Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста
статья
Статья на тему актуальности воспитания чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_empatii_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста
Воспитание эмпатии у ребенка — это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.
Люди с развитой эмпатией[1]:
- более позитивны,
- не склонны осуждать других,
- более внимательны к людям,
- умеют слушать,
- прекрасно налаживают связи и строят отношения.
Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей лежит на плечах родителей. Учителя и педагоги способны также развивать чувства эмпатии у школьников.
Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего.
Изучая феномен эмпатии, психологи выделили 3 основные уровня эмпатии[2].
Самый низкий уровень эмпатии. Люди, находящиеся на этом уровне, слишком эгоцентричны, зациклены на себе, мало беспокоятся об окружающих. Им сложно договариваться, устанавливать контакты и строить отношения.
Второй уровень эмпатии. Этот уровень наиболее распространенный. Такой человек в основном равнодушен к чувствам и мыслям окружающих, но иногда проявляет сопереживание и сочувствие.
Третий уровень эмпатии. Того, кто находится на этом уровне, можно поправу назвать эмпатом. Порой, такие люди понимают других лучше, чем себя. Это самые верные и надежные друзья, обладающие сердечностью, великодушием и умением прощать.
Чтобы правильно оценить состояние другого человека, нужно быть полностью беспристрастным. Повысить уровень своей чувственности помогает вхождение в роль собеседника.
Эмпатия — это отличная возможность расположить к себе человека. Чтобы научиться понимать людей и строить гармоничные отношения, нужно знать, что они чувствуют.[3]
Эмпатия — способ оказать помощь и поддержку. Умение сочувствовать и сопереживать может в корне изменить жизнь других людей. Оказав поддержку и проявив понимание, можно помочь другому человеку выйти из депрессии и найти смысл жизни[4].
Эмпатия — бесценный дар в отношениях. Чувствуя состояние другого человека, можно предотвратить конфликт, наладить душевную связь, дать другому то, что он действительно ждет.
Эффективные способы развития эмпатии
Сопереживать возможно абсолютно всем — людям, животным, деревьям. Ощущать эмоциональный фон можно даже у предметов. К примеру ясновидящие считывают информацию с предметов, полагаясь именно на свое ощущение от них (от «плохих» предметов, к примеру, веет холодом, «хорошие», наоборот, излучают теплую энергию).
Эмпатия — это один из способов считывания информации. Развивая этот дар, можно многое узнать о людях с которыми общаетесь, местах, в которых бываете, предметах, с которыми соприкасаетесь[5].
Эмпаты успешны в школе и дома, они внимательные, понимающие, отлично ориентируются в ситуации и умеют избегать конфликтов!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами — то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания.
Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку[6]:
- отличные результаты в школе,
- поможет в общении со сверстниками,
- станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!
Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.
И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.
Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат — во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов. Навыки эмпатии могут улучшить ваши отношения с ребенком и помочь ему ориентироваться в отношениях с окружающими.[7]
Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.
Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях — о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.
Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта. Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию.
Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта[8]. Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.
Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.
Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии[9].
Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.
Согласно исследованиям, дети, которые живут вместе с животными, более чуткие и внимательные, у них высокий уровень эмоционального интеллекта, отличные навыки общения с людьми и правильные социальные ценности. В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.
К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности.
Список использованной литературы:
- Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М.: Воронеж,
- Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. — Новосибирск, 2011. – 180 с.
- Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Объединенный научный журнал. - 2015. - №15. – С.42-47.
- Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. - №1. – С.67-69.
- Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2013. – 187 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. – Спб.: Питер, 2010. – 406 с.
[1] Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М.: Воронеж, 2011. – С. 23.
[2] Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. — Новосибирск, 2011. – С. 23.
[3] Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук. — Ставрополь, 2009. — С. 19.
[4] Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Объединенный научный журнал. - 2009. - №15. – С.42-47.
[5] Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. - №1. – С.67-69.
[6] Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2013. – С. 56.
[7] Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. – Спб.: Питер, 2010. – С. 87.
[8]\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"
В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...
Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....
Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.
Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...
"Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. Но XXI столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке.Всё начинаетс...
Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста
В данной статье описаны методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. А также дано описание основных элементов подготовки учителя в условиях воспитани...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...