Этикет
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Положения этики Иммануила Канта:

Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.

Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.

Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро.

Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.

Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.

Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.

Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.

Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.

Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.

Необходимо желать счастья другому.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание – это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.

Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.

Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии, враждебность – во взаимном неблаговолении и антипатии.

Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.

Самыми ужасными тремя пороками, которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство.



Предварительный просмотр:

Правила общения:

1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора: каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: «Лучше лишить человека пищи, чем внимания».

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому, в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете.

Общие правила ведения беседы:

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувства своего собеседника, не старайся его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные!». Скорее всего, подумают: «Какая невоспитанность!» и скучно отвернутся.

5. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

6. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре «Что?» (а тем более «Шо?»). Скажи: «Извините, я не расслышал».

8. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?». Это бессмысленно и невежливо.

9. Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.



Предварительный просмотр:

Правила поведения в гостях

  • Благодари, если тебя приглашают в гости.
  • Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.
  • На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.
  • В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
  • Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.
  • Если тебя угостят, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения. Выходя из-за стола, скажи «спасибо».
  • Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.



Предварительный просмотр:

Правила поведения в школе

  • В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.
  • Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.
  • В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
  • Мальчики у входа в школу снимают шапки.
  • Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.

На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

  • Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец, вожатый и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора, вожатого и др.).
  • Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и очень тихо откинуть крышку и подняться, спокойно опустив руки.
  • Во время урока сидеть полагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на планке; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.
  • Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.
  • Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.
  • Обращаться с просьбой к учителям или к товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».
  • У доски стой прямо. Выходя к доске, поправь свою форму.
  • Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай.



Предварительный просмотр:

Правила вежливости и культуры речи

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.
  • Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
  • Со взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  • Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.
  • Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).
  • В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
  • Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  • Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
  • Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном перестают быть вежливыми.

На перемене. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.

  • После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкаясь у двери и не пытаясь пройти впереди учителя.
  • На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.
  • В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.
  • Во время перемен можно играть в разные игры.
  • Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,
  • Если в дверях встретился взрослый (учитель, отец, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
  • Завтракать во время смены нужно в классе или в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по коридору или классу, нельзя.
  • Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть салфеткой или платком руки, чтобы не испачкать одежду, тетради и книги.
  • Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную мусорную корзину.
  • В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.

В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок.

  • С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц
  • Если видишь, что страница плохо держится, подклеить. Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.



Предварительный просмотр:

Речевой этикет и культура речи "Ты" или "Вы"

Задачи: расширять знания детей о форме обращения на "ты" и "Вы"; воспитывать культуру общения.

Подготовительная работа. Детям дается задание узнать у своих родителей, к кому из людей лучше обращаться на "Вы", а к кому - на "ты". Одной из групп поручается найти с помощью родителей из сборника пословиц В.И. Даля ряд приветствий, обращений, принятых в прошлом.

Примерные этапы занятия

Первый этап. "Ты" и "Вы". Выясняется у ребят, какие формы обращения к собеседнику они знают.

Учитель обобщает, что форма обращения "ты" выражает более близкие отношения с человеком, означает уважение, возникшее к кому-либо на почве товарищества, дружбы или любви. "Ты" говорят детям и друзьям, родителям, бабушкам и др.

Выясняется, что если люди не настолько близки, они говорят друг другу "Вы".

Второй этап. "Эй, ты!" Читается рассказ М. Пляцковского "Эй, ты!"

— Никто из зверей не хотел проходить мимо домика, в котором жил попугай Эйты. Иначе его и не называли, потому что самое любимое выражение попугая было "Эй, ты!"

Увидит он бегемота и кричит:

  • Эй, ты! Бегемот! Твой портрет — в журнале мод! Увидит крокодила и насмехается:
  • Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил? Увидит носорога — и проходу не дает:
  • Эй, ты! Носорог! Не цепляйся за порог!

Кому захочется мимо такого вредного попугая проходить? Но приходилось все-таки. Ведь домик попугая Эйты стоял на самой центральной улице, напротив самого центрального универмага.

Больше всех был недоволен этим дразнилкой директор универмага жираф Долговязик, потому что к нему почти перестали заглядывать покупатели. Никому не хотелось, чтобы его при всех дразнили.

И тогда жираф Долговязик придумал хитрый ход.

Он преподнес попугаю Эйты ко дню рождения большущее новенькое зеркало.

Увидел Эйты свое изображение в зеркале и решил, что это совсем другой попугай на него смотрит.

С того дня он все время торчит возле зеркала и сам себя дразнит:

— Эй, ты! Попугай! Сиди дома, не гуляй!

Делается вывод о том, что обращение "ты", как и "Вы", предполагает вежливое, уважительное отношение к человеку.

Третий этап. "Он", "она". Учитель обращается к детям с вопросами:

—А знаете ли вы, что такое анонимное обращение?

Анонимное обращение - это обращение типа "товарищ", "господин". Оно используется только при обращении к постороннему, если не знаешь его имени (например, в поезде, в магазине и т.д.).

Уместно ли обращение "он", "она" к близким?

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке, дедушке, сестре или брате нельзя говорить "он" или "она". Нужно сказать: "Мама просила передать", а не "она просила". "Да, отец дома", а не "он дома".

 Некоторые подростки иногда обращаются к своим родителям так: "моя старуха", "мой старик", а относительно детей - "пацан". Как вы, думаете, ребята, это правильно, красиво?

Четвертый этап. "Проверьте себя". Дети рассаживаются по микроколлективам. Каждой из групп задается вопрос. Несколько секунд на обсуждение — и ответ должен быть готов. Если дан неверный ответ, помогают другие группы и т.д.

Кто разрешает переход на "ты"? (Старший — младшему; начальник — подчиненному; женщина — мужчине; девочка — мальчику.) — Какую форму обращения должны выбрать дети?(Исходя из ситуации: с другом - "ты", с учителем - "Вы", но их объединяет вежливая интонация обращения и интонация вежливого разговора.)

  • Если вас окликнули "Эй, ты!", как вы себя поведете?
  • При необходимости обращения к незнакомому человеку какую форму вы изберете, если это: продавец, прохожий, родственник, товарищ, сосед по квартире, учитель и т.п.?

Советы организаторам

  1. При подготовке к занятию четко определите опорные понятия: ролевые позиции, степень знакомства или родства, пол, возраст общающихся.
  2. Систематически требуйте от ребенка вежливой формы обращения и вежливого разговора.
  3. Не стремитесь на занятии дать много вариантов формы обращения на "ты" или "Вы", но на те из них, которые доступны младшему школьнику, сформулируйте четкую установку. (Переход на "ты" при общении может предложить старший - младшему, старшая девочка — мальчику, женщина - мужчине, начальник - подчиненному, бабушка - внуку и др.)

Младшим школьникам — о добродетелях

Уважение — почтительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...