёж.
Исколешься, когда сорвёшь.
Лилия: Душистой лилии цветок
Сияет белизной.
И в брызгах радужных дождя
Ему не страшен зной.
Роза: За тонкий запах нежных лепестков
Меня зовут царицею цветов.
Шипами стебель всех колоть готов,
Ведь нет на свете розы без шипов.
Гвоздика: Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонёк.
Это дивная гвоздика
Жаркий празднует денёк.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернёт цветок,
«До утра, до новой встречи!»
И погаснет огонёк.
Василёк: Как чиста во поле рожь,
Василёк едва найдёшь
Всем бы ты цветок хорош.
Но зачем ты портишь рожь.
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят.
Ландыш: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты.
Одуванчик: Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Фиалка: На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт.
Незабудка: Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их
И кто их только выдумал
Весёлых, голубых.
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Колокольчик: Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы. А ты?
(Звучит музыка, участники танцуют)
Ведущий: Дорогие друзья, эту прекрасную музыку сочинил великий русский композитор
П.И Чайковский. Вдохновили его на её создание цветы. Она так и называется «Вальс цветов». Слушая эту музыку, мы представляем себя в чудесном сказочном саду, который посадила для нас матушка – природа. Луговые и полевые цветы незатейливы и просты на первый взгляд. Но они обладают удивительной силой. Они изящны в своей простоте, но своей неповторимой нежностью завораживают нас, своей загадочностью притягивают. Поэтому наверно о каждом цветке существует своя легенда. Давайте послушаем некоторые из них.
( Участники поочередно выходят и представляют свою легенду).
Легенды о цветах:
Василёк: Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».
«Я тебе благодарна, - отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».
«Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.
Такова легенда, родившаяся на Руси.
Душистый горошек: Легенды говорят, что душистый горошек приплыл к нам из Индии. В Индию он тоже вроде бы попал морским путём. А потому своими цветами пытается увековечить ту судно-лодочку, которая расселила его по земле.
И действительно, если присмотреться к цветам растения, нельзя не увидеть, что они похожи на лодочку. Два сросшихся верхних лепестка образуют носик лодочки, а два боковых – вёсла, где верхний широкий лепесток служит как бы флагом или парусом.
Разноцветный, весёлый, жизнерадостный цветок чем-то напоминает ещё мотылька и потому относится к семейству мотыльковых. Семена гороха были найдены в свайных постройках Швейцарии и Венгрии времён бронзового и даже каменного веков. Находили их в обугленном виде и при раскопках Трои. Это свидетельствует о том, что горох был известен с давних пор как на Востоке, так и на Западе.
Иван-чай: Жил в одной из таких местностей паренёк Иван. Любил щеголять он в красной рубахе, и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали:
- Да это Иван, чай, ходит.
И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в селе Ивана и стали говорить: «Да это иван-чай!» - на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением название иван-чай. А растение возьми да и удиви жителей новым дивом. Собрались они как-то на околице на праздник. Сколько танцевали-веселились – не помнят, помнят только, что стало холодно. Женщины решили вскипятить воды. В костёр наряду с дровами пошли и высокие стебли иван-чая, листья с которого попали в кипящий котёл. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий. Листья иван-чая с тех пор служат для приготовления чайного напитка, и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, у которого чуду суждено было случиться.
Колокольчик: Пойдите в безоблачный ясный день на лужайку, когда от слабого ветерка колышутся только колокольчики. Остановитесь и прислушайтесь. Слышите, они звенят на тонком стебле, звенят то бубенцами, то тихими мерными мелодиями. По преданию, колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.
При богатой фантазии в звоне цветов можно услышать и весёлые, и радостные, грустные, и даже отчаянные перезвоны ямщицких колокольчиков. А если к этой фантазии добавить ещё и богатое воображение, можно расслышать и ямщицкую песню, навеянную дорожной тоской или лихой забубенной гонкой…
Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.
Кувшинка: С давних пор представление о кувшинке, уходящей корнями в таинственную глубину вод, связывалось с загадочным образом русалки. В древности её даже называли русалочий цветок.
Североамериканские индейцы утверждают, что кувшинка образовалась из искр, упавших с Полярной и вечерних звёзд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания ракетой, которую запустили с Земли.
