Развитие коммуникативных способностей у детей
методическая разработка
Общение со сверстниками часто вызывает сложности у детей. Они плохо понимают свои переживания. На трудности в общении чаще всего отвечают негативными эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Необходимо формировать у детей положительное восприятие себя и окружающих людей. Снижать чувство тревоги во время совместной деятельности. Научить выражать положительные эмоции при общении.
На решение этих задач и ориентирован данный материал.
Занятие может быть использовано как для начальных классов общеобразовательной школы, так и для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_u_detey.docx | 297.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия.
Тема: Развитие коммуникативных способностей у детей.
Занятие может быть использовано как для начальных классов общеобразовательной школы, так и для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие положительных эмоций к себе и окружающим людям, развитие навыка коммуникации со сверстниками.
Задачи:
1.Образовательно-познавательные:
- расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- формировать навык положительного восприятия себя и окружающих;
- знакомить с новыми словами, характеризующими положительные качества;
- совершенствовать навыки общения со сверстниками;
- формировать навыки согласованных действий со сверстниками;
- формировать навыки предметно-практической деятельности;
- продолжать учить рисовать акварельными красками.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать сенсорно-перцептивные способности;
- продолжать совершенствовать слуховое внимание;
- развивать координацию движений;
- развивать зрительное восприятие;
- обогащать словарный запас;
- развивать мимику.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение играть в коллективе;
- воспитывать культуру общения;
- формировать добрые дружеские отношения в коллективе.
Методическая цель: создание условий для воспитания качеств личности (эмпатия, доброта, сопереживание, коммуникативность)
Наглядные пособия: мягкая игрушка гнома, картинка с изображением цветка.
Оборудование: металлофон, текст сказки, раскраски с изображением цветка колючки, акварельные краски, кисточки, стаканы-непроливайки, салфетки, искусственный цветок, составной коврик из нескольких фрагментов, музыкальный центр.
Ход занятия.
Организационный момент.
Начало занятия проходит в свободной от парт зоне класса.
Дети рассаживаются на стульях по кругу.
- Вступительная часть.
- Знакомство с гномом Долей.
Воспитатель берет в руки мягкую игрушку гнома:
«Здравствуйте. Это гном Доля. Он знает много сказок и историй. И очень любит их рассказывать. Он давно подружился с ребятами и часто приходит к ним на занятия».
- Приветствие
Воспитатель: «Сегодняшнее занятие мы начнем с приветствия друг друга. Нужно повернуться к соседу справа и с улыбкой сказать простые слова: «Я так рад тебя видеть!»
Дети приветствуют друг друга.
- Воспитатель: «Но вот подошло и время сказки. А поможет нам попасть в сказочный мир волшебная мелодия».
Учитель играет на металлофоне мелодичную последовательность звуков.
- Основная часть
- Сказка «Колючка» из книги Н.М.Сертаковой «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста».
(см. приложение)
- Обсуждение прочитанного материала.
Методические рекомендации: в зависимости от эмоциональной реакции детей, можно задать уточняющие вопросы по содержанию. Например: что помогло колючке расцвести? (ласковое солнышко, пение птиц, улыбки цветов). Или сохранить чувственное восприятие услышанной сказки, не обсуждая ее.
- Раскрашивание цветка.
Организационный момент. Дети садятся за столы.
Воспитатель, показывая черно-белое изображение колючки: «Теперь я попрошу вас превратить эту колючку в красивый цветок. Помните, что люди тоже могут быть немного волшебниками, превращать некрасивое в прекрасное, грустное в веселое, злое в доброе. Правда, для этого нужно самим быть добрыми, нежными, заботливыми».
Дети раскрашивают цветок. При желании можно дополнить рисунок изображением окружающей природы: солнце, трава, цветы и т.д.
- Упражнение по формированию положительного восприятия себя.
Организационный момент: дети опять рассаживаются по кругу.
Воспитатель: «Ребята, а какие еще хорошие качества вы знаете? (уступчивый, смелый, веселый, честный, трудолюбивый, ласковый и т.д.)»
Учитель берет в руки искусственный цветок: «Сейчас я буду передавать по кругу цветок и он вас будет спрашивать: «Какой ты?», а вы говорить одно свое хорошее качество». («Я - ……..»)
- Упражнение по формированию доброго отношения друг к другу, умению выражать положительные эмоции при общении.
Воспитатель: «Приятно услышать и от друзей добрые слова. Они как лучики солнца, которые ласкали нашу Колючку в сказке. Сейчас мы будем друг другу протягивать цветок и говорить, что нам нравится в этом человеке. («Мне нравится, что ты ……)
- Физкультминутка с речевкой.
Организационный момент: дети встают около стульев.
Воспитатель: «И очень важно, что мы все умеем дружить!»
Дети выполняют движения, согласно словам текста и показу воспитателя:
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладоши
А теперь мы покружились
И на землю опустились
Потянулись, потянулись
И друг другу улыбнулись
Здесь мы вместе: ты и я
Потому что мы – друзья!
- Подвижная игра «Остров».
Организационный момент: освобождаем пространство для игры (отодвигаем стулья) и раскладываем составной ковер. Настраиваем музыкальное сопровождение.
Воспитатель: «А теперь проверим, какие вы друзья. Представьте, что вы оказались в открытом море и спастись можете только на маленьком острове. Вы (пока звучит музыка) плаваете в море, но когда я произнесу «Земля», вы должны все уместиться на этом острове. Если кому-то не хватит места – игра закончится. Помните, что спастись должны все!»
Игра проходит несколько раз. И каждый раз одно составное звено коврика убирается. По мере уменьшения коврика, дети все теснее стоят друг к другу.
Методические указания. Проигравших в игре нет. Главная цель игры, чтобы дети внимательно относились друг к другу, поддерживали, уступали, не толкались. Ведь, если кому-то не хватит места на коврике, игра прекращается. В конце игры дети получают положительные эмоции от совместного «спасения».
- Заключение.
Организационный момент: дети встают по кругу.
Речевка
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.
Воспитатель берет в руки гнома Долю и вместе с ним прощается с ребятами.
Методические рекомендации: для сохранения эмоционального настроя детей, лучше воздержаться от словесных выводов и подведения итогов урока. Важнее чувственное восприятие совместной деятельности на занятии.
Приложение.
«Колючка»
На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники.
Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо — большое, чистое и светлое, а вот солнце — теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».
Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголки.
Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.
— Привет, — сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы
цветут, а ты о чем думаешь?
—Что значит— цветут? — удивилась Колючка. — Я об этом ничего не знаю.
— А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик. Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни.
- Как же так? — удивилась Колючка. — Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!
- Лучик! — воскликнула она. — Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
- Но это же просто, — ответил ей Лучик, — доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!
- Как это? — подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.
И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.
— Расцвела! Я расцвела! — воскликнула она. — Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!
И красавица Колючка радостно затрепетала — у нее начиналась Новая Жизнь.
(Сертакова Наталья Михайловна - Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие коммуникативных способностей у детей в играх и повседневной жизни"
Отчет по самообразованию....
"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".
Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....
Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)...
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....
Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...
Формирование речевых и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к ...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УО
Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...