ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ
статья

Суханова Наталья Викторовна

Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.

М. Ганди

Воспитательный идеал – это образ совершенного человека, на формирование которого держит курс воспитание; это недостижимый образец, к которому стремится и никогда не доходит воспитание. Это горизонт, который имеет свойство отдаляться при приближении к нему; это мечта, созданная лучшими умами человечества.

Практический (реальный) идеал – обобщенный образец воспитанного в соответствии с принятыми представлениями человека. Реальный идеал отражает принятые в данном обществе и в данное время представления о таком человеке.

В основу практического идеала, задающего цели школьного воспитания, должны быть положены общечеловеческие ценности. В них за

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idealy_vospitaniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ

Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.

М. Ганди

Воспитательный идеал – это образ совершенного человека, на формирование которого держит курс воспитание; это недостижимый образец, к которому стремится и никогда не доходит воспитание. Это горизонт, который имеет свойство отдаляться при приближении к нему; это мечта, созданная лучшими умами человечества.

Практический (реальный) идеал – обобщенный образец воспитанного в соответствии с принятыми представлениями человека. Реальный идеал отражает принятые в данном обществе и в данное время представления о таком человеке.

В основу практического идеала, задающего цели школьного воспитания, должны быть положены общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека.

Приобщение к ценностям

Общечеловеческие ценности – ценности, которые принимаются подавляющим большинством живущих на земле людей.

Они не связаны ни с конкретным обществом, ни с культурой, ни даже с конкретным историческим периодом и действуют в жизни людей подобно нерушимым законам природы.

Основой общечеловеческих ценностей является добродетель (справедливость, верность, искренность).

Исключительная роль в сохранении общечеловеческих ценностей принадлежит религии. Человек так слаб, соблазны вокруг него настолько сильны, что требуется поистине титанический труд священнослужителей, чтобы жестокое, склонное к необдуманным действиям существо держать в рамках человеческого подобия.

Умеренность как ценность одобряется христианской религией.

Школа должна возвратиться к духовному воспитанию подрастающих поколений и в качестве первого шага ввести уроки духовности.

Профессиональные (корпоративные) ценности – своеобразный кодекс работника, принадлежащего к определенной корпорации.

Набор ценностей (В.А. Караковский): человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Гражданские добродетели (П. Уайт): надежда, уверенность, мужество, самоуважение, самопочитание, дружба, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

Актуальные группы ценностей:

  • свобода, равенство, рациональность;
  • духовные ценности;
  • моральные ценности;
  • экологические ценности;
  • ценности политической демократии;
  • ценности искусства;
  • ценности здоровья;
  • ценности учения;
  • уважение и забота о себе и других;
  • чувство принадлежности;
  • социальная ответственность.

Школа должна остановиться на кратком наборе наиболее важных, действительно общечеловеческих ценностях и повести решительную борьбу с бездуховностью.

Системы ценностей (Б. Битинас):

  1. трансцендентные: душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние;
  2. социоцентрические: свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие.
  3. антропоцентрические: самореализация, автономность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуальность.

Уровни сформированности сознания:

  1. эгоцентрических ценностей, самоутверждения:
  2. семейных (родственных) ценностей;
  3. общественных, гражданских, национальных ценностей;
  4. общественных ценностей;
  5. универсальных ценностей (духовного, расширенного сознания).

Ценностные ориентации современной молодежи: единственное правильное заключение о молодежи, и учащейся молодежи в частности, состоит в том, что она растерянна, лишена нужных ориентиров и твердого руководства.

Теоретические споры

Главная беда русской школы – она «поддалась всяким чуждым интернациональным течениям, идущим извне, властно захватывающим ее, насильно оторвавшим от отечественных родных устоев, по возможности, парализовав их.

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются большинством людей во всех странах мира.

В начале 20 века проблема соотношения общечеловеческого и национального быта была переведена в практическое русло и тотчас практически обострилась. Достаточно рельефно выявилась тенденция поставить во главу угла общие российские ценности. Сторонники такого подхода, выдвигая требование «заменить копию с немецкой школы школой настоящей, русской», объясняли неудовлетворительное состояние системы образования в России полным отсутствием в ней национального самосознания, что лишает школу «всякого твердого устоя, который мог бы направлять ее по верному незыблемому руслу».

Источником создания подлинно национальной школы должен стать сам русский народ – его история, дух и традиции. Непременным условием успешного национального воспитания является общий политический и культурный подъем России. В этой благоприятной среде окрепнет самосознание русских, расцветет народное творчество, актуализируется богатое культурное наследие, а все это вместе создаст фундамент русской школы.

Признаки нравственного упадка:

  1. спад уважения к властям в промышленного развития странах;
  2. халатное отношение к работе;
  3. грубое поведение;
  4. нарастание агрессивного и деструктивного поведения.

