День весны
план-конспект занятия (3 класс)
Беседа о весне и птицах, изготовление птички. Конспект урока может быть использован для урока Технологии и для внеурочной деятельности быть использовано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_vesny.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Праздник весны
Возраст обучающихся: 2-3 класс (8-9 лет)
Разработала: учитель начальных классов Букреева Р.Ю.
Цель: - создание условий для активного участия детей на занятии, конструирование объектов природы для украшения кабинета.
Задачи:
Обучающие
- учить самостоятельно и последовательно выполнять операции (шаги) по технологической карте;
- закреплять знания по технике безопасности при работе с ножницами;
- обогащать словарный запас;
- формировать представления детей о птицах.
Развивающие
- развивать навыки ручного труда;
- расширять кругозор, творческое мышление.
Воспитательные
- прививать экологическое воспитание;
- воспитывать мотивацию к занятию;
- воспитывать умение работать в группе.
Форма занятия: интерактивное занятие в форме соревнования
Оборудование: ТСО
Звуковое сопровождение: голоса птиц, песенка- закличка «Жаворонок», спокойная музыка с птичьими голосами.
Материал: картон чёрного цвета, бумага розовая, белая, краски, клей, атрибуты (веточки, скворечник).
Инструменты: ножницы, карандаш, кисти,
для педагога (шило, резак, нитки, иголка), атрибуты (веточки, скворечник).
Раздаточный материал: шаблоны деталей, карточки для рефлексии.
Методы:
Словесные: объяснение, описание, разъяснение, художественное слово и др.;
Наглядные: демонстрация слайдов, карточки для рефлексии;
Практические: применение ИКТ.
Словарная работа: сороки, синичник, леток, насест.
План проведения занятия
- Организационный момент (психологический настрой)
- Создание проблемной ситуации
- Презентация (формулировка темы занятия, постановка целей и т. д.)
- Работа с командами: вопросы, загадки и т. д.
- Практическая работа по группам
- Физминутка
- Подведение итога занятия
- Рефлексия
Ход занятия:
- Ребята, я рада снова встретиться с вами, и хочу узнать, какое у вас настроение? Возьмите карточку со смайликом, который передаёт ваше настроение.
Я хочу пожелать вам весеннего солнечного настроения. Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки.
Чтение стихотворения И. Муравейко «Весна» (читает ребёнок)
Два скворца летели,
На берёзку сели,
Сели и запели,-
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой берёзке!
- Как вы думаете, о ком говорится в стихотворении? (Ответы детей)
- Правильно о птицах, каких птицах? (Ответы детей). О перелётных.
- Кто ответит, почему птиц называют перелётными? (Ответы детей) Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.
(Слайд с темой занятия 1) Наше занятие мы посвятим перелётным птицам и сами сделаем их, чтобы украсить кабинет.
- Прилёт птиц во всех странах связывался с приходом весны.
- А вам известно, что во всех странах 1 апреля отмечается международный день птиц? (Слайд 2)
1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелётных птиц праздновалось, потому что этих птиц считали вестниками наступающей весны.
Читает ребёнок:
Поздравляем всех причастных
С классным праздником - Днём Птиц,
Пусть побольше в вашей жизни
Будет радостных страниц.
Птиц своих не обижайте,
Ведь они у нас друзья.
Даже жизнь свою без птицы,
Так представить нам нельзя.
- Может быть вы знаете, какой праздник в России посвящён птицам? (Ответы детей)
(Слайд 3) Каждый год 22 марта, в день весеннего равноденствия, отмечался праздник Сороки. Люди считали, что к этому дню прилетают из тёплых стран сорок птичьих стай. Обычай старины- печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки- заклички (звуковой фон, слайд 3).
(Слайд 4) Дети шли на опушку леса, сажали жаворонков на ветки деревьев и закликали. Одна из старейших традиций – развешивание в этот день скворечников, синичников и других «птичьих домиков».
- Какие ещё птицы прилетают к нам весной? (Ответы детей). Ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли, гуси, утки, грачи и др. (Слайд 5)
Информация о скворцах с комментариями (Слайд 6)
Скворцы имеют оперение черного цвета с характерным металлическим блеском, синеватым, фиолетовым, зеленоватым или бронзовым оттенками.
А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.
Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в скворечниках, построенными людьми.
Взгляните на изображение скворечника (Слайд 7).
Круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).
(Слайд 8) К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи.
Информация о стрижах с комментариями (Слайд 9)
Оперение чёрного стрижа - дымчато-тёмно-бурое. Цвет оперения меняется в зависимости от освещения. Подбородок и горлышко украшены светлым пятном округлой формы. Глаза у птички тёмно-коричневые, клюв чёрный.
Часто стрижей путают и с ласточками, с которыми они похожи и внешне, и по поведению. Однако родственниками эти птицы не являются. И первая особенность состоит в том, что эта птица в прямом смысле – живёт в небе, в полёте.
Стрижи всё делают налету: едят и утоляют жажду, стрелой проносясь над водой и зачерпывая воду клювом. В полёте они отдыхают, приводят в порядок пёрышки, назначают свидания, собирают подстилку для гнёзд и спариваются тоже в полёте. Спят стрижи налету, прямо в воздухе. Причём не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.
