Воспитание: новые вектора в условиях реализации ФГОС
презентация к уроку
Дестабилизация в ценностно-смысловой сфере личности приводит, с одной стороны, к несформированности позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям; с другой стороны, к рассогласованию формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации, что обостряет психические, психосоматические и социальные болезни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_po_fgos.pptx | 851.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель выпускника Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами: интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры, необходимыми для сознательного и активного участия в общественном прогрессе; быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в избираемой профессии (общая и профессиональная обучаемость); умением владеть собой в сложных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; воспитанностью, благожелательным восприятием всех целесообразных внешних воздействий (социальных требований, техники безопасности, требований трудового коллектива и др.); диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Этимология термина « воспитание » Путь духовного возвышения человека : древнерусское «възъпитание» - возвышенное питание. Украинское «виховати» - извлекать спрятанное – свидетельствуют о духовно-ценностной воспитательной традиции наших предков. Воспитание – это смысло-порождающий процесс Воспитание – это культуросообразный, социо- и личностно-ориетированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребёнка к ценностям культуры, овладение им специальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности. .
Цель воспитательной деятельности - ценно-смысловое развитие ребенка.
Образованный, но невоспитанный человек может быть не только бесполезен, но и опасен для общества .
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны; усиление ценностной дезориентации общества , ведущей к углублению разрыва между человеком и обществом (снижению экономической активности, росту социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, росту в ее среде жестокости, агрессивности, нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма и т.д.). Проблемы воспитания в системе образования:
Проблемы воспитания в системе образования: Дестабилизация в ценностно-смысловой сфере личности приводит, с одной стороны, к несформированности позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям; с другой стороны, к рассогласованию формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации, что обостряет психические, психосоматические и социальные болезни.
При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!
Именно жизнеспособному человеку свойственен осознанный выбор ценностной позиции и способов деятельности в основных жизненных сферах. Воспитание жизнеспособной личности основывается на новой парадигме воспитания, рассматривающей человека как творца культуры и самого себя.
Методологическая основа стандартов. Принципы нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Стратегии воспитания Социализация (интеграция человека в общество, освоение комплекса социальных ролей и нравственных норм) через включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности, социальные пробы
Стратегии воспитания Акмеологическая (достижение вершины развития, ориентация на постоянное самосовершенствование) через оказание человеку максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей
Стратегии воспитания Культурологическая (ориентация в окружающей этнической среде, умение пользоваться большинством предметов культуры, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание) через освоение современной культуры, принятие общечеловеческих ценностей
Стратегии воспитания Экзистенциальная (развитие индивидуальности, понимания человеком самого себя и других, осознание смысла существования, умение планировать жизнь) через инициирование процедур выбора, самореализации, рефлексию
Актуальный социальный заказ В этом контексте системно-деятельностный подход к воспитанию раскрывается по-новому: цель самодеятельности личности — это внутреннее, глубинное, экзистенциальное изменение самого деятеля.
«Воспитательная работа, - есть прежде всего работа организатора-фасилитатора», то есть помогающего и облегчающего ребенку его интеграцию в общественную жизнь. По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологии воспитания
Роль учителя: Информатор-эксперт Организатор-фасилитатор Консультант
КАПИТАН КОРАБЛЯ ЛОЦМАН ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ Консультант ДЕМОКРАТ САДОВНИК ПСИХОЛОГ Вызывает уважение Приветствует инициативы Дает способы самообразования Корректирует, заботится Держатель процессов Выращивает, создает среду саморазвития каждого Знает «подводные камни» ?
Т ехнология - это процедура контакта педагога и учащегося, среда стихийного, свободного диалога.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Слово « интерактив » пришло к нам из английского языка от слова ” interact ”, где “ inter ”- это «взаимный», “ act ”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
« Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам Ролевые игры Социальные проекты Портфолио ИТ-проекты Социальные акции Тренинги Дискуссионные клубы Образовательные стратегии Предметные недели Надпредметные недели Творческие лаборатории Ток-шоу «Сейшны»
«Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам видеопроекты, социальные проекты, «event-мероприятия», сценические представления, семейный клуб, целевые акции, социально-патриотическая акция; экологические акции конкурсы прикладного творчества, конкурсы детского литературного творчества
Отношения диалогического сообщества Компоненты Описание Доверие Каждый ребенок ощущает, что ему доверяют . Каждый испытывает психологический комфорт и чувство защищенности. Толерантность Уважается различие во взглядах, культурные и личностные различия. Дети избегают применять негативные стереотипы по отношению к сверстникам и взрослым. Забота Дети заботятся друг о друге и о лице образовательного учреждения , помогают друг другу решать личные проблемы; активно анализируют и обсуждают проблемы коллектива. Сотрудничество Признавая различие личных целей, дети, тем не менее, формируют коллективные цели и добиваются их осуществления.
R = DE РЕЗУЛЬТАТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НИЧЕМ ИНЫМ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ само
Преимущества ИМВ Высокая мотивация! Прочность знаний! Творчество и фантазия! Коммуникабельность! Активная жизненная позиция! Командный дух! Ценность индивидуальности! Свобода самовыражения! Акцент на деятельность! Взаимоуважение! Демократичность! Успешность в жизни!
Общие требования к профессионализму классного руководителя в условиях реализации ФГОС Показатели деятельности классных руководителей Показатели результативности деятельности классных руководителей
Показатели деятельности классных руководителей Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе Кадровое обеспечение воспитательного процесса Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Показатели результативности деятельности классных руководителей Уровень воспитанности учащихся Обеспечение жизни и здоровья учащихся Профилактика правонарушений Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности Занятость учащихся в системе дополнительного образования Организация работы с родителями учащихся Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями Социально-психологический климат в классном коллективе Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания
«Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит”. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО» Концепция программы ФГОС НОО ...
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС
Цели, задачи, направления в патриотическом воспитании младших школьников....
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова Е.Ю., Конева В.Н....
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...