Блокада Ленинграда
классный час (3 класс)

Москаленко Ольга Юрьевна

Конспект классного часа "Блокада Ленинграда" для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     ________________

Конспект  классного час  3 класса

«Блокада Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, гордости за страну, народ

Задачи:1) знакомство с героическими событиями блокадного Ленинграда

               2) формирование представления о долге перед Родиной,

               3) пробуждение в детях чувства сострадания и гордости за народ,

               4)сформировать понятие "блокада",

               5) воспитание уважения к старшему поколению.

Оборудование: - проектор; компьютер; экран, презентация

Ленинграду  посвящается

Увы, блокада Ленинграда

Застала, как всегда, врасплох…

Пришла война, ну что ей надо?!

Великих бед?

Иль страшных снов?

Вся наша жизнь была в кошмаре

бомбёжек страшных и боёв.

Мы закалились, возмужали,

Теряли мы своих сынов.

Но цель была-спасти Отчизну,

Каждую пядь ленинградской земли

И победить беду лихую,

Прожить достойно суровые дни!

Дорогой Ленинград!

Сейчас ты красив и ярок,

Солнце освещает проспекты твои.

А тех земляков, кто жил в кошмарах

Тебе уже никогда не забыть!

      Вперёд  к  победе!

Шёл июнь 41 года.

Враг  напал на родную страну!

Мы сражались за жизнь и свободу

На фронтах, на полях и в тылу.

И весной 45 года

Над Рейхстагом поднялся наш флаг!

Победили фашизм всем народом!

Это был наш ответственный шаг!

          Ленинградская история.

Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной  книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

                    «Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».                        

Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Просмотр отрывка дневник Тани Савиной

Герой-земляк.

Никитин Данил.

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия напала на СССР. Гитлер приказал окружить Ленинград и взять его измором. Но планы фашистов не сбылись. Город Ленинград 900 дней и ночей боролся и выстоял, потому что знал, что на помощь ему придёт вся страна.

Был страшный голод. Продукты люди получали по норме. Не работал водопровод и измученным ленинградцам приходилось воду на санках возить из Невы. А те, кто совсем ослаб –топили снег.

На защите Ленинграда стоял и мой земляк- Александр Спирин, командир танковой роты. В 1944 году советские танкисты прорвали проходы в обороне противника. 14 января они уничтожили два танка-тигра, 33 оружия, 12 миномётов, 100 солдат и офицеров противника.

Машина Спирина была подбита. Гитлеровцы хотели захватить офицера советского в плен, но командир отстреливался до последнего патрона. Когда его товарищи пришли на помощь, то боевой командир лежал мертвым с автоматом в руках, а рядом с ним -60 фашистов. Герой Советского Союза Александр Иванович Спирин не отступил с  завоеванного под  Ленинградом маленького плацдарма. Я горжусь своим земляком! Он помог Ленинграду в трудную минуту.

 «Ленинград никогда не был и не будет в руках врага!»

Пыстогова Кристина

8 сентября врагу удалось выйти к Ленинграду и блокировать его. С этого дня началась 900-дневная героическая оборона Ленинграда.

9 сентября гитлеровцы в некоторых местах прорвались к городу. Тревожно завыли в Ленинграде сирены. На домах появились белые листы:«Враг у ворот!». А когда трамваи подъезжали к проходной Кировского завода, то кондукторы объявляли:«Вагон дальше не пойдёт. Дальше фронт». Все ленинградцы встали на защиту любимого города.

Только в первые месяцы ушли на фронт три три четверти жителей города: мужчины и женщины. А позднее в Ленинграде не стало совсем просто жителей-в нем были все защитники.

Геройски защищали город пехотинцы, танкисты, моряки Балтийского флота.

Снаряды рвались повсюду. Но чем злее был враг, тем росла решимость защитников города. Ни на минуту не покидала ленинградцев вера в победу. Город жил, трудился, боролся.

Рабочие на заводах работали в несколько смен, а им помогали совсем юные жители Ленинграда: такие же как я, мальчики и девочки. Они помогали выпускать боеприпасы, технику. Все это отправлялось прямо с заводов на фронт. Люди слабели от голода и холода, но с заводов не уходили.

Очень тяжелой была для жителей первая зима. Враг постоянно бомбил город. В нем все меньше оставалось продовольствия и топлива.

В ноябре 1941 года рабочим давали по 250 граммов хлеба, а остальным жителям по 125 граммов.

В городе начались болезни, голод. Всё чаще умирали люди. Но труднее всего было маленьким детям, потому что им хотелось есть и было очень страшно от взрывов. В самый тяжелый период блокады по замерзшему Ладожскому озеру была проложена трасса. Ленинградцы назвали её «Дорогой жизни», потому что доставляли по ней в город продовольствие, вооружение, боевые припасы, а обратно вывозили больных, стариков и детей.

Гитлеровцы надеялись, что ленинградцы перессорятся и перестанут защищать город. Но они просчитались!

Долгие годы ревели в городе сирены, снаряды и бомбы разрушали стены прекрасного города. Всё меньше становилось защитников Ленинграда…

Но чтобы ни делали враги, а город был ,как крепость, неприступен.

Зажатый в блокадное кольцо город заявлял фашистам:«Ленинград никогда не был и не будет в руках врага!»

Просмотр видео : Блокада Ленинграда глазами детей тех годов.

«О  тех  далёких  днях» ( 75-летию посвящаю)

Семерикова  Елизавета

В конце сентября 1941 года на фронте ухудшилось положение советских войск. Гитлеровцы быстро наступали, окружив кольцом город Ленинград. Осталась лишь узкая полоска водного пространства по Ладоге, которая связывала Ленинград и большую землю, но и её фашисты обстреливали с воздуха.

Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в городе становилось всё тяжелее.

Голод! Как страшно под бомбёжками! Как страшно, когда нечего есть! Как страшно, когда негде согреться!

Чем же питались ленинградцы: ловили грачей, кошек, собак, даже лекарства заменяли пищу.

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом. Но Ленинград жил и работал. На заводах выпускали боевую продукцию.

А как же дети? Они учились и работали. В городе на Неве работали 30 школ. Но путь ребят до школы  был очень опасен: кругом стреляли. Да и не все ребята доходили до назначенного места-они просто умирали от голода. Самая знаменитая девочка блокадного Ленинграда-Таня Савичева. Она написала в своем дневнике о всей семье, которая постепенно умирала. А когда саму девочку вывезли из города, она уже так сильно ослабла, что врачам ее не удалось спасти. Но ее дневник- память о тех страшных днях, чтобы люди помнили и никогда не повторяли зло.

27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону немецкой армии, разрушили её главные силы.

Вот так и закончилась осада знаменитого города, который не только всё выдержал , но и победил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...