Стрижи птицы очень зависимые от погодных условий. Если погода не благоприятствует, холодно и в воздухе мало насекомых, они не спешат плодиться. При затяжных дождях прячутся в гнёздах. Отсиживаются. Дня четыре способны голодать.
Ещё одна особенность чёрных стрижей, отличающая их от других певчих птиц: они не учат своих птенцов добывать пищу. (Слайд 10)
Птенцы чёрного стрижа становятся самостоятельными, едва покинув стены родительского дома. В гнезде птенцы могут провести и тридцать три дня, а могут и пятьдесят пять. Растут птенцы стремительно.
В заключение беседы следует отметить, что чёрный стриж занесён в Международную Красную книгу.
Задание командам
1. Загадки
Загадки о птицах 1:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад- вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… грач.
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Загадки о птицах 2:
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
На шесте-дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его …скворец.
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
2. Задание «Отгадай ребус»
Ребусы для 1-2 команды (Слайд 11)
3. Викторина «Чудо-птицы»
Вопросы 1 команде:
Кого называют царем птиц? (Орла.)
Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
Вопросы 2 команде:
Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)
4. «Угадай народную примету»
1команда:
Гусь и утка ныряют. (К дождю)
Ласточки летают над самой землёй. (К ухудшению погоды)
Соловей поёт всю ночь. (Будет хорошая погода)
2 команда:
Гуси полощутся. (К теплу)
Ласточки и стрижи летают высоко. (К хорошей погоде)
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ухудшению погоды)
5. Игра «Назови малышей»
-У утки -… утята
-У скворца -… скворчата
-У гуся -… гусята
-У воробья -… воробьята
-У грача -… грачата
-У ласточки -… ласточата
-У аиста -… аистята
-У галки -… галчата
-А чем кормят птицы своих птенцов? (Ответы детей)
Практическая работа:
- Ребята, как думаете, из чего можно изготовить декоративных птичек? (Ответы детей) Из ткани, бумаги, картона, пластилина, глины и т. д..
(Слайд 12)
- Сегодня вы будете выполнять вот таких птичек: команда «скворцы» делают скворцов; «стрижи»- стрижей. (Слайд 13)
- На занятии нам сегодня пригодится: картон, краски перламутровые, «Гуашь», клей, кисточки, ножницы, карандаш простой, нитки.
- Какие правила вы должны соблюдать при работе с ножницами? (Ответы детей)
Техника безопасности при работе с ножницами.
1. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Резать нужно не кончиками, а серединкой.
2. Ножницы нельзя близко подносить к лицу и особенно к глазам.
3. Нельзя размахивать ими.
4. Инструмент передаём другому колечками от себя.
5. По окончании работы ножницы закрыть и уложить в чехол.
- Ну а сейчас я объясню, как нужно правильно выполнять. (Объяснение).
Физминутка (учащиеся выполняют движения)
Раз и два - (Делают два хлопка)
Звенят капели - (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Три - четыре - (Делают два хлопка)
Мы запели - (2 раза прижимают ладони к груди).
Пять и шесть - (Делают два хлопка).
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны - (Взмахивают перекрещенными кистями рук).
Семь и восемь - (Делают два хлопка).
Песни льются - (Вытягивают руки вперед).
Девять - десять - (Делают два хлопка).
Все смеются - (Поднимают руки вверх).
Дети садятся на свои места.
- Очень хорошо. Вы немного отдохнули, а теперь приступайте к работе. Ну а мы посмотрим, кто лучше выполнит работу – «скворцы» или «стрижи».
Самостоятельное выполнение детьми птиц из картона по технологической карте на слайдах. (Слайд 14)
(во время работы звучит музыка с пением птиц).
Педагог помогает, делает разрезы для соединения деталей и продевает нитку.
Итог урока
- Ну что же ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на занятии? Чем мы сегодня занимались? Что вызвало у вас затруднение? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим ваши работы (анализ поделок) и сделаем выставку. (Слайд 17)
Дети вешают готовых птичек на свои предназначенные места (стрижи на веточки; скворцы на скворечник).
- Молодцы, все постарались, получилось чудесное украшение.
Рефлексия
Педагог раздаёт жёлтые кружочки (смайлики) и предлагает детям нарисовать рожицу. (Слайд 18)
Дополнительная литература:
1. Сайты интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восьмой день Весны
Это материал для проведения праздника для мам к 8 марта. Красивые стихотворения о мамах, песни, интересны сценкие сценки....
Урок - игра 1 мая День Весны и Труда
Цель: расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.Задачи:прививать интерес к труду, рабочим профессиям;показывать важность труда;воспитывать уважительн...
Методическая разработка праздника для младших школьников “Самый лучший день весны”
Праздник с участием детей и взрослых, приурочен к празднованию 8 марта....
Праздник для мам и бабушек "Восьмой день весны"
Конспект праздничной программы для мам и бабушек "Восьмой день весны". Стихи, конкурсы для детей и взрослых....
Классный час "Лучший день весны"
Внеклассное мероприятие к 8 марта...
ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа
ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа...
Конспект классного часа "День весны и труда" 2 класс
Тема классного часа: «День весны и труда» Планируемые результаты: ü Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности; познакомить с историей празднования дн...