Славяне называли кувшинку одолень - травой и считали, что кувшинка способна охранять людей во время путешествия. Существовало по этому случаю и своеобразное заклинание: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень - трава. Не я тебя породил, не я тебя поливал. Породила тебя мать - сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень - трава! Одолей ты злых людей: лихо бы обо мне не подумали, скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника…»
Ландыш: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.
В одних древних сказках ландыши – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки; в других – счастливый серебристый смех русалки, жемчужинами раскатившийся по лесу; в-третьих – ландыши не что иное, как солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются, как фонариками.
Одуванчик: Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимает голову кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не постареет и не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки - парашютики и под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зёрнышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Весной раскроется, пустит корни в землю, поднимет кверху стебелёк с жёлтой шапочкой, который, подобно зеркальцу, отражает солнце. Стоит солнышку скрыться, погаснут и одуванчики.
Подснежник: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.
По другой легенде богиня Флора раздаривала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый- пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться одеянием с ним.
Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Ведущий: Ребята, мы очень много нового сегодня узнали о цветах. Но мне хотелось бы знать угадаете ли вы по описанию, о каком цветке идет речь? Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я думаю, что вам это будет не трудно, поэтому отгадки мы будем говорить все вместе.
Загадки о цветах:
Прекрасная красавица боится лишь мороза.
В букете всем нам нравится.
Какой цветочек?
( Роза)
Знакома с детства каждому их белая рубашка.
С серёдкой ярко-желтою.
Что за цветок?
( Ромашка)
Ручьями очищается и хвоя и валежник.
И первым появляется в проталинках
( Подснежник)
На поляне у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные
( Ромашки)
Вот шершавый стебелек, в середине уголёк,
Лепестки блестят как лак.
Распустился красный
( Мак)
Если летом на болоте нежные цветы найдете,
Не теряйте ни минутки. Собирайте
( Незабудки)
На кустах она цветёт. Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками
( Розу)
Летом посреди реки, трепеща как поплавки,
По воде плывут пушинки, темно-желтые
( Кувшинки)
В холод все сады пусты. Ну какие здесь цветы?
А у нас назло морозу в марте продают
( Мимозу)
Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день расцвела в садах
( Сирень)
Ведущий: Молодцы, ребята. Отгадываете загадки вы очень хорошо. Это говорит о том, что описания цветов вам знакомы, вы знаете их названия. А сегодня вы еще и легенды о цветах услышали. Но вот что вы ещё должны обязательно знать. К большому сожалению, прекрасные представители флоры – цветы - терпят безжалостное к себе отношение со стороны людей. Многие разновидности прекрасных цветов исчезли, многие находятся на грани исчезновения. С недавнего времени исчезающие виды цветов, растущих на полях, лугах и в лесах, занесены в тревожный список Красной книги охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не даст. Мы с вами должны осознать и помнить, что от каждого из нас зависит, сохранятся прекрасные цветы или исчезнут навсегда! Не рвите цветы просто так, они быстро завянут, и вам придется их выбросить. Пусть они останутся расти и цвести. После цветения у них созреют семена, которые дадут жизнь новым растениям. И еще долго–долго они своим цветением будут украшать нашу Матушку-Землю!
Использованная литература:
Красиков С.П. Легенды о цветах.- М.: Молодая гвардия, 1990 -303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний фейерверк. Открытый урок
Если вы хотите своих детей познакомить с историей новогоднего деревца и елочных украшений, рассказать им о выборе даты празднования Нового года, предостеречь их от несчастных случаев при обр...
Новогодний фейерверк
Занимательные задания для повторения учебного материала по математике, русскому, истории, искусству. Работа строится в форме соревнований по группам...
Викторина" Литературный фейерверк"
Литературная викторина, посвящена ежегодной неделе чтения" Книжкины именины". Викторина проводится в форме соревнования между командами: Знайки, Читалкины, Почемучки. Ребятам нужно пройти 5 туро...
Сценарий праздника - "ФЕЙЕРВЕРК ТАЛАНТОВ" 1 класс
Фейерверк талантов 1класс - сценарий выпускного праздника...
Викторина "Литературный фейерверк" для учащихся 3 класса
Данная викторина поможет проверить знания учащихся по произведениям устного народного творчества и авторских сказок....
Викторина «Литературный фейерверк» для учащихся 3 класса
Материал для проведения литературной викторины в 3 классе...