Литературная викторина с элементами драматизации «Путешествие в сказку» (игровая программа для детей с ОВЗ)
методическая разработка (2 класс)
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и болезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация, а значит, сказка играет важную роль в коррекции грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Предлагаем досуговое мероприятие в форме литературной викторины с элементами драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku_stsenariy.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЛЕСНОЙ»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
Литературная викторина
с элементами драматизации
«Путешествие в сказку»
(игровая программа для детей с ОВЗ)
Воспитатель:
Кукушкина Т.В.
2019 год
«Путешествие в сказку» (игровая программа для детей с «ограниченными возможностями здоровья»)
Форма проведения: литературная викторина с элементами драматизации.
Цель; развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».
Задачи.
- вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки;
- развитие внимания, выдержки, памяти;
- развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов;
- учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ;
- учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей , осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы;
- развитие навыков речевого общения;
- воспитание интереса к сказкам;
- развитие творческих способностей воспитанников;
- развитие коммуникативных навыков.
Оборудование, атрибуты:
- костюмы персонажей сказок (Медведя, Мышки);
- сундучок со «сказочными» предметами : туфелька, «золотой» ключик,
мыло, горошина, градусник, зеркало, телефон);
- поднос с продуктами (накрыть салфеткой) : яблоки, маковые баранки, орехи, шоколад, лимон, луковица, пирожки, яйцо;
- иллюстрации к сказкам, разрезанные на несколько частей;
- мешочки с жетонами;
- музыкальный центр, аудиозаписи детских песен и музыкального сопровождения.
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у сказочных героев, совершим путешествие в сказочный лес. Слушая или читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди зачем-то крадут братца у сестры, то вдруг непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, становится козленочком, то яблонька вознаграждает добрую девочку золотыми яблоками, Все это так интересно и заманчиво! Не мало на свете прекрасных сказок… Но среди них есть самые дорогие, самые любимые! Давай - те сядем на ковер-самолет и полетим в волшебную страну сказок (звучит «Песенка о сказке» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Ким (Михайлова), дети закрывают глаза и имитируют полет).
Ведущий.
На ковер мы сели, в сказку полетели…
Слышите, как поет сказочный ветер? Споем вместе с ним. Для этого надо сделать глубокий вдох и на выдох произнести «ш-ш-ш» (хором). Ветер раскачал ветки деревьев, кусты, траву ( дети изображают качание деревьев). Сильный ветер потревожил жука. Жук возмущенно зажужжал «ж-ж-ж» (хором). Давайте присядем на сказочной полянке и поиграем.
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ1
У нас две команды. Какая из них лучше знает сказки? Кто будет быстрее? Дружнее? За правильный ответ команда получает 1 жетон. Кто больше наберет жетонов, того и назовем лучшими знатоками сказок. А помогать мне будет наше жюри (представить жюри).
Начнем с разминки. Знаете ли вы героев сказок? Проверим!
Я начну, а вы кончайте.
Только в рифму отвечайте!
1. В сказке лошадь непростая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конек,
По прозванью... (Горбунок).
2. Перед волком он дрожал,
От медведя убегал.
А лисице на зубок
Все ж попался…. (колобок).
3. Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила,
Чай пила, жевала сдобу.
К сожаленью, у особы
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Верно, это тетя... (кошка).
4. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
5. Враг людей и враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей).
6. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор… (Айболит).
7. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил).
8. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок….. (Винни-Пух).
9. Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для него
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется…. (Чебурашка).
10. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись,
Сказка известна любому ребенку
И называется….. («Три поросенка»).
Молодцы, ребята, всех сказочных героев отгадали.
(Тихонечко входит Медведь).
Медведь.
Здравствуйте! Не узнали меня? В каких сказках я встречаюсь? (Дети называют сказки). Я – Медведь из сказки «Маша и медведь» Отвел Машеньку в деревню и иду обратно в лес.
Ведущий.
А что это у тебя, Михаил Иванович?
Медведь.
А это мой чудесный сундучок. Хотите узнать, что там лежит? Там лежат сказочные вещи. Вспомните, из какой сказки эта вещь, назовите автора и получите жетон.
(Медведь поочередно достает предметы, а дети отгадывают).
Конкурс «Чудесный сундучок».
1. Туфелька («Золушка» Ш.Перро).
2. Ключик («Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой).
3. Мыло («Мойдодыр» К. Чуковский).
4. Горошина («Принцесса на горошине» Г.- Х. Андерсен).
5. Градусник («Айболит» К. Чуковский).
6. Зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин).
