«Хлеб - всему голова»
методическая разработка (2 класс)
Цель: 1. Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи:
1.Расширить знания детей о том, как хлеб попадает на стол.
2.Пополнить знания детей о предках хлеба.
3.Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.
4.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Хлеб - всему голова».
Цель: 1. Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи:
1.Расширить знания детей о том, как хлеб попадает на стол.
2.Пополнить знания детей о предках хлеба.
3.Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.
4.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
(Под звуки песни «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля) в класс входят дети и садятся на стульчики.)
Ведущий:
Всех гостей сейчас встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Посетить наш праздник просим.
Учитель: Ребята! Сегодня наш праздник посвящен чуду,
чуду, взращенному и сотворенному руками человека,
чуду земли - хлебу.
- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место.
В хлебе содержатся белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, которые необходимы нам всем для здоровья, для жизни.
Сегодня на празднике вы сможете в этом убедится.
Звучит песенка о хлебе.
1.Сеют в поле зерна раннею весною
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
2.И зерно в амбары потечет рекою,
И его машины сделают мукою.
На заводе пекарь хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»
1 ученик: Каравай земли и неба сегодня на столе –
Ничего полезней хлеба нету на земле.
2 ученик: В каждом маленьком кусочке - хлебные поля.
А на каждом колосочке держится земля.
3 ученик: В малом зернышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
4 ученик: И растет под небом светлым, строен и высок.
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
(Девочки исполняют танец колосков).
Ведущий:
Хлеб мы едим каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.
1 ученик: В хлебе здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Много рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Учитель: - Ребята! Посмотрите на выставку.
Прочитайте ее название: «Чудо земли - хлеб».
Вы видите лишь малую часть всех хлебобулочных изделий. В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий. Такое изобилие было не всегда.
Пышный, мягкий пропеченный,
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел ведь к нам издалека.
Несколько тысяч лет назад люди еще не умели выращивать хлебные колоски. Чтобы не умереть от голода, они собирали съедобные травы, корешки, ягоды и грибы. Но часто случалось так, что вместе со съедобными корешками человек приносил несколько зернышек. Люди пробовали жевать сырые зерна, но было не вкусно. А вот каша из этих зерен была очень вкусной. Потом люди стали растирать зерна камнями и получать муку. А из муки месить тесто, печь лепешки.
Хлеб по вкусу был совсем не похож на наш. Он был грубоватым. В 11 веке на Руси стали выпекать хлеб из кислого теста. И получался он более мягким и вкусным. Кроме ржаного хлеба пекли и пшеничный хлеб, а так же сайки, куличи и пироги с разной начинкой.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на Земле.
Святое дело – вырастить хлеб. Профессия хлебороба – одна из самых важных.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел труда и сил.
СЦЕНКА
Мальчик - Каравай земли и неба
Сегодня на столе.
Ничего полезней хлеба
Нету на земле.
Девочка - Каравай наш вкусный,
Каравай красивый
Низко кланяемся тебе,
Говорим: «Спасибо».
Каравай - Лучше б вы не поленились
Земле – матушке поклонились.
Мальчик -Спасибо матушка – земля,
Что людям хлебушка дала.
Земля - Лучше б вы не поленились
Трактористам поклонились.
Тем, кто Землю
Острым плугом пашет,
Чтобы было мягко зернышкам нашим.
Девочка - У трактористов труд особый,
Ответственность большая
Землю хорошо вспахать
Для будущего урожая.
Благодарим Вас за заботу,
За отличную работу.
Трактористы - Лучше б вы не поленились,
Сеяльщицам бы поклонились.
Ведь они так трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
Девочка - Сеять зерна - труд почетный.
Мы вам спасибо говорим.
У Вас ответственность большая.
За это Вас благодарим.
Сеяльщица - Лучше б вы не поленились,
Зернышкам бы поклонились.
Мальчик - Низкий поклон вам зернышки от нас,
Ведь выросла дружная семья у вас.
Зернышки - Лучше б вы не поленились,
Солнцу в небе поклонились.
Девочка - Спасибо золотое солнышко,
Что согреваешь зернышки.
Солнце - Лучше б вы не поленились,
Дождику бы поклонились.
Мальчик - Спасибо тебе дождик в небе,
Что заботишься о хлебе.
Дождик - Лучше б вы не поленились,
Колоскам бы поклонились.
Колоски - Колоски, чтоб были крепче,
Не напала б злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Лучше б вы не поленились,
Летчику бы поклонились.
Мальчик - Спасибо большое за Вашу работу,
Ведь колоски Вы согрели заботой.
Летчик - Стало поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Лучше б вы не поленились,
Золотой ниве поклонились.
Девочка - Спасибо тебе кормилица - нива.
Как колосишься ты красиво.
Ты янтарным зерном налита,
Гордо стоишь – высока и густа.
Нива - Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
На поля выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Лучше б вы не поленились,
Комбайнерам поклонились.
Мальчик - Вы работою гордились,
Не жалели своих рук.
Вы работы не боялись.
Мы благодарны Вам за труд.
Комбайнеры - Святое дело - вырастить хлеб.
Лучше б вы не поленились,
Хлеборобам поклонились.
Девочка - Почет и честь Вам хлеборобы!
За Ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине Вы дали
Богатый хлеба урожай.
Хлеборобы - Убран хлеб - и тихо стало.
Мелят мельники зерно.
Быстро в муку превратится
И в пекарню попадет оно.
Лучше б вы не поленились,
Пекарю бы поклонились.
Девочка - Шлем с благодарностью привет,
Тем, кто хлеб печет чуть свет.
Пекарь - Хлеб печем с любовью,
Ешьте на здоровье.
Даже скачут из печи
Ватрушки, сушки, калачи.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
А если крошки останутся,
Пусть воробьям достанутся.
Мальчик - Так повелось на нашей земле:
Из года в год, из рода в род, веками
Свежий хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Девочка - Слава урожаю в закромах!
Слава караваю на столах!
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.
- Ребята! А вы бы могли сказать сколько весит этот кусочек хлеба.
125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.
Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».
Даже не верится, что когда – то
На поле, сожженном огнем батарей,
Перед атакой герои – солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Военный хлеб
Он черен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб
Он кислым был,
Ведь он был с отрубями.
И были в нем частицы лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Солдаты крошки хлеба
Собирали после еды.
Крошка хлеба, хлебная крошка.
Это много? Или немножко?
Учитель: - Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. «Священным даром» называли обычный хлеб во время Великой Отечественной войны. Чтобы получить эти желанные 125 грамм хлеба, необходимо было на морозе отстоять большие очереди, держа в руках вот такую (показ) хлебную карточку. Не смотря на то, что хлеб был с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов, люди понимали, что этот хлеб – это их жизнь. В блокадном Ленинграде от голода погибли более 641 тысячи человек.
Учитель: - Ребята! Наш праздник называется «Хлеб – всему голова». Объясните смысл этой пословицы.
- Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Объясните их смысл.
Хлеб – наше богатство.
И обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
Без соли и без хлеба худая беседа.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Буханки хлеба нет, так и корочке честь.
Даже каша с хлебом краше.
СЦЕНКА «БУЛКА». (С.В.Михалков)
Учитель - Даже не верится нам с тобою,
Что кто – то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И на ребят, почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
Так повелось на моей всей земле:
Из года в год, из рода в род. Веками.
Родной наш хлеб и булки все
Согреты человечьими руками.
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.
И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
А мальчики стояли молча,
Опустив головы, глаза.
Нам очень стыдно за такое поведенье.
Из глаз катилася слеза.
Ведь прав был пекарь – мудрый человек -
Дороже хлеба в жизни нет.
- Какое счастье иметь на столе такое изобилие хлеба.
- А теперь давайте повторим правила обращения с хлебом.
1.Покупайте в магазине столько хлеба, сколько потребуется его вам и вашей семье на день – два.
2.В магазинах – самообслуживания, чтобы выяснить, мягкий ли хлеб в продаже, пользуйтесь специальными вилками или ложечками.
3.Купив хлеб, положите его в чистый полиэтиленовый пакет. Хлеб без упаковки легко впитывает влагу, запахи. Он может запылиться.
4.Резать хлеб надо специально – заточенным ножом тонкими ломтями, на чистой деревянной дощечке.
5.Мягкий хлеб легче режется слегка нагретым ножом.
Учитель: Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб - драгоценность. Им дорожи!
- Какие правила хранения хлеба вы знаете?
1.Хранить ржаной и пшеничный хлеб желательно раздельно. Продаются хлебницы с двумя делениями металлические, пластмассовые, деревянные.
2.Своевременно удаляйте из хлебницы остатки хлеба (крошки, ломтики, кусочки). Ведь этими остатками можно покормить птиц.
3.Не реже одного раза в неделю ваши родители могут промывать хлебницу слабым раствором уксуса, а затем тщательно просушить ее.
4.Если хлеб храните в полиэтиленовых пакетах, то чаще их меняйте.
Учитель: А сейчас послушаем выступление ребят, которые споют частушки о том, какие хлебобулочные изделия они любят кушать.
Частушки.
1.Поскорее накрывай 2. Я в Высоковске живу,
Стол скатеркой чистой Вкусные сухарики жую
Перед нами каравай Погрызу, потом глотаю
С корочкой душистой. За обе щечки уплетаю.
3.Тушки – татушки 4.Я люблю есть пироги.
С творогом ватрушки. С рисом, с мясом и муки
И с повидлом тоже есть С вишней сладкой и капустой
Столько, что не перечесть. Выбирайте, очень вкусно.
5.Бублик с маком, 6.Мы девчонки - хохотушки
Бублик с тмином. Учимся на «4» и на «5».
До чего же вы красивы. Очень любим в перемену
Всем на загляденье! Баранки, сушки пожевать.
Всем на объеденье!
7.Пекли на Масленицу мы 8.Хлеб. Он мягкий и душистый
Блиночки, блинчики, блины. Витаминов много в нем.
Еще пекли оладушки Уплетай за обе щеки.
Для любимой бабушки. Вырастай богатырем.
9.Эти хлебные изделия
Очень, очень любишь ты.
За столом и на прогулке Уважай и береги!
В заключение нашего праздника мне хочется сказать:
-Так повелось на родной земле:
Из года в год, из рода в род – веками.
Родной наш хлеб и булки все
Согреты человечьими руками.
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....