Классный час "Традиции и праздники русского народа"
классный час

 Наталья Николаевна Макарова

КЛАССНЫЙ ЧАС "ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_chasy_po_oep.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС "ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА"

Учитель начальных классов МБОУ"Красносельская СШ" Макарова Н.Н.

Цели:

- познакомить уч-ся  со славянскими праздниками.

- рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.

- развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

 -воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину.

Форма проведения: сообщения уч-ся о праздниках.

Оборудование:

- репродукции картин;

- пословицы и поговорки (на доске).                      

Ход урока

I. Организационная часть

II. Постановка проблемы и задач урока

Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.

– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?

III. Открытие новых знаний

Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.

Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.

Первая группа

Праздник урожая

Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово “лето” означает и “год” в целом.

Вторая группа

Новый год и святки

В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.

Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово “колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего “суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.

Третья группа

Крещение (19 января)

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются “Орешки” или “В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Масленица

Масленица была одним из самых шумных и весёлых праздников. Это были проводы зимы, встреча весны. Обжорство (готовилась обильная мучная пища) имело ритуальное значение и должно было воздействовать на урожай.  

        Вся неделя празднования масленицы именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого зимнего праздника являлись блины.

         Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божицу, крышу или могилу – для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

        Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

 Вторник – заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления.

        Среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво.

        Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда  проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

         Пятница была известна как тёщины вечера. Не только тёщи, но и зятья угощали в этот день тёщ!

        Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали  у себя родных.

        Воскресенье – это проводы, целовник, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В этот день «сударыню – Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За околицей устраивался большой костёр. Давали чучелу Масленицы блин и затем  «сударыню – Масленицу» торжественно сжигали на костре.

Четвертая группа

Благовест (22 марта)

День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Пасха

Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно “играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.

Пятая группа

Праздник Ивана Купала

Праздник Ивана Купалы отмечался 7 июля. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Купание в воде, прыжки через костёр, ритуальные оргии и озорство – всё это – имело очистительное значение, отражало стремление сохранить и приумножить урожай. В ночь на Ивана Купалу происходили всякие чудеса: цвёл папоротник, колдуны оборачивались собаками, ведьмы портили чужой скот и т.д.

Шестая группа

Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)

Считалось, что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели ритуальную ржаную “бороду”, которую называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвижения, замыкало годовой цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение отходила к зимнему сну. Это был срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы “двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась “Вырей”, “ирей” или “рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со “змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.

Учитель:Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.

IV. Закрепление пройденного материала

  1. Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены.
  2. Конкурсы.

 а) Найдите среди пословиц и поговорок те, которые характеризуют зиму и объясните ваш выбор. (пословицы и поговорки написаны на доске)

Зима – хранилище полей.

                Март зиму кончает, а весну начинает.

Вода на лугу – сено в стогу.

               Гром в ноябре – к большому снегу.

 Много снега – много хлеба.

              Снега надует – хлеба прибудет.

Май создаёт хлеба, а июнь сено.

              Снег глубок – хлеб хорош.

Весна землю парит.

              Солнце заходит в облака – к снегопаду.

Слабая роса -  к дождю.

              Чем ядрёнее морозы, тем жарче летние месяцы.

Баня всё исправит – снеговая вода красоты прибавит.

             Кто спит весною, тот плачет зимою.

Сильные росы – хороший урожай.

             Ученье – свет, а неученье – тьма.

V. Итог занятия

Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?

– Что воспитывают в людях народные традиции?

- Как называли неделю празднования масленицы?

- Что разрешалось есть во время масленицы?

- Каждый день недели во время масленицы имеет своё название. Помните ли вы эти названия?

-  Когда отмечается праздник Ивана Купалы? Что происходит в этот день?

   Учитель: Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о праздниках и традициях русского народа. Спасибо за сообщения, которые вы подготовили к нашему занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Традиционные праздники русского народа".

В данном материале представлен заключительный этап работы над проектом....

Конспект занятия "Сезонные заботы и праздники русского народа"

Конспект игрового- познавательного занятия для начальной школы и подготовительной группы детского сада. В игровой форме дети получают знания о жизни русского народа, учатся выполнять УУД - объяснять п...

Праздник по ОРКиСЭ "Православные праздники русского народа"

При введении в курс начальной школы прогаммы по православию, в конце учебного года  мы с ребятами подготовили познавательное и в то же время праздничное мероприятие по православным праздникам рус...

Православные праздники русского народа

Оснновные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

Православные праздники русского народа

Оснновные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

Презентация. Православные праздники русского народа.

В презентации показаны основные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...