7. Телефон («Телефон» К.Чуковский).
Ведущий.
Молодцы, ребята! Получите ваши жетоны.
Мишка! Тебе, наверное, сейчас скучно без Машеньки?
Медведь.
Да. Она мне пирожки пекла, кашу варила. По вечерам сказки рассказывала, играла со мной. А теперь я один, но она обещала приходить в гости.
Ведущий.
А хочешь, мы с тобой поиграем?
Физкультминутка. Игра «Лишний стульчик».
Правила игры: количество стульев на один меньше игроков. Кто победит, та команда получит заветный жетон. А если победит Мишка, то получит большую конфету!
(Звучит музыка. Дети с Мишкой играют).
Ведущий.
Спасибо, Михаил Иванович! Вот тебе большая конфета!
А теперь новый конкурс.
«Назови полное имя литературного героя. (За каждый правильный ответ-жетон).
1-я команда.
1. Домовенок… (Кузя).
2. Дядя... (Федор).
3. Синьор… (Помидор).
4. Оле.. (Лукойе).
5. Почтальон... (Печкин).
6. Ниф.. (Ниф).
2-я команда.
1. Доктор… (Айболит).
2. Барон… (Мюнхгаузен).
3. Наф… (Наф).
4. Али… (Баба).
5. Винни… (Пух).
6. Карабас… (Барабас).
(Вбегает Мышка, плачет).
Ведущий.
Что случилось, Мышка? Почему ты плачешь?
Мышка.
Я потерялась, не могу вспомнить из какой я сказки.
Ведущий.
Ребята, помогите Мышке! Из какой сказки она может быть?
(Команды поочередно перечисляют сказки, где Мышка является действующим персонажем.) Кто последний называет, тот жетончик получает! («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Золушка», «Кот в сапогах», «Сказка о глупом мышонке»)
Мышка.
Молодцы, ребята! Спасибо вам! Много сказок знаете. А вот из какой я сказки вы узнаете, если соберете иллюстрации к моей сказке, перепутались они. Помогите их собрать и сказку узнаете!
Конкурс «Собери картинку».
(Командам раздаются иллюстрации к сказке, разрезанные на несколько частей, их необходимо собрать на время).
Мышка.
Спасибо, ребята, помогли мне сказку свою узнать! (Дети получают жетоны).
Ведущий.
Игра продолжается!
Конкурс «Кто сказал эти слова и из какой сказки».
1-я команда.
1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой!
(Иванушка-дурачок, «Сивка-бурка)
2. Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел!
(Колобок, «Колобок»)
3. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
(Федора, «Федорино горе»)
4. Спокойствие, только спокойствие!
(Карлсон, «Малыш и Карлсон»)
5. Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
(Муха-Цокотуха, «Муха-Цокотуха»)
2-я команда
1. Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке!
(Айболит, «Доктор Айболит»)
2. Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
(Женя, В.Катаев «Цветик-семицветик»)
3. Сим-сим, открой дверь!
(Али-баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников»)
4. Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я.
А немытым трубочистам
Стыд и срам!
(Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Крекс! Фекс! Пекс!
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Молодцы, ребята! Получите ваши жетоны.
Ребята! А сейчас загадка!
Показался желтый бок,
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я…….. (Репка)
А какие еще овощи и фрукты встречаются в сказках? Прошу выйти к столу капитанов команд. Задача капитанов по очереди с закрытыми глазами отгадать то, что он пробует на вкус. Команда же должна назвать сказку, где этот продукт встречается.
(На столе, накрытом салфеткой, находятся продукты, которые встречаются в сказках).
Конкурс «Угадай, что сьел?»
1. Яблоко ( «Гуси-лебеди»).
2. Маковые баранки ( «Цветик-семицветик»).
3. Орехи ( «Сказка о царе Салтане»).
4. Шоколад ( «Доктор Айболит»).
5. Лимон («Приключения Чиполлино» Дж. Родари).
6. Пирожок («Маша и медведь»).
7. Яйцо («Курочка Ряба»).
8. Луковица («Приключения Чиполлино»).
(Вручение жетонов).
Засиделись? Объявляю физкультминутку!
(Звучит песня «Вместе весело шагать», музыка В. Шаинского, слова М.Матусовского. Дети маршируют под музыку свободно, по команде должны выполнить движения).
- Зайчики!
- Лошадки!
- Раки!
- Птички!
- Лягушки!
- Цапли!
- Собачки!
- Коровки!
- Курочки!
(В конце игры жюри отмечает самых внимательных жетоном)
Конкурс «Удивительные превращения.
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1-я команда.
1. Князь Гвидон (в комара, муху, шмеля).
