Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Устюгова Алёна Юрьевна

Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по шахматам "В гостях у жителей шахматной страны"

2-й класс

Цель: Закрепить знания о шахматных фигурах, дать определение фигурам.

Образовательная: Создать условия для совершенствования знаний о шахматных фигурах.

Развивающая: Создать условия для развития умения рассуждать и делать выводы.

Воспитательная: воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре;

Тип: Комбинированный

Вид: Беседа

Оборудование: Мультимедиа, учебник

Планируемые результаты:

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

3.Принимать и сохранять учебную задачу;

 Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2.Оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций.

 Познавательные УУД

1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы .

Личностные

1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Умение анализировать свое эмоциональное состояние на конец занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

УУД

Организационный момент

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Настрой на урок

Р1.

Л1

Актуализация знаний.

блиц - опрос: 

  • какая фигура похожа на башню?
  • какая фигура выше: ферзь или король?
  • что такое белые? Чёрные?

  • у какого слона нет хобота?
  • какой король не умеет говорить?
  • что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону"

б) работа с карточками:

на столах два вида карточек со словами.

1 карточка. Какие фигуры спрятались в словах?

  • коньки
  • заслонка
  • спешка
  • оладьи

2 карточка. Измените одну букву в слове, чтобы получилось название фигур.

  • бадья
  • печка
  • корь
  • пушка

Молодцы, хорошо поработали.

ладья

король

армия светлых фигур, армия тёмных фигур

 у шахматного

шахматный

 шахматное поле

конь, слон, пешка, ладьи

ладья, пешка, конь, пешка

Р3.

К1

П1

Закрепление изученного материала

На прошлом уроке мы познакомились с шахматной доской.

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

Работа в группах:

У каждой группы есть набор из чёрных и белых квадратов.

Составьте из этих квадратов шахматную доску.

Знакомство с шахматными фигурами.

На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" - в них правят короли. Шахматная страна - тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два.

На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я:

(выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей)

Король

 

П1

Р2.

П1

К2

Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.

Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат. Делятся они также на "больших " и "маленьких". "Больших" жителей шахматной страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся.

Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного:Ферзя.

У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.

Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.

А нас можно сразу узнать - у нас есть и глаза, и уши, и грива.

Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это

Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски

Мы стоим как башенки.

Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху - кругленький орешек и воротничок! Нас много - 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.

Вот какие замечательные жители живут в этой стране.

Зовётся шахматной страной двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой, двухцветная война.
Там обе армии смелы, борьбой увлечены.
В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней -
Вот там закон, какой!

Игра "Шахматные домики"

Игра. "Поиграем - угадаем"

Игра - физминутка "Шахматная репка"

Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" - бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка - "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она "ладья".
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.
Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.

Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке находятся все фигуры, ученики на ощупь ищут определённую шахматную фигуру.

заранее готовятся, выходят с большими шахматными фигурами

Ферзя. 

Конь

Ладьи

 Пешки.

расставляют фигуры на доске - чёрные и белые

 Один ученик будет загадывать одну из фигур, а мы с помощью наводящих вопросов попытаемся отгадать, какая фигура загадана.

У учеников в руках шахматные фигуры. Впереди стоит ученик - "репка", на голове у него шапочка "репки". Каждый персонаж сказки - определённая фигура.)

Подведение итогов урока

Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране. Давайте её жителям подарим рисунки с портретами шахматных фигур. Нарисуйте цветными карандашами полюбившиеся фигуры.

рисунки с портретами фигур вывешиваются на доску

Рефлексия

Какие задания понравились больше всего

Что показалось трудным?

Спасибо всем за работу.

Л2

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В гостях у Степашки"

Занятие по ознакомлению с окружающим в первой младшей группе...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия кружка «Волшебный пластилин» с обучающимися 4 класса с нарушениями зрения по теме «Изготовление панно «В гостях у сказки»

План-конспект внеурочного занятия для обучающихся 4 класса с нарушениями зренияПанно «В гостях у сказки». Цели: обучить детей с нарушениями зрения новым приемам изготовления панно в технике «плас...

Конспект занятия в группе продлённого дня для 1 класса «В гостях у светофора»

Цели: закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности...

Конспект занятия «В гостях у Берендея» (Игровая программа)

Заочный туристский поход «В гости к Берендею»Цели и задачи:- обобщить и закрепить знания обучающихся по основам начальной туристской подготовки и ориентированию по карте;- развивать память, воображени...

Конспект занятия "Я приглашаю в свой шахматный мир"

Объяснение нового материала.   Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом  ответить на вопросы, ответы на ко...

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса: "Путешествие в страну здоровья"

Занятие на тему:" Зжоровый образ жизни для младших школьников" в целях создания условий для формирования у  учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни....