День весны
план-конспект занятия (3 класс)

Букреева Римма Юрьевна

Беседа о весне и птицах, изготовление птички. Конспект урока может быть использован для урока Технологии и для внеурочной деятельности быть использовано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_vesny.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

  Праздник весны

Возраст обучающихся: 2-3 класс (8-9 лет)

Разработала: учитель начальных классов Букреева Р.Ю.

Цель: - создание условий для активного участия детей на занятии, конструирование объектов природы для украшения кабинета.

Задачи:

Обучающие 

- учить самостоятельно и  последовательно выполнять операции (шаги) по технологической карте;

- закреплять знания по технике безопасности при работе с ножницами;

- обогащать словарный запас;

- формировать представления детей о птицах.

Развивающие

- развивать навыки ручного труда;

- расширять кругозор, творческое мышление.

Воспитательные

- прививать экологическое воспитание;

- воспитывать мотивацию к занятию;

- воспитывать умение работать в группе.

Форма занятия: интерактивное занятие в форме соревнования

Оборудование: ТСО

Звуковое сопровождение: голоса птиц, песенка- закличка «Жаворонок», спокойная музыка с птичьими голосами.

Материал: картон чёрного цвета, бумага розовая, белая,  краски, клей, атрибуты (веточки, скворечник).

Инструменты: ножницы, карандаш, кисти,

для педагога (шило, резак, нитки, иголка), атрибуты (веточки, скворечник).

Раздаточный материал: шаблоны деталей, карточки  для рефлексии.

Методы:

Словесные: объяснение, описание, разъяснение, художественное слово и др.;

Наглядные: демонстрация слайдов, карточки  для рефлексии;

Практические: применение ИКТ.

Словарная работа: сороки, синичник, леток, насест.

План проведения занятия

  1. Организационный момент (психологический настрой)
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Презентация (формулировка темы занятия, постановка целей и т. д.)
  4. Работа с  командами: вопросы, загадки и т. д.
  5. Практическая работа по группам
  6. Физминутка
  7. Подведение итога занятия
  8. Рефлексия

Ход занятия:

- Ребята, я рада снова встретиться с вами, и хочу узнать, какое у вас настроение? Возьмите карточку со смайликом, который передаёт ваше настроение.

Я хочу пожелать вам весеннего солнечного настроения. Давайте улыбнемся друг другу, подарим  свои улыбки.

Чтение стихотворения И. Муравейко «Весна» (читает ребёнок)

Два скворца летели,

На берёзку сели,

Сели и запели,-

Как они летели, как они спешили

С берегов заморских

В край родимый, милый

К беленькой берёзке!

- Как вы думаете, о ком говорится в стихотворении? (Ответы детей)

- Правильно о птицах,  каких птицах? (Ответы детей). О перелётных.

- Кто ответит, почему птиц называют перелётными? (Ответы детей) Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

(Слайд с темой занятия 1) Наше занятие мы посвятим перелётным птицам и сами сделаем их, чтобы украсить кабинет.

- Прилёт птиц во всех странах связывался с приходом весны.

- А вам известно, что во всех странах 1 апреля отмечается международный день птиц? (Слайд 2)  

1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелётных птиц праздновалось, потому что этих птиц считали вестниками наступающей весны.  

Читает ребёнок:

Поздравляем всех причастных
С классным праздником - Днём Птиц,
Пусть побольше в вашей жизни
Будет радостных страниц.
Птиц своих не обижайте,
Ведь они у нас друзья.
Даже жизнь свою без птицы,
Так представить нам нельзя.

- Может быть вы знаете, какой праздник в России посвящён птицам? (Ответы детей)

(Слайд 3) Каждый год 22 марта,  в день весеннего равноденствия, отмечался праздник Сороки. Люди считали, что к этому дню прилетают из тёплых стран сорок птичьих стай. Обычай старины- печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки- заклички (звуковой фон, слайд 3).

(Слайд 4) Дети шли на опушку леса, сажали жаворонков на ветки деревьев и закликали. Одна из старейших традиций – развешивание в этот день скворечников, синичников и других «птичьих домиков».

- Какие ещё птицы прилетают к нам весной? (Ответы детей). Ласточки, стрижи, кукушки,  соловьи, журавли, гуси, утки, грачи и др.   (Слайд 5)  

Информация о скворцах с комментариями  (Слайд 6)

Скворцы имеют оперение черного цвета с характерным металлическим блеском, синеватым, фиолетовым, зеленоватым или бронзовым оттенками.

А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в скворечниках, построенными людьми.

Взгляните на изображение скворечника (Слайд 7).

Круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).

(Слайд 8) К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи.

Информация о стрижах с комментариями (Слайд 9)

Оперение чёрного стрижа - дымчато-тёмно-бурое. Цвет оперения меняется в зависимости от освещения. Подбородок и горлышко украшены светлым пятном округлой формы. Глаза у птички тёмно-коричневые, клюв чёрный.  

Часто стрижей путают и с ласточками, с которыми они похожи и внешне, и по поведению. Однако родственниками эти птицы не являются. И первая особенность состоит в том, что эта птица в прямом смысле – живёт в небе, в полёте. 

Стрижи всё делают налету: едят и утоляют жажду, стрелой проносясь над водой и зачерпывая воду клювом. В полёте они отдыхают, приводят в порядок пёрышки, назначают свидания, собирают подстилку для гнёзд и спариваются тоже в полёте. Спят стрижи налету, прямо в воздухе. Причём не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.

 Стрижи птицы очень зависимые от погодных условий. Если погода не благоприятствует, холодно и в воздухе мало насекомых, они не спешат плодиться. При затяжных дождях прячутся в гнёздах. Отсиживаются. Дня четыре способны голодать.

 Ещё одна особенность чёрных стрижей, отличающая их от других певчих птиц: они не учат своих птенцов добывать пищу. (Слайд 10)

Птенцы чёрного стрижа становятся самостоятельными, едва покинув стены родительского дома. В гнезде птенцы могут провести и тридцать три дня, а могут и пятьдесят пять. Растут птенцы стремительно. 

В заключение беседы следует отметить, что чёрный стриж занесён в Международную Красную книгу.

Задание командам

1. Загадки

Загадки о птицах 1:

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… грач.

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.     (Аист)

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

 В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы.   (Соловей)

Загадки о птицах 2:

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.   (Ласточка)

На шесте-дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его …скворец.

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.  (Журавли)

2. Задание «Отгадай ребус»

Ребусы для 1-2 команды (Слайд 11)

3. Викторина «Чудо-птицы»

Вопросы 1 команде:

Кого называют царем птиц? (Орла.)

Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

Вопросы 2 команде:

Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

4. «Угадай народную примету»

1команда:

Гусь и утка ныряют. (К дождю)

Ласточки летают над самой землёй. (К ухудшению погоды)

Соловей поёт всю ночь. (Будет хорошая погода)

2 команда:

Гуси полощутся. (К теплу)

Ласточки и стрижи летают высоко. (К хорошей погоде)

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ухудшению погоды)

5. Игра «Назови малышей»

-У утки -… утята

-У скворца -… скворчата

-У гуся -… гусята

-У воробья -… воробьята

-У грача -… грачата

-У ласточки -… ласточата

-У аиста -… аистята

-У галки -… галчата

-А чем кормят птицы своих птенцов? (Ответы детей)

Практическая работа: 

- Ребята, как думаете, из чего можно изготовить декоративных птичек? (Ответы детей) Из ткани, бумаги, картона, пластилина, глины и т. д..

 (Слайд 12)

- Сегодня вы будете выполнять вот таких птичек: команда «скворцы» делают скворцов; «стрижи»- стрижей. (Слайд 13)

- На занятии нам сегодня пригодится: картон, краски перламутровые, «Гуашь», клей, кисточки,  ножницы, карандаш простой, нитки.

- Какие правила вы должны соблюдать при работе с ножницами? (Ответы детей)

Техника безопасности при работе с ножницами.

1. Обращайтесь  с  ножницами очень осторожно.  Резать нужно не кончиками, а серединкой.

2. Ножницы нельзя близко подносить к лицу и особенно к глазам.

3. Нельзя размахивать ими.

4. Инструмент  передаём  другому колечками от себя.                              

5. По окончании работы ножницы закрыть и уложить в чехол.

- Ну а сейчас я объясню, как нужно правильно выполнять. (Объяснение).

Физминутка (учащиеся выполняют движения)

Раз и два - (Делают два хлопка)
Звенят капели - (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Три - четыре - (Делают два хлопка)
Мы запели - (2 раза прижимают ладони к груди).
Пять и шесть - (Делают два хлопка).
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны - (Взмахивают перекрещенными кистями рук).
Семь и восемь - (Делают два хлопка).
Песни льются - (Вытягивают руки вперед).
Девять - десять - (Делают два хлопка).
Все смеются - (Поднимают руки вверх). 
Дети садятся на свои места.

- Очень хорошо. Вы немного отдохнули, а теперь приступайте к работе. Ну  а мы  посмотрим, кто лучше выполнит работу – «скворцы» или  «стрижи».

Самостоятельное выполнение детьми  птиц из картона по технологической карте на слайдах. (Слайд 14)

 (во время работы звучит музыка с пением птиц).

Педагог помогает, делает разрезы для соединения деталей и продевает нитку.

Итог  урока

- Ну что же ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на занятии? Чем мы сегодня занимались? Что вызвало у вас затруднение? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим ваши работы (анализ поделок) и сделаем выставку. (Слайд 17)

 Дети вешают готовых птичек на свои предназначенные места (стрижи  на веточки; скворцы на скворечник).

 - Молодцы, все постарались, получилось чудесное украшение.

Рефлексия

Педагог раздаёт жёлтые кружочки         (смайлики) и предлагает детям нарисовать рожицу. (Слайд 18)

Дополнительная литература:

1. Сайты интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восьмой день Весны

Это материал для проведения праздника для мам к 8 марта. Красивые стихотворения о мамах, песни, интересны сценкие сценки....

Урок - игра 1 мая День Весны и Труда

Цель: расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.Задачи:прививать интерес к труду, рабочим профессиям;показывать важность труда;воспитывать уважительн...

Методическая разработка праздника для младших школьников “Самый лучший день весны”

Праздник с участием детей и взрослых, приурочен к празднованию 8 марта....

Праздник для мам и бабушек "Восьмой день весны"

Конспект праздничной программы для мам и бабушек "Восьмой день весны". Стихи, конкурсы для детей и взрослых....

Классный час "Лучший день весны"

Внеклассное мероприятие к 8 марта...

ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа

ДЕНЬ ВЕСНЫ - 8 МАРТА (развлекательно-игровая программа...

Конспект классного часа "День весны и труда" 2 класс

Тема классного часа: «День весны и труда»   Планируемые результаты: ü  Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности;   познакомить с историей празднования дн...