" Блокада Ленинграда"
классный час (1 класс)

Четкуева Татьяна Анатольевна

Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к страданиям детей военного времени через знакомство с блокадой Ленинграда. Познакомить ребят с понятием блокада, со страшным периодом в жизни нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Классный час в 1 классе  «Блокада Ленинграда»

Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к страданиям детей военного времени через знакомство с блокадой Ленинграда. Познакомить ребят с понятием блокада, со страшным периодом в жизни нашей страны.

Оборудование: иллюстрации по теме классного часа.

Ход классного часа

  1. Организация начала классного часа.

Настрой на занятие.

2. Введение в тему классного часа.

Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.  Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города- пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

3. Сообщение темы классного часа. Целеполагание.

Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда. Почему люди нашей страны  до сих пор об этом вспоминают?

- Какие цели перед собой поставим на занятии?

4. Основная часть.

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, фашистская Германия перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел.Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.  В 1941 году,  когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Стихи

Убийство,  война и блокада..

 В тяжёлый для Родины час                

Настигли детей Ленинграда –

 Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе        

 И отняли мать и отца.

 От голода, страха и боли

 Забились ребячьи сердца.

Они, ленинградские дети,            

 Писали в своих дневниках

 О самой последней конфете,

 О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы

 Повсюду лежат и гниют,

 О том, что кончаются крупы,

 И хлеба всё меньше дают.

Война их терпеть научила            

 И сделала старше в сто раз.

 В героев она превратила

 Обычных детей, вроде нас.

  -   Ребята а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).

      Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские дети.

       На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

   С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, травы, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

     Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Шёл месяц май сорок второго.          

 Бои, налёты и обстрелов шквал,

 а Митька под ступенькою порога

 нашёл конфету, кто-то потерял.

 Стоит и смотрит он на счастье,

 забыл и вкус, и даже цвет,

 Её бы съесть, но как же Настя?

 Сестрице ведь поменьше лет.

 Зажав конфету в кулаке, домой

 летел пацан к малой сестрёнке.        

 Вдвоём остались лютою зимой,

 пусть будет радость у девчонки.

 Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

 туда, где был когда-то магазин...

 но вместо дома, груды камня, яма.

 В руке конфета. И один...Один...

 Шёл месяц май сорок второго.

 Бои, налёты и обстрелов шквал..

 Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

      На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1.500.000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15.249 детей.

      13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!    
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.    
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

(В. Рождественский)

Ленинград  выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух  нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их  светлую память минутой молчания.

5.Итог занятия.

      Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей.

       В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....