2. Гадкий утенок (в лебедя).
3. Братец Иванушка (в козленочка).
2-я команда.
1. Василиса Прекрасная (в лягушку).
2. Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
3. Людоед из сказки Ш. Перро (в мышку).
(Подведение итогов).
Конкурс «Музыкальная викторина».
Каждая команда должна отгадать только для нее предназначенную мелодию, а потом дружно спеть один куплет.
Ведущий.
(Звучит песня «Где водятся волшебники?» М. Минков-Ю.Энтин. ).
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключении хочется сказать: «Читайте сказки! Они помогут вам в жизни:
«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!»
(Подведение итогов, вручение призов).
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и болезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация, а значит, сказка играет важную роль в коррекции грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Предлагаем досуговое мероприятие в форме литературной викторины с элементами драматизации.
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально-волевой, речевой и двигательной сфер.
Обучение и воспитание умственно отсталых детей отличается особой сложностью. Их развитие идет по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения личности. Своеобразие взаимоотношений, складывающихся у таких детей с взрослыми и сверстниками, ограниченный круг общения, а также бедный социальный опыт значительно затрудняют социальную адаптацию выпускников. Умственно отсталые дети не владеют житейскими навыками, не настроены на продуктивное общение с взрослыми, не умеют вести себя, а ведь этим детям предстоит адаптироваться к сложным условиям жизни, выйти в общество здоровых людей. Многие выпускники испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии планировать свое будущее, переживают свою ненужность. Они не умеют общаться. Их речь скудна и дефектна. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Актуальный вопрос о наиболее полной социализации умственно отсталых детей в общество невозможно решить без сформированных у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения. Поэтому необходимы воспитательные мероприятия, на которых дети учились бы общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными закона гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке.
Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек. Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у детей приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, грубости, неряшливости в одежде и т.д.
В системе коррекционно-педагогической работы с такими детьми важную роль играет эстетическое воспитание. Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь ребенка с умственной отсталостью более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию происходит сенсорное развитие детей, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.
П.И. Пидкасистый определяет эстетическое воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать прекрасное.
«Чистота – залог здоровья!»
(Кукольное представление)
Цели: закрепить с воспитанниками правила личной гигиены;
формировать привычку соблюдать правила личной гигиены.
Задачи:
Оборудование, атрибуты:
Ход мероприятия
Ведущий. Чистота – залог здоровья! Кто этого не знает?! Но все ли выполняют правила личной гигиены ? Все ли знают предметы личной гигиены? Об этом мы поговорим сегодня. А сейчас встречайте гостей, которые пришли к нам.
Петрушка.
Здравствуйте, ребятки!
Принес я вам загадки
Про разные предметы
Для личной гигиены,
Которые уж очень
Для нас для всех важны.
Кто отгадает быстро,
Вы руку поднимите
И для всех нас скорее
Отгадку скажите.
Трудно будет – я подскажу,
А кое-что и покажу.
Начнем с самой простой.
Костяная спинка, Зубастая пила
Жесткая щетинка, В лес густой пошла.
С мятной пастой дружит, Весь лес обходила,
Нам усердно служит. Ничего не спилила.
(Зубная щетка) (Расческа)
Резинка Акулинка Вафельное и полосатое,
Пошла гулять по спинке. Гладкое и лохматое,
И пока она гуляла, Всегда под рукою -
Спинка розовою стала. Что это такое?
(Губка) (Полотенце)
Плещет теплая волна А потом, а потом
В берега из чугуна. Я купался под дождем!
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(Ванна) (Душ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина "Путешествие в сказку"
Цель: В игровой форме привлечь внимание учащихся к литературе, закрепить и обобщить знания о сказках, формировать положительное отношение к сказке. читательский вкус, языковую культуру, воспитыва...
Литературная викторина "Путешествие по сказкам"
Это конспект внеклассного мероприятия проводимого во время недели литературного чтения....
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ"
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ"(1 класс)...
Тренинг для педагогов с элементами сказкотерапии «Путешествие в сказку»
Некоторые думают, что «сказкотерапия» - метод занятий исключительно с детьми. И да, и нет. Детский, в том смысле, что обращен он к творческому детскому началу в человеке. И не детский, пот...
Литературная викторина "Путешествие в сказку"
Викторина предназначена для учащихся 2-3 классов. Целью этой викторины являются проверка и углубление знаний о народных и литературных сказках. Задачами являются формирование мотивации к чтению,...
Литературная викторина "Путешествие по сказкам". (1 класс)
Литературная викторина по литературным и народным сказкам в 1-ом классе....