Воспитательный идеал для 21 века

Российский идеал воспитания никогда не был особенно изменчив. В каждую историческую эпоху он дополнялся соответствующими своему времени особенностями, но основы его остались незыблемыми. Общественное благо как высшая цель воспитания в нем оставалось всегда.

Благо Родины есть:

  • государственная независимость, возможность россиян свободно творить свою политическую, хозяйственную и религиозную жизнь;
  • объединение всех людей, живущих в России;
  • справедливое государственное устройство, поддерживающее порядок в обществе и в то же время, обеспечивающее личные права и свободы каждого гражданина;
  • справедливое государственное устройство, при котором исключается и становится невозможной борьба между отдельными группами в обществе;
  • высокий уровень развития народного хозяйства и справедливая его организация;
  • расцвет духовной культуры: науки, искусства, образования, обеспечивающий выход на передовые позиции в мире;
  • высокий религиозно-моральный уровень населения;
  • высокий уровень здоровья народа, сведение к минимуму заболеваний и смертности.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Источники целей

Цель воспитания - это то, к чему оно стремится, то будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ — всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цели воспитания

Общие (выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей)

Индивидуальные (предполагается воспитание определенного (отдельного) человека)

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты.

Цель воспитания – система решаемых воспитательных задач.

Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

Цели воспитания следуют из идеальных представлений о воспитании, они реальны, практичны. В их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Возможности педагогической системы также влияют на постановку целей.

Но определяющим фактором является идеология – политика государства, которая зависит от ряда факторов.

Сегодня не все педагоги отводят воспитанию пассивную роль – следовать за идеологией и политикой, отражать их дидакт в педагогических системах. Воспитание не должно обслуживать ни государства, ни правительства, его вечное предназначение – делать людей лучше, добрее, совершеннее.

Закон цели воспитания

История педагогики — это длинная цепь зарождения, реализации и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

История общественного развития подтверждает, что произвольное выведение целей воспитания недопустимо. При их выборе и формулировке необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Кроме идеологии, политики государства, важное значение имеют потребности общества.

Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, не учитывали реальностей жизни, пытаясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает реалий действительности, удел его заранее предрешен.

Цели воспитания в конечном итоге всегда отражают достигнутый уровень развития общества и изменяются с изменением способа производства.

Типы общественно-экономических формаций:

первобытно-общинный строй

Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды.

Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались.

рабовладельческий строй

Воспитание стало особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. В воспитание детей рабовладельцев входила подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Детей приучали к труду, смирению и покорности.

На примере античного воспитания видим, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с этим велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

феодализм

Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом.

Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают.

капиталистический строй

Буржуазия и пролетариат.

Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим.

Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений.

посткапиталистический строй

На смену раннему (классическому) капитализму пришел развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим (рыночным, демократическим и т.п).

Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений.

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Цель советской школы

Цель воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя.

Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений.

Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

Цель современного воспитания

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию личности, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно.

Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

Задачи воспитания

Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

  1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности.

Задачи:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
  1. Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • обучение новым видам движений;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);
  • формирование гигиенических навыков;
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
  1. Трудовое воспитание и политехническое образование – два взаимосвязанных аспекта. Трудно себе представить современного человека, не умеющего плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, выверенный веками принцип всестороннего развития личности.
  2. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами производства, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
  3. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

  1. Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.

Зарубежные концепции и их цели

Прагматизм — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности (Ч. Пирс, У.Джемс, Дж. Дьюи). Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Воспитание не может быть средством подготовки человека к жизни, оно — сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя предвидеть, как сложится его жизнь. Воспитание должно объединять людей.

Неопозитивизм — философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией (Платон, Аристотель, Юм, Кант). Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей. Нужно преградить путь манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания — формирование рационально мыслящего человека.

Новогуманистическая педагогика цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ее задача — развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

Экзистенциализм — влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждый человек — носитель своей нравственности. Человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на существование во враждебной ему среде. Общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. Приоритет в воспитании принадлежит самовоспитанию.

Неотомизм — религиозное философское учение (Фома Аквинский). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Сущность мира непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога.

Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности. Необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека — теле и душе, но главное — душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нравственными, убедить их, что существуют ценности, превышающие материальное благополучие.

Бихевиоризм — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение (Дж. Уотсон).

Рационализм возник из объединения идей различных философских направлений, в которых субстанция человека – это рациональная природа.

Цель – познание истины путем абстрагирования с помощью мышления. Истина – над всем.

Инструментализм главное внимание уделяет рационализму человека. Разум – средство для решения всех проблем. Инструментализм не стремится к познанию объективной истины, поскольку познать ее невозможно.

Цель – вооружение человека средствами для жизни и выживания.

Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным воспитанием, с формированием у молодого поколения таких моральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, определять линию поведения, свою жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Презентация на тему: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. "

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...