ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Мир доброты»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Мир доброты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение
Восточная гимназия
УТВЕРЖДАЮ
«__»_______2017г.
директор гимназии
___________/М.Е. Гулакова/
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Мир доброты»
4 «Б» класс
Классный руководитель:
Со ЕнДя (Тамара Валерьевна)
Южно-Сахалинск
2017г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания младших
школьников «Мир доброты».
Цель программы: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
1.Создать благоприятный психологический климат в классном коллективе, способствующий развитию личности ребенка.
2.Развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся, вовлекая их в проектно-исследовательскую, научную, спортивно-оздоровительную, коммуникативную деятельность.
3.Формировать ценностное отношение к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.
5.Формировать навыки здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
6.Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.
Сроки реализации программы.
4 года (1-4 классы).
Ожидаемые результаты:
1.Ценностное отношение к России, к своей малой родине, культурно-историческому наследию.
2. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
3.Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
4. Опыт социальной и межкультурной коммуникации.
5. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы, включая сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей, опираясь на положительный семейный опыт воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере воспитания подрастающего поколения. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.
Новизна программы
- программа интегрирована в основные виды деятельности обучающихся, что является одним из основных принципов, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- в структуру программы включены блоки, которые предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и приобретение практического опыта;
- привлечение родителей в решении педагогических задач.
Принципы реализации программы:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно - ориентированный подход;
- деятельностный подход;
- принцип педагогического руководства.
Методы и формы:
- беседы и наблюдения;
- классные часы;
- интерактивные игры;
- экскурсии;
- тематические праздники;
- конкурсные программы и КВНы;
- игры, спортивные соревнования;
- проектно-исследовательская деятельность;
- родительские собрания.
Направления
1.Духовно - нравственное
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и настоящего.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, конкурсы.
- Экскурсии, походы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира, родного края
2.Спортивно-оздоровительное
Цели:
- формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формировать представления о положительных и отрицательных факторах, оказывающих влияние на здоровье;
- знакомить с правилам личной гигиены, с упражнениями для психологической разгрузки и упражнениями для снижения зрительного напряжения; развивать навык самостоятельно поддерживать свое здоровье;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- формирование представлений о ЗОЖ;
-расширение представлений о понятии «здоровье»;
- формирование представлений о влиянии окружающей среды на здоровье человека, чередовании труда и отдыха, профилактики нарушений деятельности организма.
Формы работы классного руководителя:
-беседы, классные часы;
-интерактивные игры; викторины,
-спортивные мероприятия;
-проектно-исследовательская деятельность.
3.Семья
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение внеклассных мероприятий.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
- активное включение родителей в воспитательный процесс.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- тематические классные часы;
- праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
- тематические праздники, посвященные красным датам календаря.
- походы выходного дня, экскурсии, викторины;
- дни творчества, дни открытых дверей;
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
- читательские конференции по проблемам семьи с приглашением специалистов.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для физического, интеллектуального и духовного развития учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо:
а) изучение психологической атмосферы в семье, взаимоотношения с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед, встреч со специалистами;
в) вовлечение родителей к подготовке и проведению совместных внеклассных мероприятий;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях;
Основные направления классного руководителя и родителей :
а) выработка единой тактики семьи и школы в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах.
1 класс
1.Первый раз в первый класс. Трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Компьютер в жизни семьи и первоклассника.
3. Мотивы учения младших школьников.
4. Режим дня школьника.
2 класс
1. Первые уроки школьной отметки.
2. Гиперактивность. Что это такое?
3. Что мы знаем об агрессивности?
4. О разумной родительской любви.
3 класс
1.О стилях семейного воспитания
2. Что мы знаем о темпераменте?
3. Что такое способности человека?
4. Поощрение и наказание как методы воспитания.
4 класс
1.О детской дружбе
2. Поговорим о ЗОЖ
3. О безопасности в окружающем мире. Действия при ЧС
4.Моя семья – моя радость
4. Интеллект.
Цель: создание условий для интеллектуального развития младших школьников.
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогическая диагностика результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Формы работы с в направлении «Интеллект»:
- тренинги по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели;
- участие в олимпиадах, конкурсах.
- занятия в кружках дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО КАЖДОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Здоровье и спорт | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни; -формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; -знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. | Витамины в нашей жизни Веселые старты Папа, мама, я – дружная семья Здоровье сгубишь – новое не купишь | Праздники Тематические классные часы Соревнования Интерактивные игры |
Семья | - организация и совместное проведение досуга детей и родителей; - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; - обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми; | Папа, мама, я – дружная семья История моей семьи Подарки щедрой осени Весенняя капель За милых Дам | Праздники Проекты Спортивные мероприятия |
Интеллект | -определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. -формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; | Грамматический бой Математический бой | Интеллектуальные конкурсы Викторины КВН Олимпиады |
Духовно-нравственное | - обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; - формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания; - формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. | Золотая осень Государственные символы России Подарки щедрой осени Новый Год – счастливый праздник Подарок солдату Весенняя капель Здравствуй, лето! | творческие конкурсы тематические классные часы интерактивные игры КТД Экскурсии |
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях).
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:
- публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников);
- прозрачность правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);
- сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);
- дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются рейтинг, формирование портфолио.
Рейтинг как способ организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся представляет собой размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью в чем-либо (достижениями). Рейтинги оказывают ощутимое стимулирующее воздействие на поведение ученических коллективов и отдельных школьников.
Портфолио
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Формирование ценностного отношения к семье и семейным ценностям
- ценностное отношение к семье , к своей малой родине, к семейным традициям; воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
- совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; повышение педагогической культуры родителей;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
- восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.
Развитие интеллекта и творческих способностей
- развить способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...