ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Мир доброты»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

 

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Мир доброты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия

УТВЕРЖДАЮ

«__»_______2017г.

директор гимназии

___________/М.Е. Гулакова/

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Мир доброты»

4 «Б» класс

                                                                                                                       Классный руководитель:

                                                                                                                   Со ЕнДя (Тамара Валерьевна)

Южно-Сахалинск

2017г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы   Программа духовно-нравственного воспитания младших

школьников «Мир доброты».

Цель  программы: создание условий  для воспитания  нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

1.Создать благоприятный  психологический климат в классном коллективе, способствующий развитию личности ребенка.

2.Развивать  творческие, интеллектуальные, физические   способности учащихся, вовлекая их в проектно-исследовательскую, научную, спортивно-оздоровительную, коммуникативную   деятельность.

3.Формировать  ценностное отношение к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.

5.Формировать навыки  здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.

6.Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.

Сроки реализации программы.

4 года (1-4 классы).

Ожидаемые результаты:  

1.Ценностное отношение к России, к своей малой родине,  культурно-историческому наследию.

2. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

3.Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

4. Опыт социальной и межкультурной  коммуникации.

5. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы, включая сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей, опираясь на положительный семейный опыт воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность

        Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации.  Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере воспитания подрастающего поколения. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.

Новизна программы

  • программа интегрирована в основные виды деятельности обучающихся, что является одним из основных принципов, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
  •  в структуру программы включены блоки, которые предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и приобретение практического опыта;
  • привлечение  родителей в решении педагогических задач.

Принципы реализации программы:

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно - ориентированный подход;
  • деятельностный подход;
  • принцип педагогического руководства.

Методы и формы:

  • беседы и наблюдения;
  • классные часы;
  • интерактивные игры;
  • экскурсии;
  • тематические праздники;
  • конкурсные программы и КВНы;
  • игры, спортивные соревнования;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • родительские собрания.

Направления

1.Духовно - нравственное

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся  с нравственными позициями людей прошлого и настоящего.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники,  конкурсы.

- Экскурсии, походы.

- Изучение нравственного наследия своей  страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира, родного края

2.Спортивно-оздоровительное

Цели:

-  формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека;

- обучение  способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

формировать представления о положительных и отрицательных факторах, оказывающих влияние на здоровье;

- знакомить с  правилам личной гигиены, с упражнениями для психологической разгрузки и упражнениями для снижения зрительного напряжения; развивать навык  самостоятельно поддерживать свое здоровье;

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

- формирование представлений о ЗОЖ;

-расширение представлений о понятии «здоровье»;

- формирование представлений о влиянии окружающей среды на здоровье человека, чередовании труда и отдыха, профилактики нарушений деятельности организма.

Формы работы классного руководителя:

-беседы, классные часы;

-интерактивные игры; викторины,

-спортивные мероприятия;

-проектно-исследовательская деятельность.

3.Семья

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение внеклассных мероприятий.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.        

        

Основные моменты деятельности классного руководителя:

  • изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;
  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
  • активное включение родителей в воспитательный процесс.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

  • тематические классные часы;
  • праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
  • тематические праздники, посвященные красным датам календаря.
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины;
  • дни творчества, дни открытых  дверей;

-          индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;

  • читательские конференции  по проблемам семьи с приглашением специалистов.   

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя  — создать условия для физического, интеллектуального и духовного развития  учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо:

а) изучение психологической  атмосферы в семье, взаимоотношения с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед, встреч со специалистами;

в) вовлечение родителей к подготовке и проведению совместных внеклассных мероприятий;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях;

Основные направления классного руководителя и родителей :

а) выработка единой тактики семьи и школы в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания.

Примерная тематика проведения  классных   родительских  собраний  в  начальных классах.

1       класс

1.Первый раз  в первый класс. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Компьютер в жизни семьи и первоклассника.

3. Мотивы учения младших школьников.

4. Режим дня школьника.

2       класс

1. Первые уроки школьной отметки.

2. Гиперактивность. Что это такое?

3. Что мы знаем об агрессивности?

4. О разумной родительской любви.

3       класс

1.О  стилях семейного воспитания

2. Что мы знаем о темпераменте?

3. Что такое способности человека?

4. Поощрение и наказание как методы воспитания.

 

4       класс

1.О детской дружбе

2. Поговорим о ЗОЖ

3. О безопасности в окружающем мире. Действия при ЧС

4.Моя семья – моя радость

4. Интеллект.

Цель: создание условий для интеллектуального развития младших школьников.

Задачи работы:

  • определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  • формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогическая диагностика результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Формы работы с в направлении «Интеллект»:

  • тренинги  по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели;
  • участие в олимпиадах, конкурсах.
  • занятия в кружках дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО КАЖДОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Здоровье и спорт

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни;

-формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья;

-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.

Витамины в нашей жизни

Веселые старты

Папа, мама, я – дружная семья

Здоровье сгубишь – новое не купишь

Праздники

Тематические классные часы

Соревнования

Интерактивные игры

Семья

- организация и совместное проведение досуга  детей и  родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

-  создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей;

- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;        

Папа, мама, я – дружная семья

История моей семьи

Подарки щедрой осени

Весенняя капель

За милых Дам

Праздники

Проекты

Спортивные мероприятия

Интеллект

-определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

-формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

Грамматический бой

Математический бой

Интеллектуальные конкурсы

Викторины

КВН

Олимпиады

Духовно-нравственное

- обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;

- формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания;

- формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Золотая осень

Государственные символы России

Подарки щедрой осени

Новый Год – счастливый праздник

Подарок солдату

Весенняя капель

Здравствуй, лето!

творческие конкурсы

тематические классные часы

интерактивные игры

КТД

Экскурсии

СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях).

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:

  • публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников);
  • прозрачность правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
  • регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);
  • сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);
  • дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются рейтинг, формирование портфолио.

Рейтинг как способ организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся представляет собой размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью в чем-либо (достижениями). Рейтинги оказывают ощутимое стимулирующее воздействие на поведение ученических коллективов и отдельных школьников.

Портфолио

 «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

Цели и задачи портфолио

Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:

  • повышение качества образования в школе;
  • поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
  • систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
  • развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
  • формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Формирование ценностного отношения к семье и семейным ценностям

  • ценностное отношение к семье , к своей малой родине, к семейным  традициям; воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
  • совместное проведение досуга  детей и  родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; повышение педагогической  культуры  родителей;
  • создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей;
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;        
  • восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.

Развитие интеллекта и творческих способностей

        

  • развить  способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;
  • определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...