Тренинг для педагогов с элементами сказкотерапии «Путешествие в сказку»
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа – детский сад для детей с ОВЗ»
Тренинг для педагогов с элементами сказкотерапии
«Путешествие в сказку»
Подготовила
педагог-психолог
Османова А.М.
2018 г.
Актуальность: Некоторые думают, что «сказкотерапия» - метод занятий исключительно с детьми. И да, и нет. Детский, в том смысле, что обращен он к творческому детскому началу в человеке. И не детский, потому что он не ограничивает по возрасту аудиторию. В сказочных сюжетах отражены практически все проблемы, с которыми сталкиваются люди в своей жизни. Ключевым звеном в тренинге является поиск двух сказок, одна из которых, одна из которых отражает негативный жизненный сюжет, другая позитивный. Сказкотерапия- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может впоследствии материализоваться мечта. Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.
Цель тренинга:
формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию.
Задачи:
- познакомить педагогов со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми;
- развитие творческого самовыражения; раскрыть творческий потенциал педагогов.
- снятие эмоционального напряжения;
Материалы. Куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями; карандаши, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; различный бросовый материал; клей; небольшие карточки для написания первыми буквами имен участников; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход занятия:
1.Педагоги садятся в круг. Психолог раздает в начале занятия цветки розового цвета, на которых педагоги пишут, что ожидают от семинара?
- Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Цели сказкотерапии: развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. Использование сказкотерапевтических технологий дает педагогу возможность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, стихи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Упражнение «Собери сказку». Предлагается педагогам собрать пазлы по сказкам на время.
2.Введение в сказку:
«Путешествие» (медитация)
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
«А теперь закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, вам встречались разные люди.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были восхищены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».
Обсуждение.
- Какие вы испытывали чувства и эмоции во время этого упражнения?
- Что вам понравилось и что не очень?
3. «Волшебство сказки».
Сейчас я предлагаю вам взять все хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать каждой группе свою Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.
1. Участники делятся на группы и приступают к заданию. Группе предлагается, используя предложенный материал: Куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями; карандаши, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; различный бросовый материал; клей;
Для создания страны участникам дается 20 минут. И предлагаю придумать название нашей Сказочной Страны. Для этого можно сложить начальные буквы своих имен и создать одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной Страны. А также героев к этой сказки.
«Какие чудесные страны у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. Педагог предлагает придумать свою сказку.
Алгоритм психокоррекционной сказки.
1. Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).
2. Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.
3. Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
5. Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.
Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.
Обсуждение:
• Как вы распределяли роли и по каким критериям?
• Кто первый предложил что-то использовать?
• Как создавался сюжет, совместно или индивидуально?
4. Круг. Рефлексия:
Обсуждение.
Насколько оправдались ваши ожидания?
• Что запомнилось больше всего?
• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.
• Что было выполнить легко и что вызвало затруднения?
Литература: Тренинг по сказкотерапии- СПБ: Речь, 2004. -254 с. Изд
«Речь» 2000г. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д.; К.Фопель «Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: М. Генезис, 2005. -225 (Психологическая работа с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Тренинг для педагогов
Разработка тренинга для педагогов "!Профилактика эмоционального выгорания"...
Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания
Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОХРАНИМ СВОЁ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»
СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ. ПОМОГАТЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ СЕБЯ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ....
Психологический тренинг для педагогов
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....
Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»
План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного учителя начальных классов».
В работе представлены различные виды деловых игр и разработка деловой игры для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентно...