внеклассное мероприятие "Толерантность - путь к миру!"
учебно-методический материал (3 класс)
Урок гражданственности и мужества.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!
Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация; мультимедийный проектор, экран, цветок, анкеты для уч-ся, музыкальный центр,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolert.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие составила Лобанова Е.Н. учитель начальных классов.
Урок гражданственности и мужества.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!
Цели:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация; мультимедийный проектор, экран, цветок, анкеты для уч-ся, музыкальный центр,
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада .
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Тебе иногда в голову приходят интересные мысли. Ты хочешь знать , как устроен мир, как общаются между собой живые существа. Независимо от того где ты спишь, радуешься или плачешь, что то ты кушаешь, есть ли у тебя телефон, каждый имеет право на любовь, признание другими и толерантного отношения к себе. И сегодня я вас приглашаю на экскурсию в мир толерантности.16 ноября Международный день толерантности. Не для всех может быть понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня разобраться в сущности понятия
« толерантность», обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе.
А разговор я бы хотела начать о вечном, о любви. Я вам предлагаю прослушать одну сказку.
( под музыку читается сказка)
Жила на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей стало жить на свете без подружек. И вот она обратилась к старому волшебнику:
-Помоги мне выбрать подружку, чтобы я с ней могла дружить всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром.
Утром когда взошло солнышко, запели первые птицы пришла Любовь в условленное место и видит : стоят перед ней пять девушек, одна краше другой.
-Вот выбирай, -сказал волшебник. Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью – Красота,
Четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
-Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю кого и выбрать.
-Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши и ты в жизни с ними встретишься. Но сейчас выбери одну из них, которая станет твоей подругой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам и задумалась.
А кого выбрали бы вы?( ответы уч-ся)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по реке знаний, где нам предстоит познакомиться с понятием « толерантность».
( слайд № 2. №3.)
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
В Российской энциклопедии социологии толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам , верованиям, мнениям.
Все мы разные: толстые и худые (слайд №3), блондины и брюнеты (слайд №4), отличники и двоечники (слайд №5), люди разных рас и национальностей (слайды №6, 7): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
( мультфильм)
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.
\А сейчас мы приближаемся к Дворцу Милосердия. Здесь нам предстоит обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе. Как вы думаете, почему в мире толерантности есть дворец с таким названием? Что такое милосердие?
Милосердие- это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро.
( стихотворение уч-ся)
О чем это стихотворение? ( о людях- инвалидах).
Это люди с ограниченными возможностями.
Как вы думаете, помимо физических проблем отличаются ли они чем- то от других людей?(Нет)
Они такие же равноправные жители нашей планеты. Как мы должны к ним относиться?( с пониманием и милосердием)
В наши дни ситуация в мире очень неспокойна. Где- то ведутся военные действия, происходят теракты, а страдает от этого мирное население
- Множество людей – мирных жителей – оказались беженцами. Они остались без жилья, работы. Многие люди вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Мы должны проявлять милосердие!
В мире толерантности есть ещё Город Дружной семьи. Давайте его посетим.
( песня С. Ротару « Родина моя».)
Давайте с вами докажем , что мы все можем проживать в этом городе. И сделаем мы это с помощью простого упражнения.
Игра.
На первый взгляд мы все разные, но все же можно найти и сходства. Я приглашаю выйти в круг Аню.
Мы похожи тем, что мы жители Земли. Аня приглашает следующего человека.(все дети стоят в кругу взявшись за руки)-
Н-р Одинаковый цвет глаз, волос, рост, и.тд.
Посмотрите, мы все чем то похожи, мы держимся за руки, а это признак дружбы. А теперь положите руки на плечи друг другу и сделайте шаг с правой ноги в круг.
Давайте поаплодируем друг другу.( ребята садятся на свои места)
У меня к вам возник вопрос : а всели вы проявляете толерантное отношение друг к другу?
Давайте выясним это на Береге Согласия. Для этого предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет приблизительно определить степень терпимости.
( тестирование)
Тестирование
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
Миша плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик - нули.
На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были преданными друзьями. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать окружающих такие какие они есть.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались о результатах данного теста и при необходимости попытались изменить своё отношение к окружающим, покажите всем свой богатый внутренний мир.
А определить свою ценность и значимость в мире мы сможем в Заливе Талантов.
Каждый из вас индивидуален и отличает от других. Я предлагаю вам сейчас вспомнить свои достоинства, достижения, лучшие черты и внести их в таблицу.(таблицы на столе)
Учитель зачитывает некоторые таблицы.
А сейчас все хорошие черты, которые вы указали в памятке, пригодятся вам в Волшебной Лавке, куда мы с вами сейчас и отправимся.
В ней есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим и т.д. Я буду в роли продавца, а вы - покупателей. Предложу каждому из вас приобрести ту черту, которой вам не хватает, и попрошу взамен назвать то качество, которое вы записали в памятке.
Я желаю, чтобы качества, которые вы приобрели в Волшебной лавке, помогли бы вам проявлять толерантное отношение к окружающим людям.
( приложение №3)
Мы завершаем нашу экскурсию и по традиции каждый из вас должен вырастить цветок толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким признакам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю из предложенных вариантов выбрать те, которые характеризуют толерантное отношение.
(предложенные варианты на лепестках цветка).- стр 82-84.
А ещё я вам предлагаю из предложенных материалов сделать герб толерантности.
( коллективная ая работа)
Класс- это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта и взаимопонимание, не было бы не ссор ни ругани. А что для этого нужно?
- Уважать друг друга
- Помогать в учёбе и делах
- Организовывать походы, экскурсии
- Быть вежливыми и внимательными
- Понимать друг друга.
- Уметь договариваться
- Уметь сопереживать.
Просмотреть фотографии из школьной жизни.
Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться
понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
- Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
- Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
- Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
- 8. Тренинг
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны. - Итог
Урока время истекло
Я вам, ребята , благодарна,
За то , что встретили тепло,
И поработали ударно.
Обратите внимание на доску. Мы совершили с вами сегодня экскурсию по замечательному миру Толерантности. Мы прошли 7 этапов. Каждый этап я выделила определённым цветом.Что же у нас получилось? (радуга).Я вам желаю всем , чтобы ваша жизнь была похожа на радугу. Такая же яркая, светлая, радостная.
- Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг” (слайд №22).
(Слайд №23) Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...
Внеклассное мероприятие "Путь в страну Здоровья"
внеклассное мероприятие в начальной школе "Путь в страну Здоровья"...
Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"
выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...
Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. ...
Внеклассное мероприятие: «Толерантность – путь к миру!»
На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете. И эта планета на все времена У всех разноцветных всего лишь одна!...