Программа духовно-нравственного развития
рабочая программа

Занкина Наталья Венальевна

Программа духовно-нравственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                          Разработала:

Занкина Наталья Венальевна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с.Нугуш

МР Мелеузовского района

Республики Башкортостан

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………5

2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  ………………………………………………………7

3.СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………….9

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И

 ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

 РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………….15

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………17  

6.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.

Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.  

Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся.

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей лицея, проанализировали психологическую готовность учащихся к  работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее.  

Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая    учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу лицея.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся  содержит шесть разделов.

Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает  конкретную цель и  задачи духовно-нравственного развития младших школьников.

      Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов» содержит  приоритетные направления воспитательной работы и определяет  традиционные источники нравственности.

В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся» формулирует  основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.

Шестой раздел «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего рода и общества;

 способный     к     организации     собственной     деятельности     и     готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 

доброжелательный,     умеющий     слушать      и     слышать      собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Духовно-нравственное воспитание  - это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,апатриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)».

        Цель:

 Воспитание, развитие  и становление  личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

Задачи:

  • Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.
  • Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
  • Развитие активного культурного  сознания и нравственного поведения детей.
  • Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
  • Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  МЛАДШИХ КЛАССОВ

  Задачи  воспитания  классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития  младших школьников.

  В   условиях   современной   начальной   школы   процесс   духовно - нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

  •  формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим
    преобразованиям общества;
  •  воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих
    ценностей;

- организацию личностной и социально   ценной, многообразной
деятельности;

 На   основе      воспитательного   идеала   выпускника   начальной   школы определены традиционные источники нравственности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);
  • социальная    солидарность    (свобода   личная    и    национальная;
    доверие      к     людям;      справедливость,      милосердие,     честь,
    достоинство);
  • семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших
    и младших);
  •  традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир)
  • искусство   и   литература   (гармония,   духовный   мир   человека,
    нравственный выбор);

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лицея  в   перспективе   достижения   общенационального   воспитательного идеала выпускника начальной школы осуществляется в рамках программы «Воспитать человека».     

Чтобы решить  задачи, поставленные перед образовательным учреждением, в Программе духовно-нравственного развития личности младшего школьника  определены  приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество.

2. Мир человеческих отношений.  

3. Мир культурного наследия.

4. Мир твоей души.

Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы  обеспечить развитие у учащихся  способностей ориентироваться, быть социально - адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

    Аксиологический подход.

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.

  Системно-деятельностный подход. 

 Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

- воспитание как деятельность должно охватывать все  виды   образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

   Развивающий подход.

Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений  воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

- система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

- многоукладность  программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

- содержание в  программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

Направления  работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших  школьников.

1.  МОЕ ОТЕЧЕСТВО 

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к  правам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением,  семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

  • Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому,   своей семье, к представителям старшего поколения.
  • Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему   народу.
  • Дать представление о символах государства и субъекта Российской   Федерации  – Флаг, Герб, Гимн.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.
  • Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Формы и виды деятельности

1 уровень:  беседы «Россия-Родина моя» и  «Символы Российского государства», чтение литературных произведений Алексеева и  С.Баруздина, экскурсии: «Мой посёлок»

 2 уровень: заочная игра-путешествие «С чего начинается Родина», «Права и обязанности человека», выставка рисунков, поход по родному краю «Край родной, навек любимый»,

3 уровень: участие в праздниках «День народного единства», акциях «Подари букет ветерану»,  «Земля - мой дом», музейные уроки «Юные герои войны», встречи с интересными людьми

2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;

Задачи:

  • Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.
  • Учить взаимоотношениям в коллективе.
  • Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  • Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Формы и виды деятельности

1 уровень:  беседа «Золотые правила этикета»,  «Моя семья»; игра-путешествие «В страну волшебных слов», чтение и обсуждение произведений В.Осеевой, Л.Пантелеева.

2 уровень: занятия – практикумы «Я - зритель», «Я - пассажир», «Идем в гости»; часы общения «Что такое хорошо!», «Давайте говорить друг другу комплименты».

3 уровень: «Акция добрых дел», праздник «Рыцарский турнир вежливости», концерт для родителей «От всей души».

3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.

Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история города, области, края, национальные герои и важнейшие события истории страны;

Задачи:

  • Познакомить с истоками культурного  наследия  и национальными традициями.
  • Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных  культурных традиций.
  • Воспитывать чувство национальной гордости.

Формы и виды деятельности

1 уровень:  беседа «Традиции семьи», чтение сказок и былин, экскурсии в краеведческий музей и музей народной культуры.

2 уровень:  игра – путешествие «О чем рассказывают сказки», «Деревня моя, деревянная, дальняя»;   конкурс пословиц и поговорок, знакомство с народным календарем «Месяцеслов».  

3 уровень: посиделки «Иван да Марья», народный праздник «Русская березка», «Масленица».

4. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание.

Ценности:  нравственный выбор,  справедливость, милосердие, честь.     достоинство. любовь,    культура миропонимания, жизненные ценности.

Задачи:

  • Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».
  • Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.
  • Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
  • Укрепление у младшего школьника нравственной  позитивной самооценки и самоуважения.

  Формы и виды деятельности

1 уровень:  беседа «Я и мое имя», «Спеши делать добро», чтение книг.

2уровень: игра-практикум «Подари другому радость», «Взаимоотношения»; час общения «От улыбки солнечной одной», «Что такое характер?»;

3 уровень: тренинг «Научись управлять собой», диспут «Легко ли быть настоящим другом», «Что такое счастье»; акция «Поможем детскому дому», праздник добрых сердец.

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

  Духовно-нравственное развитие и воспитание  младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:

  •  развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
  •  усиление взаимного интереса и принятия;
  •  развитие конструктивных способов взаимодействия;
  •  поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
  •  увеличение взаимной открытости;
  •  улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания  младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

- родительские собрания и конференции;

- индивидуальные консультации;

- педагогический практикум;

- родительский лекторий;

- семейная гостиная;

- родительские недели.

   В  деятельности лицея по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, социологи, работники правоохранительных органов, представители общественности.

     В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, библиотеки, кинотеатры, центр детского творчества, детские клубы).

  Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные центры народной культуры.      При  осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать  с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.

 

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при

реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Воспитать человека» в образовательном учреждении МОУ – лицей №10.

        К ожидаемым результатам относятся:

1.МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине,  государственной символике, русскому и родному языку, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
  •   нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  •   уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  •   первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей;

3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.

  • ценностное отношение к народной культуре;
  • элементарные знания о  традициях своей семьи, школы  и  бережное отношение к ним;
  • первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций и фольклора  Белогорья;

4. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание

  •  понимание ценности человеческой жизни;
  •  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  •  способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  •  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

 

6.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и  воспитания  младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его  духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть  последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и  внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности  во внеурочное

время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат лицея;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного  развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.

Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.

Методика «Магазин»

Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.

Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»

Цель - диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Для исследования уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов возможно использование методик, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного  развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...