Открытое мероприятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
методическая разработка
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Цели:
·сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
·формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
·воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
·развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
·способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie_tolerantnost.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Открытое мероприятие
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Подготовила:
воспитатель Ларина Е.В.
2016 г.
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Цели:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, мультимедиа, листочки, плакат с деревом.
Ход мероприятия
1. Вступление: Здравствуйте!
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и хорошисты, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Данилов А.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
(Слайд №1)
Эпиграф классного часа: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю».
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях (Слайд № 2). А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность (Слайд № 3). Об этом мы и поговорим сегодня.
Тема нашего мероприятия «Толерантность – путь к миру!».
2. Постановка проблемы:
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов (Слайд № 4).
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно (Слайд № 5) 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
(слайд № 6) Петр Иванович Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
(слайд № 7) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
(слайд № 8) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
(слайд № 9) Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
3. Из истории возникновения толерантности:
Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто (Слайд № 10) Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.
(Слайд № 11) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.
4. Введение и объяснение понятия толерантность:
(Слайд №12) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
4. Этимология понятия «толерантность».
Обратимся к этимологии понятия «толерантность»:
- в английском языке понятие «толерантность» - устойчивость, выносливость, терпимость;
- во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;
- в китайском языке «быть толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
- в арабском языке «толерантность» - снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим;
- в русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.
(Слайд №13) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Удинский Олег.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
5. Работа с понятием «толерантность»:
Что понимают под словом – толерантность? (Слайд № 14)
Давайте проведем буквенный анализ слова толерантность: (Слайд № 15)
- Т – терпение.
- О – ответственность.
- Л – любовь, любезность.
- Е – единство, единомыслие.
- Р – равенство, развитие, радость.
- А – альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
- Н – независимость, надежность.
- Т – товарищество.
- Н – неравнодушие, нравственность.
- О – оптимизм, общение.
- С – справедливость, свобода, сотрудничество, сострадание.
- Т – терпимость.
- Ь – чуткость.
Стих Т.В.
Если грустно стало вдруг,
Вспомни, что поможет друг.
Будет рядом он всегда —
И пройдёт твоя беда.
Даже в самом страшном горе
Он своим теплом укроет,
Навсегда запомни – старый друг
Всё же лучше новых двух.
6. Тестирование:
А сейчас мы с вами проведем тестирование (Слайд № 16) и определим, насколько вы толерантны.
Если вы выбираете первый ответ, то загибаете палец.
(Слайд № 17)
Миша плохо одет ...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии ...
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего ...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
(Слайд № 18)
Пожилая женщина медленно идет ...
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой ...
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что с девочками не разговариваешь.
(Слайд № 19)
На твоих глазах на кого-то нападают ...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок-инвалид ...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
(Слайд № 20)Ответы:
Если вы загнули 7 пальцев: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6: то ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
1. «Я - о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
2. «Я - о'кей, ты - не о'кей.» Я - Принц, а ты - Лягушка. Эта позиция сходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
3. «Я - не о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция неудачника, который потерял себя, занимается самоунижением и самоедством.
4. «Я - не о'кей, ты - не о'кей.» Эта позиция безнадежности, отчаяния, жизненного смысла.
Суслин Олег.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
8. Собери пословицу.
Стих Т.Л.
Ведущий 1: Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.
Растает даже ледяная глыба,
от слова теплого… (Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
когда услышит … (Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый,
говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
говорим: … (Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье
говорят: … ( До свидания)
9. Тренинг: (Слайд № 23)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
- Наша Родина – Россия.
- Мы живем дружно.
- Мы терпимы друг к другу.
- Мы милосердные, добрые, справедливые.
- Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
Стих Киселев Саша
Мои пожелания: (Слайд № 24)
- Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Кузнецов К.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете! Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
то в месте мы сделаем
толерантным наш мир.
«Дерево толерантности»
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что вы хотели бы пожелать своим друзьям, одногруппникам, преподавателям и просто любому человеку, чтобы наша школа и наш класс и наш мир стало пространством толерантности.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы училище стало «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в файе.)
И любите человека просто, за то … что он человек! (Слайд № 25)
(Слайд № 26)
- Какими чертами должен обладать толерантный человек?
Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
А вот нам кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но мы надеемся, что придет такое время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся договариваться, и не будут воевать, ругаться, конфликтовать. Давайте же будем с большей долей терпения, уважения и понимания относиться друг к другу, тогда жить в мире и согласии нам станет намного проще.
И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».
Слайд
Дорогие ребята, примите в подарок от нас - «Правила толерантного общения». (Распечатанные листочки – правила вручаются детям)
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Прощай.
- Уважай права другого.
- Уважай человеческое достоинство.
- Принимай другого таким, каков он есть.
- Сострадай.
- Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Ребята! Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Благодарим всех за активное участие. Думаем, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, он должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...
Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"
выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...
Сценарий мероприятия "Толерантность - путь к миру!"
Цели: § сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);§ формировать у учащихся толерантность мышления, уваже...
Внеклассное мероприятие: «Толерантность – путь к миру!»
На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете. И эта планета на все времена У всех разноцветных всего лишь одна!...
внеклассное мероприятие "Толерантность - путь к миру!"
Урок гражданственности и мужества.ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!Цели:сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);ф...